Чайник птица перелетная

1. Люди и машины.
Чайник это я. Будем знакомы. Здесь будет рассказ о  технике, которая мне встречалась на трудовом пути. Сначала я хотел рассказать покороче только о технике, но выходило сухо -люди выпадали. И решил рассказать обо всем интересном и о людях тоже.  Вообще-то я гуманитарий, но техника меня интересовала  с детства.   Еще в школе начал  делать телескопы. Конечно, из очковых линз и, конечно, из этого мало чего хорошего получалось.  Но зато освоил всю  оптику.
2. Трудовой стаж начался.
Почему вы поступили в наш институт, спрашивают студента. Близок он мне как-то. Живу я рядом.   Рядом с нами был только техникум, где как раз открыли новый курс электрооборудование промпредприятий. Преподавателей брали с производства и каждый учил как умел.
71 год.   Марийское село Помары. Студенческий стройотряд строит коровник. 72 год. Балахнинский комбинат. Производственная практика электриком на лесобирже. Выезжаем в лес тушить пожары.                73 год. Направлен  в далекий немецкий город Тильзит. Как раз там, где Наполеон переходил Неман и стоял  немецкий бумагоделательный  комбинат.  Я уже прошел теоретическую часть и практику. Учился легко и на отлично, а вот опыта не хватало.
3. Делаем для страны бумагу.
Ходил напарником за  вечно сонным наставником  (работа сменная-дежурным электриком . ) Когда летом комбинат остановили на ремонт работы было много.  Надо было бегать по всем этажам и отключать оборудование, выведенное  в ремонт. Там работала громкая связь и звали  нарасхват, то туда то сюда.  Умотаты.                После смены пришел в общежитие коридорного типа и не смог вставить ключ в замок... выяснилась, что это не дверь в мою комнату, а дверь в туалет и на другом конце коридора,  а замка там, вообще, нет.
В армии стройка и снова электрик.
После армии  попал  в  большой и главный на комбинате цех, где делают бумагу. Год это был 76.  Энергетик цеха Сулоев Сергей Николаевич  (очень похожий на Чубайса)  встретил меня хорошо.  Сказал сразу, что готовит себе замену.  А кого еще, говорил он.  Цех был большой.  Две машины.  Производство бумаги процесс непрерывный и днем и ночью.  Если машина встанет запустить её непросто. Внизу в подвале по трубам насосы гоняли бумажную массу и подавали её в емкость оттуда она выливалась на сетку, которая двигалась, потом массу обжимали и это еще сырое полотно надо было  руками заправить на барабаны, где оно проходило сушку.  Потом уже, как бумагу, сматывали на вал и снимали. А дальше разрезали на бабины по 200 кг и паковали.    Все на электрической тяге. Все крутилось и вертелось.  В подвале  сыро и оборудование на 380 вольт. Часто нужно было, одев перчатки,   для замены  или для того чтобы обесточить насос, выведенный в ремонт, снимать предохранители под напряжением.  Меня поставили "дежурным электриком" . Это значит ты на смене один и все зависит от тебя.
Приступив к обязанностям сразу стал работать головой. Смотрю наши дежурные  электрики, когда им нужно срочно заменить предохранитель, берут  с полки готовый и прозванивают каждый - крутят мегометр  с проводами.  Их током лупит от мегометра, а они  крутят динаму.                Уходит время.                Нашел трансформатор  на 12 вольт (безопасно) поставил на щит две губки, лампочку.  Теперь, если нужно проверить предохранитель - просто вставляешь его и, если лампочка горит, он целый. Все быстро  оценили. Сказали: молодец.   Такой был у меня подход к делу.  Но работа по ночным сменам была не для меня. Ночью я сваливался в сон и не мог ничего полезного делать. А днем не мог  уснуть, чтобы выспаться.
 Однажды я их "подвел"  на ответственном участке сгорел пускатель. Дело было ночью, сонного электрика разбудили и сказали "чини".  С запаской у нас было плоховато, но я нашел подходящий пускатель и заменил.  Но, включаешь - не работает!  Туда сюда хожу, наверх по лестнице лазаю, проверяю - одну фазу не выдает.  Так уж и утро наступило и смена пришла.  Выяснилось, что пускатель хоть и новый, но один силовой контакт не прижимается. А  в цеху от готовой продукции уже завал.
