Сочинения по поэме кому на руси жить хорошо. некра

Причина создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Историю лучше всего изучать по художественным произведениям. Благодаря таким поэтам как Николай Алексеевич Некрасов мы можем тщательнее рассмотреть не только события, происходившие после отмены крепостного права, но и легко проникаем в мысли людей, оказавшихся в самом центре великих преобразовании.
Царский манифест о «дарованной свободе» позволил помещикам нагло и бессовестно грабить крестьян. Временнообязаные должны были выкупать свой клочок земли за огромные деньги. Откуда же у бедняков может взяться такое богатство? По всей стране гремели крестьянские бунты, но у простого народа не хватало сил противостоять армии царя. Чтобы сплотить людей для удара по самодержавию Некрасов задумал великий труд. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» пробудила «сердце народное» и достучалась до каждого честного, неравнодушного человека. Она зарядила всех «бедных» и «забитых» дробью лютой ненависти к своим угнетателям и взвела курок для решающего выстрела по прогнившему строю с его бесчеловечными порядками. Опираясь на простые крестьянские истины, которыми пестрят все русские - народные сказки, пословицы, поговорки, и, используя свой уникальный талант, великий поэт взбудоражил сознание людей. «Недотерпеть - пропасть, перетерпеть – пропасть», - говорит Некрасов устами богатыря Савелия, сила этих четырёх слов огромна, а какую же невообразимую мощь представляет вся поэма. Только сопротивляясь злу и несправедливости можно добиться счастья, это нам подсказали Яким Нагой, Матрена Корчагина и Савелий. Гриша же Добросклонов дал ясно понять, что настоящим счастьем для человека является знание своего истинного предназначения в этом мире, его он нашёл в преданном служении родине. А некоторые герои поэмы видят его в барских объедках и куче уродившейся репы, Некрасову удалось оградить многих людей от такого счастья, невероятных усилий поэту стоило изменить направление мыслей своих соотечественников, и с этой задачей он успешно справился.
Так ярко и красочно передать нам изображение той действительности мог только Николай Алексеевич Некрасов, ведь он был не простым очевидцем тех далёких событий, а настоящим летописцем истории. Благодаря великому труду поэта мы можем ощутить дуновение времени, вместе с которым до нас долетают слова из песни Гриши Добросклонова: «Сила народная, сила могучая - совесть спокойная, правда, живучая!» Каждый человек, прочитавший эти строки, знает, где находится счастье и из чего оно состоит, а это и была заветная мечта Некрасова.

Оригинальность поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Безграничная любовь к простому народу помогла Николаю Алексеевичу Некрасову создать поистине уникальное произведение. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала вершиной творчества великого поэта, в неё он вложил все свои силы и душу, тем самым подарив ей бессмертие.
Особым инструментом огранки своих творений у Некрасова было «многоголосие», им он овладел в совершенстве, поэтому всё, что было создано поэтом, имеет неповторимые черты и грани. Самый красивый шедевр Николая Алексеевича остался недоконченным, но это можно считать одной из особенностей поэмы. Отправляясь с мужиками на поиски счастья, мы попадаем в необъятный внутренний мир Некрасова, который так плотно населён различными людьми. В основном здесь живут простые крестьяне, есть помещики, священнослужители и многие другие. Встретили мы тут и настоящего русского богатыря вместе с великой труженицей Матрёной Тимофеевной, и бесстрашного борца за справедливость в образе Гриши Добросклонова. Речь всех героев очень красочна и богата, автор насытил её разнообразными пословицами, поговорками, присказками и даже загадками, например: «Впереди летит - ясным соколом, позади летит - чёрным вороном, впереди летит - не укатится, позади летит - не останется...» С помощью плача и причитаний матери, потерявшей сына, Некрасов даёт нам прочувствовать весь ужас случившейся беды. Никто не останется равнодушным, когда Матрёна оплакивает своего Дёмушку при вскрытии, посылая проклятия лекарю-мучителю: «Падите мои слёзоньки не на землю, не на воду, не на господень храм! Падите прямо на сердце злодею моему». В поэме много песен о радостях и печалях крестьян, а есть и такие, что заставляют задуматься над судьбой всей нашей многострадальной родины. Они заряжают вдохновением и дают надежду каждому, кто утратил веру в светлое будущее. Песня «Русь» духовно освобождает и раскрепощает человека, пробуждает в людях совесть, подготавливая их к святому подвигу: «Рать поднимается - неисчислимая! Сила в ней скажется несокрушимая!»
