Фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова Го

  Комедия Грибоедова "Горе от ума" - первое реалистическое произведение. Оно из ряда произведений "на все времена". Вот как об этом сказал И. а. Гончаров:"Комедия "Горе от ума" держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, её рисунок, её дух, исторический момент м нравы". Написанная в 20-е годы XIX века комедия изображает целое свойство, мир фамусовых, лагерь крепостников. Главный конфликт в пьесе, характерный для реализма, общественно-политический.
  Фамусов - типичный представитель своего общества. "Фама" означает "молва, сплетня", фактически это оправдывает его круг и его самого. Через этот круг проходит все, а сплетня рождается от одного слова. "Об Чацком - Как его нашли по возвращенье? - Он не в своём уме."С ума сошёл!... Ей кажется...вот на! Недаром!... Стало быть... с чего она взяла! Ты слышал? - Что? Об Чацком? - Что такое? -С ума сошёл!"; "Ты же знаешь ли об Чацком? - Ну? - С ума сошёл! - А знаю, помню, слышал. Как мне не знать?..." и так пошло.
  Так же в этом обществе выделен Молчалин, умеренный, аккуратный, зависимый от других:"В мои лета не должно иметь своё суждение", "Ведь надобно ж зависеть от других." Он постоянно безмолвен, его долг в жизни услужить каждому, кто выше него "Молчалин! - Кто другой так мирно всё уладит! Там моську вовремя погладит! Тут в пору карточку вотрёт!", "Угождать без изъятья - хозяину, где доведётся жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платье, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была." Он претворяется, что любит Софью, на самом деле он в очередной раз угождает, ему это просто нужно по службе. Но Фамусову желательно как раз, чтобы Молчалина с Софьей вместе он не видел. Фамусов и Молчалин похожи, т. к. они из одного круга. Они гонятся за "Золотым мешком и за чинами и готовы "служить только лицам, а не делу."
  Следующий из этого общества - Сергей Сергеич Скалозуб - относится к военным кругам. Через него автор выказывает, как относились к военной службе большинство людей. Такого Фамусов хотел бы не просто видеть с дочерью, а иметь в зятьях "полковник Скалозуб: И золотой мешок, и метит в генералы." Но поскольку он относится к большинству людей того времени, которым были интересны только "золотой мешок" и чины, он был глуп и уж тем более он не подходил Софье:"Он слова умного не выговаривал сроду". О чем он думает и говорит? Да ни о чём, только всё переводит на своё дело:"Как вам доводится Настасья Николаевна? _ Не знаю-с, виноват; Мы с нею вместе не служили". Ему бы поскорее в генералы, больше ему ничто не интересно, хотя жениться он не прочь. Фамусову именно такой зять и нужен и при "мешке" и "со звёздами", в этом, он считает, будет счастье и дочь его тоже будет счастлива.
  В третьем действии показан бал, где собирается всё фамусовское общество, всё "25 глупцов" и начанают обсуждать богатство, Чацкого и всякую чушь. Из-за бесконечных "сочинителей" сплетен выходит, что Чацкий сошёл с ума, его давно нужно посадить в "жёлтый дом", а они все потому что Чацкий думает не как они, страдает от нравов и презирает их. Но "двадцати пяти глупцам" не пришло даже на ум, что Чацкий не молотит всякую чушь, и выказывает их пороки, что, возможно, они неправы, а не он, Но Чацкий, презирает их всех, уезжает из Москвы и больше ни за что не воротится в это общество.
  Московский свет "дорожит своим дворянством", "надежно охраняет крепостнические идеалы". Грибоедов многократно подчеркивает, как помещики относятся к крепостным. Главной человеческой ценностью в фамусовском обществе является "золотой мешок", а ум и душевные качества человека становятся источником горя. Безродных неохотно принимают в это общество, поэтому, оказавшись в нём, они должны лицемерить, угождать притвориться.
  Представители фамусовской Москвы относятся к службе как к средству чины добыть, "награжденье брать и весело пожить". "Служа лицам", они льстивы и любезны с теми, кто выше.
  Сам Грибоедов говорил о комедии так:"В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека. И этот человек, разумеется, в противоречии с окружающим его обществом, его обществом, его никто не понимает, никто простить не хочет за то, что он повыше прочих".
  В 1871 году И. А. Гончаровым был написан критический этюд "Мильон терзаний" о комедии "Горе от ума". В нём Гончаров говорит об этой комедии, что произведение действительно "на века". Никогда, ни в какое время к нему не утратится интерес. Всегда будут люди, которым будут интересны только деньги, но будут и те, кто будет осуждать и презирать и высмеивать их.


Рецензии