   А однажды и помог. Там на выходе бумагоделательной машины стоит кран -чтобы снимать готовую продукцию - бабину весом тонн пять. Ночью на реверсивном пускателе подъема сгорает катушка. А продукцию  уже пора снимать или машину останавливать. Я - наверху, а они внизу, кричат: "Делай скорей..."  И им говорю: быстро никак, давай вручную. Они тельфер погоняют, а "вира"- "майна" я обеспечиваю, нажимая на пускатели. Сняли...Теперь меняй, сказали они успокоенно.

   Самое сложное и требующее внимания это распределительные установки напряжением в 6 тысяч вольт.  Тут  не до шуток.  У нас был дежурный Павел Иванович, его один раз на смене так заторопили , что он включил не тот рубильник...  бабахнуло как пушки,  он выполз из подстанции бледный на четвереньках и долго ничего не мог говорить.  И с того раза, когда к нему заходили и просили отключить чего-нибудь, он всегда сначала размахивал руками   "Нет! Я ничего отключать не буду! " , а потом шел и отключал.
   Раз в году нужно было все оборудование останавливать и делать плановый профилактический ремонт. ППР.  Посидели, поболтали, разошлись. На подстанциях  протирали изоляторы, протягивали контакты и пр. Потом все запускали - подавали напряжение.  И вот раз случилось следующее.  Подают напряжение на нашу подстанцию, а защита сразу срабатывает. Стреляет, как при  коротком замыкании. Не шутка. И это после ремонта.  Всё проходят, смотрят внимательно проверяют - ничего нет. Снова пробуют включить - снова выбивает.   Да что такое! ЧП. Приходил главный энергетик все снова проверяют в четыре глаза , все ячейки - нет ничего! Все нормально.  Снова включают - опять: бах!   Потом приносят - большой ключ  который забыли в ячейке. Коротил, гад, с шины на корпус.  И края у него оплавились, как от электросварки. 
    Такое же было и у меня на смене. Часов в восемь вечера - посадка напряжения.  Моргнул свет и отключились все пускатели. Все оборудование - встало. Операторы бегают - запускают машины - все включается.  Обошел, смотрю  нормальное напряжение. Было ясно где-то коротнуло, но где ?   Записал в журнал и все.  Потом месяца через два выяснилось. Кот пролез через вентиляцию на трансформатор, а он теплый, его разнежило и он замкнул на высокой стороне...трансформатор большой  кота снизу то и не видно, тем более что от него мало что и осталось.  Но это были единственные потери. В остальном без жертв.               
    Правда, однажды чуть не произошло ЧП.  Тоже вывели оборудование в ремонт.  А Генка Лысков решил сам себе допуск сделать.  Отключил рубильник и работает с молодым напарником.   Я ему говорю : Гена, а ты чего тут делаешь?  Ремонт по плану, - говорит. .  и радостный такой.  А  секции  на эту машину с двух мест запитывались и одна силовая с другой подстанции... ладно они её не вскрыли - попал бы ученик под напряжение.  И не просто тряхануло, а мог бы залипнуть и остаться.                А один раз наши начальники: шеф с бригадиром  учудили салют.  Нам на каландр смонтировали новую сложную в несколько шкафов установку и они там что-то делали. У них в руках был тестер. И они не нашли куда его положить, чтобы замерить напряжение и положили  на шины .  Он же из пластика.  А на обратной стороне была табличка из алюминия... а на 380 вольт короткое замыкание стреляет тоже хорошо.  Месяц оба на работу не выходили.
   4, Студент.
 Тогда я уже учился на втором курсе московского заочного института. Мне присылали задания, но в парке играла музыка и гуляли парами девушки. А нужно было сидеть за ватманом и писать шрифты. Сейчас бы я два таких задания выполнил, а тогда меня отчислили - за неуспеваемость.

   5. Возвращение блудного сына.
