Амиго

Рассказ

1.
Я  в 80 годах прошлого века ходил в море  на рыболовецком траулере.
Был у меня один рейс к берегам Народной Республики Ангола, так в то время  называлась Республика Ангола. как она называется сейчас.
Это быдо время, когда молодая республика только что освободилась от колониального господства португальцев.
В стране шла гражданская война , против стоящей у власти. партии МПЛА, которую поддерживали Советский Союз  воевали проамериканские УНИТА и ФНЛА.
Бои шли почти по всей стране, лаже в столице страны Луанде по ночам иногда происходили перестрелки между враждующими движениями.
Наше судно осуществляло лов рыбы у берегов Анголы м и сдавали улов в рлоту Лобиту.

2.
Иногда наше судно заходил в порт для сдачи улова, заправки топливом и водой, закупки продуктов.продукты,
В такие заходы членам экипажа разрешались увольнения на берег.
При этом обязательным условием такого увольнения было - перемещаться по городу только в группе - не менее трёх членов экипажа.
В тот раз я был в одной группе с судовым врачом Андреем Петровичем и коком Иванычем.
Погода стояла очень жаркая , мы побродили по городу, Андрей Петрович, поскольку у него был до этого три рейса в Анголу и он неоднократно бывал в Лобиту и неплохо знал город. - показал нам его достопримечательности.
Кроме того он знал немного португальский язык, на уровне бытового общения, что помогало нам при общении с местным населением.
Мы уже собирались вернутся на судно, перед этим зашли в магазин, закурили с собой пива
Выйдя из магазина мы услышали какой-то шум и крики, доносившиеся из-за него.
Мы свернули за углом магазина и в глубине двора , метов в 250 от нас увидели такую картину:
Трое чернокожих парней, лет по 14 избивали третьего, примерно такого же возраста.
Тот отчаянно защищался.
Мы закричали  и бросились разнять дерущихся.
Но поскольку расстояния до них, как я уже указал , было примерно 250 метров, за это время избивающим удалось повалить четвертого паренька на землю, и когда он упал, его ожесточенно, с каким-то озверением, начади избивать ногами.
Мы с трудом растащили дерущихся и они разбежались, Четвертый же парень остался лежать на земле.
Из разбитых губ и носа текла кровь, одна из бровей лыла довольно сильно рассечена.
Рубашка его была изодрана, левый рукав оторван совсем.
Паренек попытался встать на ноги , но не смог, единственно,  что ему удалось  это сесть.
Андрей Петрович осмотрел его лицо и раздасованно покачал головой."Возможно сотрясение мозга" проговорил он.
Затем он что-то спросил  паренька по-португальски.
Паренек что то ответил ему.
Доктор перевел услышанное.
Оказалось, что мальчика зовут Фернандо, в магазине он подрабатывал, его отец является лейтенантом в одном из отрядов МПЛА,
а напавшие на него ребята , это те, чтьи отцы воюют на стороне УНИТА.
На этой почве они и напали на него.

3
Мы помогли Фернандо встать и отвели его с собой на корабль.
Там Андрей Петрович обработал раны на лице мальчика.
Иваныч принес Фернандо поесть макароны по флотски и компот.
По тому как он ем было видно, что мальчик по настоящему голоден.
Андрей Петрович посоветовал нам оставить Фернандо одного и дать ему отдохнуть.
Паренек до вечера проспал. затем мы его накормили и отправили домой.
На следующий день я нес вахту на палубе судна и услышал, как меня позвал один из матросов, дежуривший у трапа.
Я подошел к матросу и спросил его в чем дело
Матрос сказал .что меня требуют и указал на пирс - там среди снующихся по нему людей я увидел Фернандо,
Тот бегал по пирсу  махая руками , стараясь привлечь мое внимание и крича "Амиго!, Амиго" !
Я попросил матроса пропустить ФернанДо на судно.
Оказалось , что в магазине для  него сегодня работы не было. и он целый день ло самого вечера провел со мной на судне.
Фернандо  оказался очень общительным и добрым подростком
Мы с ним общались, разговаривали.
Вы можете удивится. как можно разговаривать людям  не владеющим языком собеседника .
Оказывается можно!
Язык жестов способен существенно восполнить незнание языка.
К концу дня я узнал, что его мать никак не может найти работу и Фернандо единственный, кто имеет хоть какой-то случайный заработок.
В семье его есть еще двое детей, младше его - сестра и брат.
Самому Фернандо 13 лет.
На вид он был достаточно высокого для своего возраста роста, имел ярко выраженные для негроидной расы черты -очень темную кожу; тёмные глаза; чёрные курчавые волосы; нос очень широкий, с уплощённым переносьем; очень толстые губы .
К вечеру я обучил его нескольким русским словам и словесным оборотам  ; "Здравствуй","До свидания", и еще нескольким наиболее часто встречающимся при общении словам.
От него я узнал что Амиго по португальски обозначает друг товарищ.