Мы ясно видим, как и кому живётся в России после великих преобразований, Некрасову так мастерски всё это удалось изобразить, что по праву «Кому на Руси жить хорошо» считается самой первой реалистической поэмой - эпопеей в истории русской литературы. Еще одной особенностью творения Николая Алексеевича стала трёхмерность произведения. Здесь хорошо чувствуется глубина назревших вопросов, также поражает воображение ширина и размах действия, которое автор развернул на всей территории нашей страны, а высокий полёт мыслей вскружит голову любому читателю: «Ещё народу русскому пределы не поставлены пред ним широкий путь».
Поэт хорошо чувствовал, как болит и пульсирует «сердце народное». «Кому на Руси жить хорошо» стала чудодейственным лекарством для всего простого русского народа. Некрасов нашёл рецепт спасения от той опухоли, что несколько веков высасывала силы из рабочих и крестьян. Словно добрый доктор он дарит своим пациентам оптимизм и надежду, ведь без них его средство будет бесполезно.

Об оригинальности поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Так необычно и своеобразно изображать реальную действительность мог только Николай Алексеевич Некрасов. Свои красочные и неповторимые кружева из слов он вязал из пряжи народной мудрости. Самым лучшим его узором, конечно же, считается поэма «Кому на Руси жить хорошо». Пусть поэту не удалось её закончить до конца но и этого вполне хватило для того чтобы пробудить сознание людей.
Такие близкие и родные простому народу загадки, песни, пословицы, поговорки и присказки помогли Некрасову достучаться до «сердца народного». Пролог поэмы вообще напоминает старую сказку: «Шли, долго ли, коротко ли, шли, близко ли, далеко ли...» Невозможно поверить, что такое произведение мог создать один человек, сколько же труда, времени и сил ему пришлось вложить в эту работу? Недаром «Кому на Руси жить хорошо» считают поэмой-эпопеей. Здесь автор затронул самые волнующие вопросы того времени и изобразил жизнь разных слоёв населения. Картина эта очень объёмна и многопланова, а размах действия поистине велик, ведь оно разыгралось на всём необъятном просторе нашей родины. Поэма представляет собой сборник народной мудрости, Некрасов в изобилии начинил её меткими словцами и репликами, в которых очень глубокий смысл, например: «Недотерпеть - пропасть, перетерпеть – пропасть», или: «Добра ты, царска грамота, да не про нас ты писана...» Вся речь героев и самого автора пропитана духом старины, часто встречаются слова и фразы близкие устному народному творчеству: «смеючись», «приубожилась», «очи ясные», «добрый молодец», «полным-полно» и многие другие. Многоголосие Некрасова создаёт очень похожее ощущение шума на какой-нибудь крупной ярмарке. До нас отовсюду доносятся разные голоса, одновременно можно услышать и весёлую песню, и душераздирающие причитания убитой горем женщины, но самое удивительное то, что все люди как живые. Мы чувствуем их прикосновения, слышим, о чём они говорят, видим, сколько горя и радости у каждого в глазах. Людское море Николая Алексеевича также как и настоящее может быть вполне спокойным, а может и взволноваться, но настоящая буря ещё далеко, пока только небольшой ветерок играет с волнами. В глубинах этого моря есть прекрасные жемчужины, поэту удалось показать нам некоторые из них. Нас ослепила чистота их совести, блеск этот сохранило «в рабстве спасённое сердце свободное.» Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна, Гриша Добросклонов не испортили свою душу, оттого и светятся, за это их считают счастливыми. Всем им Некрасов пророчит счастливое будущее, его оптимизм передаётся и нам, что также является особенностью произведения. Путем невероятных усилий поэту стоило добиться того, что сейчас у нас перед глазами, поэтому всегда при чтении поэмы мы испытываем  необыкновенное чувство полёта.
Не одним только шедевром Николай Алексеевич Некрасов пополнил духовное наследие нашей родины, после себя он оставил множество интересных, уникальных вещей, узнать которые легко и просто по особой печати личности поэта.

Причина создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Основой необыкновенного таланта у Некрасова была безграничная любовь к родине и та нежная, добрая мечтательность, которая передалась ему от матери. От неё же великий поэт унаследовал ненасытный гуманизм и нравственность, они-то и оказали огромное влияние на формирование личности Николая Алексеевича, что отчётливо заметно в каждом его произведении.