   Чайник птица перелетная и  однажды  в 79 году нашей эры я покинул Восточную Пруссию и её бумажный комбинат  и уехал  в поезде обратно на восток.  Потом узнал  судьбу  этого комбината: в  2008 пожар на свалке коры, кредит, банкротство и продажа комбината частному владельцу (конечно из Питера) за небольшие деньги.   Торгуем Родиной оптом и розницу.
На новом месте, уже практически там где и родился, осел на заводе, где делали станки и поставляли  их за рубеж, но и там  завод  продали.    Я потом на этот завод вернулся поработать и увидел пустые цеха.
   Шесть лет был чиновником (зарабатывал квартиру) и снова инспектировал технику в том числе по регионам страны.  Краны, котельное хозяйство лекции по трудовому праву и оказанию доврачебной помощи.                Но это была бумажная канитель, а меня тянуло к железякам.
  6. Завод.
   Потом,  в 86 том , как только появилась возможность, ушел  на завод. На настоящее производство.               
   Попал в основной цех (все в белых халатах) и сразу стал осматриваться чего бы тут модернизировать.               
   Смотрю: они по техпроцессу делают следующее.  Берут заготовку (размера она небольшого) чтобы  сделать на торце профильные  срезы под разными углами. Берут из тары 50  изделий, зажимают и протачивают один профиль. Потом перенастраивают станок на новый угол обработки шлифовальным кругом и снова на 50 изделий все повторяется. И так пять раз. Ну, тут, конечно,  возникает  мысль:  а нельзя ли один раз зажать изделие в приспособление и сделать все пять операций?  Шлифовальный круг не перестраиваешь, а меняешь позиции заготовки в пространстве.
   Дома нарисовал чертежи, даже сделал модель этого приспособления из дерева и подал рацпредложение.   Сначала тихо.  Потом начальник конструкторского отдела вызывает: "Не хотите ли у нас поработать".    (Опять бумаги?  )                Я не был готов к такому  ценному предложению (ну какой из меня конструктор!) и деликатно отказался.               
   Но потом один конструктор стал вызывать  к себе в отдел и показывал какие-то чертежи и спрашивал, как лучше... оказалось, ему  поручили это дело воплотить в метал и он решил  не делать приспособление, а сделать сразу станок.  Полгода он делал свой станок, потом второй ... в итоге списали крупную сумму денег и ничего не вышло.               
   Его ошибка, которую я не смог вовремя заметить и предотвратить: надо было идти от простого к сложному и сначала сделать  приспособление и опробовать его.

     7. Почетная доска .
Потом я перешел на участок по нанесению покрытий. Наладчиком.  Там работал Виталик мой друг.  Они вдруг прибежал и потащил меня к себе: Пошли - место освободилось!  Выяснилось, что на заводе поставили у входа большую Доску почета и с участка нужно было  выставить одну кандидатуру передовика. Саша и Галя, которые до этого ходили по участку только в обнимку, разругались  вдрызг. На доске в итоге висела Галя, а  Саша наладчик, хлопнув дверью - ушел в конструкторское бюро - там тоже были такие две установки.

  8. Стратегический метал.
  Это Титан.  Его соединение  с азотом бронзового цвета очень прочное на износ.  Самый твердосплавный инструмент против него вылетает быстрее в два раза. Вот его и наносили на изделия на этом участке. Делалось это на специальной установке в состоянии глубокого вакуума. Это очень похоже на большую радиолампу.  На уровне лица камера размером с телевизор, стенки из нержавейки толщиной 15 мм.  В  камере стоит катод (конусная болванка из титана) на катоде искрой поджигается разряд, в состоянии глубокого вакуума он переходит в плазму, которая удерживается постоянным магнитным  полем. Ничего сложного,  но элементов в установке много.   
  Изделия в камере  на столе, который вращается, и разница потенциалов вынуждает титан, который от плазмы испаряется, перелетать на изделие, образуя тонкую пленку. Глубокий вакуум обеспечивался роторным и диффузным масляными насосами.  Сначала вникал. Меня самого учили. Моя работа состояла в том, чтобы менять катоды и чинить неисправности, которых было не мало. 
