Эту песню не задушишь, не убьешь! Иоланта, опера Ч
"Иоланта", опера Чайковского, историческая сцена Мариинского театра, 6 мая 2021 года
Дирижер - Борис Грузин.
Иоланта - Наталья Павлова.
Водемон - Сергей Скороходов.
Роберт - Владислав Сулимский.
Король Рене - Михаил Кит.
Эбн Хакиа - Евгений Никитин.
Альмерик - Андрей Зорин.
Бертран - Юрий Воробьев.
Подруги Иоланты - Кира Логинова, Екатерина Сергеева.
Марта - Наталья Евстафьева.
Для меня смотреть "Иоланту" в постановке Мариуша Трелиньского - настоящая пытка. Больничная палата в охотничьей лачуге с "иконостасом" из оленьих рогов вместо прекрасного замка, мрачный лес вместо красивых горных пейзажей, враждебные люди вместо подружек, кормилицы, отца Иоланты - короля Рене и прочих персонажей, рыцари-пижоны в лыжных костюмах и темных очках, труп оленя и отрезанные оленьи головы на блюдах в финале оперы и темнота вокруг всего происходящего в опере о любви, торжестве света и красота мира - такое в здравом уме не придумать! Тут трудно саркастически не улыбнуться, когда разные персонажи при виде всей этой безнадеги восклицают: "О, что за рай!"
А комната Иоланты - как клетка в зоопарке.
Режиссер заставляет ее и вести себя почти по-звериному: она валяется под кроватью, ей прилюдно моют ноги, но поют о различных цветах в букете... есть и другие неоправданные странности. Причем, весь этот набор приемов и образов уже настолько затаскан в так называемых модерновых спектаклях, что уже выть хочется от тоски! Ноги только в Мариинке моют в нескольких спектаклях, например, в "Фаусте".
Больница, палата в психушке тоже не новы! Это было и в Зальцбургской "Пиковой даме", даже в датской версии балета "Жизель". Намек на это в виде смирительной рубашки есть и в постановке оперы "Лючия де Ламмермур" в Мариинке.
Нужно быть глухим, чтобы не слышать сколько чарующей прелести заключено в музыке "Иоланты" с первой ее ноты, какая она жизнеутверждающая, ликующая, вдохновенная! Закрадывается подозрение, что режиссер и не слушал ее, или он к ней абсолютно равнодушен! У него все мрачно, словно в сознании шизофреника. Не пошла бы в очередной раз на этот спектакль, если бы в нем не пел Владислав Сулимский! Его Роберт всегда полон страсти и огня, что отчасти примиряет с навязанным ему режиссером идиотским образом Бургундского рыцаря-лыжника в чёрном. Впрочем и Водемон в этом спектакле не лучше. Тоже прибежал на лыжах, похоже, из Куршавеля, только он в белом. Но радовало, что его пел Сергей Скороходов. Этот тандем - Сулимский и Скороходов - вдохнули жизнь в тусклый спектакль, и с их появлением на сцене он заиграл яркими музыкальными красками. До этого хорошо прозвучал лишь терцет подруг Иоланты (Кира Логинова, Екатерина Сергеева) и Марты (Наталья Евстафьева), в котором легко различались замечательные голоса Киры Логиновой и Екатерины Сергеевой. Меня особенно восхищает голос Киры Логиновой, полный жизни, обертоновой глубины и яркости, такой неповторимо выразительный по тембру и звучности! Это как раз то, что нужно для Иоланты и чего не хватало исполнительце этой партии, как минимум, в первой половине оперы.
Но, как выяснилось, музыку Чайковского задушить и убить режиссурой трудно, даже если гимн свету в середине оперы исполнять, словно прихрамывая на каждую ногу, если в некоторые моменты музыка превращается просто в отдельные звуки духовых инструментов. Она все равно прокладывает себе дорогу, когда крепкие профессионалы на сцене побеждают "разброд и шатание", и опера начинает звучать свободно и выразительно! Для меня этот момент наступил с появлением рыцарей Роберта (Владислав Сулимский) и Водемона (Сергей Скороходов). Я прониклась музыкой и событиями оперы. Почти против воли стала сопереживать героям, и была до слез растрогана финалом и общим гимном свету и бытию! Волшебство музыки Чайковского непобедимо!
Я всегда стараюсь не обращать внимания на декорации и костюмы в этой постановке оперы - либо закрываю глаза и слушаю, либо концетрирую взгляд на титрах. Отчасти это помогает не злиться на подлость этой постановки, которая сознательно крадет у зрителя радость открытия для себя шедевра Чайковского и возможность увидеть его замысел во всей полноте. Разве это не преступление?
Свидетельство о публикации №221050800359