Любой неравнодушный человек не мог спокойно смотреть на тот беспредел и произвол, начавшийся после отмены крепостного права. Помещики нагло, и не стесняясь, стали обворовывать крестьян. По стране прокатились бунты народного недовольства, но все они были подавлены армией царя. Для того чтобы вдохновить людей на организованную борьбу с самодержавием Некрасов начинает работу над своей знаменитой поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Поэт поставил себе грандиозную задачу, он считал своим долгом и обязанностью донести до каждого человека в стране, что за всеобщее счастье надо бороться. Благодаря своему умению и неповторимому мастерству ему это удалось, его мысль дошла даже до самого малограмотного крестьянина. Николай Алексеевич был потрясающим знатоком устного народного творчества, поэтому в поэме он использовал множество разных и таких близких простому народу сказок, загадок, пословиц, поговорок, присказок: «Добра ты, царска грамота, да не про нас ты писана...» Книга словно разговаривает с человеком, она одухотворяет, окрыляет людей, вселяет оптимизм и надежду, дарит веру в светлое будущее. После её прочтения все «бедные, забитые» «духом поднимаются», Некрасов отобрал у них страх и подготовил к светлому подвигу: «Рать поднимается - неисчислимая! Сила в ней скажется несокрушимая!» Перо поэта стало смертельным оружием для царизма и крепостничества, он почувствовал, как приближается предел терпению простого народа. Поняв, что схватка неизбежна Николай Алексеевич тщательно разминает мышцы крестьянства и вдохновляет всё «мужицкое царство» на победу. Доходчивые и понятные слова автора пробудили общественное сознание, очнувшись от кошмара, люди поняли, что личное счастье никогда не будет полным без счастья всеобщего.

Народные заступники в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Невозможно прочувствовать всю радость жизни, когда на тебя со всех сторон брызжут слёзы горя и отчаяния угнетённых, обиженных людей. Вдоволь насмотревшись на мучения простого народа, Некрасов твёрдо решил направить всю свою деятельность на борьбу с прогнившим царским режимом и помещичьим произволом. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала пиком творчества великого поэта.
Трудно было мужикам отыскать по-настоящему счастливых людей, а всё потому, что они свои поиски начали совсем не оттуда. Первоначальным представлением о счастье у них была сытая, богатая жизнь, вот и поп им это подтвердил, тем самым направив правдоискателей на ложный путь. Но позже каждый путешественник понимает, «что счастье не в пажитиях, не в соболях, не в золоте, не в дорогих камнях», и первым, кто их навёл на эту мысль, был Яким Нагой. После знакомства с этим человеком умы странников начинают просветляться, ведь он вместе со своей женой бросился в горящую избу спасать не деньги, а иконы с картинками, потому что они были для них намного ценнее золотых монет. На жалкие гроши, добытые мучительным трудом, человек мог только напиться, а святые образы и дорогие сердцу рисунки вселяли надежду и дарили радость всей семье после тяжёлого трудового дня. О себе Яким сказал всего лишь несколько слов: «Он до смерти работает, до полусмерти пьёт!» Зато красноречивая речь Нагого в защиту всех бедняков была долгой и продолжительной. Этот «убогонькой» старичок не побоялся заступиться за таких же, как он, его буйный характер не позволил ему промолчать. Народ пьёт от безысходности и горя, так что: «Шальных вестей, бессовестных про нас не разноси!» - советует он барину.
Безрезультатные поиски у мужиков были и в главе «Счастливые». Напоив целую толпу, они так и не увидели истинных счастливцев, такого «добра» у них самих было навалом. Здесь же любознательные путники слышат историю о Ермиле Гирине, в народе говорят, он знает толк в счастье. Из рассказа крестьянина Федосея мы узнаём о неподкупной совести, порядочности и правдивости Ермила. На честное слово Гирина мог рассчитывать и положиться любой человек, за это его любили и уважали во всей округе. Он не мог предать своих земляков и не испугался острога, когда войска царя пришли усмирять крестьянские волнения. Ермил не изменил своей совести, она  осталась у него чиста и прозрачна, может быть, поэтому его и считают счастливым, но каторга, навряд ли, подарит ему наслаждение от жизни.
Продвигаясь всё ближе и ближе к своей заветной цели, странники знакомятся с Матрёной Тимофеевной Корчагиной. Судьба этой крестьянки совсем непростая, жизнь словно невзлюбила ее, постоянно посылая ей тяжкие испытания. Но беды и несчастья не сломили гордую, сильную женщину. Под натиском многочисленных унижений и  оскорблений она сохранила «в рабстве спасённое сердце свободное». Повсюду царившая несправедливость не раз пыталась покорить Матрёну, но всё время получала жёсткий отпор. Наконец, беды и страдания отступают, испугавшись отваги «величавой славянки». Матрёна не побоялась бороться за благополучие своей семьи, оттого главную героиню поэмы прозвали счастливой. Только уж больно дорогой ценой досталось ей это счастье, да она и сама говорит мужикам: «Не дело - между бабами счастливую жизнь искать».