   Потом уже через месяц внедрил первую рационализацию. 
Они периодически снимали диффузионный насос, чтобы сменить масло. Он крепился снизу к камере на 12 болтов . Во время первого показательного съема участвовало 6 человек.  Лёшке прищемило палец.  Стало ясно - нужна инженерная мысль.
Решение нашлось простое. Заменил два болта на длинные шпильки и на них эту бочку спокойно один снимал и ставил, работая ключом.  Начальник участка Сережа новацию не оценил. Ну, и что,-  сказал он вяло.               
  Потом мы уже без этих шпилек насосы не меняли и наточили их на все участки и установки.       А Сережу с участка сняли. Он мало чего понимал, но руководил.      Ну это, как обычно.               
   Следующая проблема была в серьезной конструктивной недоработке. В отделом шкафу стояли секции с трансформаторами.  И они иногда "вылетали"  - если пускатели не успевали отключиться - случалось КЗ.  и нужно было блок менять. 
   Одна секция килограммов 150 или больше.  Разобравшись в схеме стало ясно, что простой блокировки на  магнитных пускателях будет достаточно, чтобы решить эту проблему.  Нарисовал схему, смонтировал.  Сначала на одной установке, а потом и на других...  год мы не знали этой проблемы.  Потом пришел второй наладчик, очень самоуверенный специалист.  Он посмотрел "это что такое?"  -  не по схеме.  И все демонтировал.    Блок у него сгорел сразу.  Теперь сам меняй, - сказал я ему. Он собрал мужиков и заменил.  Я тогда еще спину потянул, блин.  А он понял и  всю блокировку - восстановил.
   А потом пошло поехало. Самое главное - титан метал пористый и летит  кусками. Делать ровное блестящее покрытие можно только на малых токах. А  установка меньше 90 ампер тока на катоде не дает. Плазма гаснет. Они придумали делать сепарацию за счет изменения направления движения потока. Но большая часть титана садилась на стены.   Ничего хорошего.
    Подключив аргон, я смог добиться снижения  тока напыления до половины - 45 ампер.  И напылял напрямую .  Уже лучше.
    По технологии у них для соединения подвозился Азот. Сжиженный в емкостях.  Вставляешь трубку и качаешь.  Если кто забывал её вставить - получалось все черное.   Мне в итоге удалось таки производить процесс получения нитрида титана, забирая азот только из воздуха.  На малых токах  .  Еще пробовал  подавать и диоксид углерода, чтобы получить диоксид титана, который имел белый цвет, но это не получалось.  Потом я придумал. Надо было пробовать на катоде вольфрам, его соединение с кислородом - белого цвета. Это видно, когда в лампочку попадает воздух и в колбе появляется белое облачко.  Но время ушло.
   Технологии эти были новые и интересные.  Каждый день можно было проводить эксперимент.
   Тогда же я  нашел еще  интересный процесс. В камере появлялась сажа. Как в печке. Откуда появляется углерод? Потом понял: из азота - реакция холодного ядерного синтеза. Оля-ля. Обычно она может происходить с выделением энергии, так как из большего атомного веса получается меньший. Но тут порции были маленькие и вся энергия уходила на плазму - без взрыва, который случился у Болотова.

   10. Новая метла.
   Потом вместо Сережи на участок пришел новый начальник и у меня с ним поначалу не сложились отношения. Но я не обращал на это внимание - делал свое дело.      
   У нас на участке был спирт, Сережа был трезвенник, ну и к новому начальнику стали захаживать его друганы... я раз его без субординации за это дело при всех отчитал - сказал, чтобы он "закрыл тут свою рюмочную"               
   А он был незлобивый мужик, но затаился и искал, как меня зацепить.   Он  думал, что я во вторую смену чего-то химичу и   однажды  пришел вечером на смену и опечатал печку, где у меня были экспериментальные изделия.  Но , когда печь остыла, я сбросил вакуум, снял петли дверцы и вынул всё из камеры, не повредив его наклейку с печатью.               