4.
Доктор осмотрел Фернандо, и заявил что мальчик чувствует  он себя значительно лучше.
"К счастью  сотрясения мозга по всей видимости нет" вынес он свой вердикт.
Мы попрощались с Фернандо ,, поскольку назавтра наше судно покидало Лобито и направлялось домой на Родину -в Союз .
Когда он уходил я подарил ему часы , нагрузил сумку продуктами питания и  дал для передачи матери 100 долларов
На следующее утро, на рассвете, мы отчаливали из порта.
Каково же было мое удивление, когда  я увидел на пирсе Фернандо - он махал руками и кричал "Амиго"! "Амиго"!
Я помахал ему рукой в ответ .
Пока судно медленно растворялось в морских просторах  я продолжал видеть становящуюся фигурку мальчика машущего мне рукой.

5.
С  того времени  прошло  много лет.
В Анголе я больше не был , Фернандо не видел.
Не думал, что судьбы преподнесет мне подарок - еще одну встречу с Фернандо.
В один из теплых весенних дней ко мне в двери кто-то позвонил.
Я открыл двери.
Каково же было мое удивление когда на пороге своей квартиры я увидел здоровенного негра , улыбающегося своей белозубой улыбкой во весь рот.
"Амиго" ! - радостно воскликнул негр
И на хорошем  русском языке, почти без акцента,  продолжил : "Узнаете , я Фернандо"?
Конечно трудно было узнать в этом громиле того паренька, с которым я провел два дня в те далекие годы в Анголе.
Мы обнялись.
Я пригласил Фернандо к себе в квартиру, познакомил с женой.
Я был безумно рад этой встрече.
В задушевной беседе Фернандо рассказал мне о том, что было с ним после того как мы расстались.
Его отец  погиб в схватке с противоборствующими группировками.
Как сыну героя войны Фернандо поместили в специализированный интернат , где он получил хорошее образование.
Там преподавался русский язык и он с огромным рвением изучал его - и вообще  был лучшим учеником в своем классе.
После окончания интерната  - его направили в Советский Союз в Технический институт рыбной промышленности.
Проходя обучение в нем он пытался разыскать меня, но не сумел.
После возвращение на Родину работал на разных должностях, даже в одно время в министерстве рыбной промышленности, п затеи его назначили руководителем одной из провинций, где он и работает в настоящее время.
Сейчас он в России в качестве члена делегации Анголы на переговорах с российской стороной по  вопросам углубления экономических взаимосвязей.
Вчера вечером он зашел в кафе, которое часто посещал в свои студенческие годы.
Народу было много и свободных столиков не было и он подсел  с его согласия к пожилому мужчине.
Что-то в его облике показалось ему знакомым.
В этом поседевшем мужчине он узнал Андрея Петровича, врача с корабля на котором он провел почти два дня.со мной.
Естественно меня он не узнал.
Когда я рассказал ему кто я - он обрадовался.
мы посидели, вспомнили ту нашу встречу в Анголе. рассказали друг другу как сложились наши судьбы после нашей встречи.
Оказалось что у него есть мой алес.
Долго до позднего вечера мы сидели и разговаривали с Фернандо
Он рассказал, что его мать после смерти мужа. так и не вышла второй раз замуж. сестра его сестра вышла заму, имеет трое детей, брат работает в порту докером.
Сам Фернандо женат имеет двух сыновей, старшего из них о назвал моим именем
Часы что я полаприл ему он сберег и они хранятся у него дома.
На прощание он подарил мне фотографию своей семьи. на которой среди других был курчавый симпатичный негритенок, названный в честь меня ., моим именем.


Рецензии