  Он утром пришел, камеру открывает, а там...ничего нет.  А я просто хотел получить искусственный рубин. Это диоксид алюминия с добавкой. Но тоже с первого раза не пошло. При температуре 2 тыс градусов сбрасывался вакуум -  видимо начиналось испарение.
   А потом, я на работу постоянно носил толстую книгу по химии. Автор Глинка очень толковая. А он это заметил и подумал я чего-то в ней выношу и вечером устроил проверку - охрана отвела меня в комнату досмотра и стала эту книгу листать в поисках вложений. Но там ничего, кроме химических формул, не было. Просто книга.

   11. Техника тоже ломается.
Потом на другом нашем участке вышла из строя установка. Где-то была утечка. Начальник два дня туда посылал аварийную группу из двух инженеров и одного слесаря - мол без тебя обойдемся.                Они приезжали ни с чем. Потом его строгий директор припер на планерке:  "В чем дело?!"  Семеныч пришел с планерки и пряча глаза, сказал: Завтра с утра поезжай, а то цех встанет - башку враз отвернут.                Утром в восемь с технологом были там. Опыт, некоторая смекалка позволила быстро найти утечку.  В 11 - звонит начальник. "Ну как установка? "   Все работает, говорю.                Эти утечки чаще всего означали трещину в прокладке. Найти её трудно. Мылом не помажешь. Иногда приходилось  на завод рано рано утром приходить, когда тихо, откачивать воздух, потому все включать и в глубокой тишине ловить тонкий свист.
   12. Техника шуток не понимает.
  На установке была заслонка, которая перекрывала камеру и дифф. насос. Она приводилась в действие поршнем от пневматики. Но иногда смазка загустевала, поршень вставал и надо чинить.  Один раз мне пришлось ремонтировать, я его сдвинул. А Вениамину - напарнику ни в какую это не удавалось.  И тогда он придумал рационализацию  - подать воздух   и поршень сам сойдет. Поршень сначала стоял, а потом давление поднялось  и он стрельнул, как из пушки. Болванка пролетела до стены и, пробив стекло, вылетела в коридор, где ходили люди. Хорошо никого не задело.
   13. Простое дело - колокольчик.
В камере изделия стоят на столе и к ним подается напряжение - рабочее на 150 вольт - чтобы изделия подогревать. Но бывали броски тока (почему я обьяснил) и автомат защиты - срабатывал. Оператор из-за производственного шума мог это не услышать и тогда надо было все переделывать. Так они и работали.  Простой колокольчик, если его повесить на автомат - слетал на пол и сигнализировал лучше любой  автоматики.
   14. Бросают в прорыв.
 А тут в стране стали искать новые формы хозяйствования. Наш участок объединили с другим цехом и меня бросили туда - помогать электромонтажникам. Они - не справлялись. Я взял два щитка для абразивного станка и сделал монтаж электрооборудования. Не спеша  - за два дня.  Ко мне подошли монтажники и сказали: Ты больше так не делай.  А в чем дело? - спросил я.  Нам же теперь расценки срежут-объяснили они. Вот оно что.  Оказывается  у них была война со своим нормировщиком и они тянули процесс.
   15. Салют отменяется.
  Потом к нам в цех пришел предприниматель. По моему, он был еврей. Так выглядел. Но это неважно. Так вот, он задумал установку по реабилитации младенцев для местного родильного дома.   Народ они смекалистый и предприимчивый.            Установка это -   ванночка, где плавает новорожденный и туда подается  кислород. Нам надо было все это изготовить.  Он делал пробный экземпляр.  Наша бригада, где я  был бригадиром, делала электромонтаж щитка управления.  Из отдела  их инженерный гений принес плату. Образец. Её нужно было изготовить. Я посмотрел - сзади две или три перемычки из проводов. Что это? - спросил я его. А по другому не выходит никак, нервно сказал ведущий инженер.               
   Я понял - появилась интересная задачка. Днем я собирал схему установки, а дома  вечерами рисовал чертежи этой платы.  Все вышло в лучшем виде. Там   был управляющий резистор и у него он стоял не удобно  в глубине  - а теперь открываешь дверцу и вот он.  Плату всю изготовил, смонтировал все релюшки, пускатели и пр. и поставил - все сразу заработало.               
   Что и нигде не коротнуло? - недоверчиво спрашивают мужики.               
   Нигде - отвечаю.
   А они, оказывается, сидели и ждали пуска...с салютом.

  Заходил в отдел, смотрю молодой инженер после "Бауманки" сидит красиво перерисовывает мою плату на ватман, для серийного производства.               
   Но серийного производства не получилось. Коммерсант хотел сделать только опытный образец, а потом сманить с завода специалистов и сделать свое производство.
  Специалисты у нас были.  Я помню, как два ведущих слесаря, которым поручили из нержавейки изготовить бачок для  подогрева и подачи воды, его изготовили и пытались запихнуть на место, а он лезть не желал ни в какую. Был шире сантиметра на полтора...специалисты дали маху - они сидели рядом и чесали репу...
  А потом у того предпринимателя вышли проблемы с местным криминалом.  Это были наши 90-тые и ему не повезло совсем. Проект закрыли.  Я с завода ушел и позднее, когда работал  бригадиром на монтаже столярки в новом доме, к нам пришел Витя весь в наколках. Сказал, что отсидел "по мокрому" восемь лет".               
   Я не спрашивал, но чутьем понял, что это он - исполнитель.  Работал Витя хорошо - лучше всех. Старался. Не хотел обратно возвращаться, как он говорил, к пацанам. Но потом все же сорвался и ушел.
   16. Чито грито.
С завода я ушел в сантехники, гнул трубы, делал сварку и нарезал резьбу на сгонах.
   Потом ушел на  пять лет в большое столярное производство, где делали окна и двери.  На территорию завозили сырые доски после лесопилки. Их нужно было высушить, а потом на станках изготовить двери и окна. Освоил  процесс.   Кое что удалось рационализировать. Например, процесс сушки древесины.  Тележка кубов на 9 закатывается в печи и три дня идет сушка. А потом печь открывается, сухая древесина складируется в цеху и нужно на тележке штабелировать новую партию.  А как, если тельфер большей частью времени занят на распиловке бревен, которая делается тут же.
  Я тогда сказал Леше - технологу: а почему вы  сырые доски заранее не штабелируете в цеху,  а они у вас валом лежат.               
  А ты сможешь?-  спросил он.               
  Конечно! И стали мы заранее сырые доски штабелировать в цеху.  А тут  и пригодилось: Новый год как раз на носу. Надо уходить на 10 дней выходных, а обе сушилки выкатили... так мы за два часа новой партией их  быстро загрузили, а раньше бы на каждую день уходило, а то и два.  А первую сушилку я три дня загружал - один.
  17. Юные друзья пожарных.
Больше производство дает много разных ситуаций в том числе и комичных. Раз во вторую смену смотрю: они  по территории с ведрами бегают, наполняют водой и куда то носят. Мастер и начальник цеха подгоняют. Выяснилось: в котельной загорелась куча опилок, которую они подвезли, чтобы сжигать - безотходное производство.  Вот они через всю территорию воду для тушения пожара и таскали. А что, спрашиваю, воды в котельной нет ?  Так мы,-  говорит мастер, потом только догадались, когда потушили...
  Но случались и такие истории о которых надо отдельно рассказывать. Воровали все кто мог - это называется. 
  Там были обрезки ДВП и я показательно оформил их через бухгалтерию в счет зарплаты. А вот дубовые паркетные доски - прозевал. Они лежали у нас от старого производства. Только потом мне пришла мысль выложить дома паркет и взять их за полцены,но было уже поздно.
   18. Архитектор по гречески это старший плотник.
   А потом, лето поработав плотником на монтаже в бригаде высотников, побегал с места на место, пока не устроился по основной профессии. Это была проектная организация и я увидел свою работу, которая у меня была бы, если бы я в далеком 71 году не провалил бы экзамен по черчению и поступил таки на архитектурное отделение. 
   Но не сильно пожалел, что не поступил - бумажная работа не по мне.               
   Но это уже отдельная история.  Вот и все. Или почти всё.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.