Очень интересно было послушать историю о богатыре Савелие. Долголетие наградило старика мудростью. Матрёне он рассказал о тонкой границе человеческого терпения, которая может легко порваться в любой момент: «Недотерпеть - пропасть, перетерпеть – пропасть», - вот философия богатыря. За любовь к свободе Савелий провёл половину жизни в лагерях и тюрьмах, но он жалеет только об одном, что сила его «по мелочам ушла», а сколько бы ещё раз этот могучий великан мог «наддать» угнетателям народа! Нельзя не отметить, как Савелий страдал и мучился после гибели Дёмушки, день и ночь старик замаливал свою вину до самой смерти. Пройдя долгий, трудный жизненный путь богатырь так и не повстречал счастья, лишь Дёмушка помог ему взглянуть на мир совсем по-другому, только радость была недолгой, младенца забрала могила.
Печальную задумчивость читателя смог развеять Гриша Добросклонов, от него действительно веяло настоящим счастьем. Молодой паренёк уже твёрдо знал, кем станет в будущем, и выбрал единственно-правильный путь «народного заступника». Еще в ранней юности Григорий понял, что без всеобщего счастья невозможно достигнуть своего собственного, поэтому борьба за всенародное благо стала заветной целью его жизни. В отличие от остальных героев поэмы он может не только сочувствовать простому народу, но и способен на великое дело. Молодость и бунтарский дух зовут Григория на борьбу с самодержавием, они не дают ему покоя и сна, в его груди уже давно бурлит «сила народная, сила могучая - совесть спокойная, правда живучая!»
Наконец-то луч истины осветил сознание мужиков, пусть они увидели не то, что ожидали и не встретили того кому в самом деле живётся «любо - весело, вольготно на Руси», но зато странники поняли как каждый из них ошибался, ведь жить в покое и достатке ещё не значит быть счастливым. Благодаря Грише Добросклонову правдоискатели осознали, что счастлив тот человек, у которого есть великая, светлая мечта, и нет страха её осуществить. Душа таких людей поёт и излучает тепло, а все, кто приблизился к счастливцу, заряжаются благодатью. Было бы неправильно отнести к этой категории только одного Гришу, ведь Матрёна, Савелий, Яким и Ермил также обладали тем, за что их можно назвать счастливыми людьми, хотя это моё личное мнение.

Поход за счастьем в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Ложное счастье всегда на виду, оно блестит и переливается, заманивая людей в ловушку, а настоящее, как правило, спрятано от глаз, поэтому его мало кто находит, но и к нему есть дорога, про неё так подробно написал Николай Алексеевич Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо»: «По ней идут лишь души сильные, любвиобильные, на бой, на труд».
Уже из спора мужиков, который потом перерос в драку, становится понятно, как каждый из них заблуждается. В походе за истиной у странников начинает меняться представление о счастье. Встречая на своём пути различных людей, они всё больше и больше убеждаются в том, «что счастье не в пажитиях, не в соболях, не в золоте, не в дорогих камнях». Первым, кто обогатил духовную бедность странников, был Яким Нагой из деревни Босово. Его семья жила на грани нищеты, однако, в опасную минуту они вместе с женой бросились спасать не деньги, а иконы с картинками. Во время пожара страх заставил их сделать выбор между материальными и духовными ценностями. Про монеты, доставшиеся им тяжёлым трудом, они даже и не вспомнили. «Значит, есть что-то дороже золота!» - подумали мужики. Яким единственный из огромной толпы не побоялся заступиться за пьяных бедняков, ведь водка размягчала душу крестьянина, в пьянстве человек забывал своё безнадёжное положение: «Пошла по жилкам чарочка, и рассмеялася добрая крестьянская душа!»
Ещё одно знание в копилочку путников принёс Ермил Гирин, он славился своей честностью и неподкупностью, за что имел почёт и уважение во всей округе. Водились у него и деньги, которые он использовал для благих дел. Только однажды он провинился перед земляками, отправив в рекруты, вместо своего брата совсем другого человека. За этот поступок совесть сильно наказала Ермила, она же потом не позволила ему совершить подлое предательство против народа, за что его и упекли в острог. Не «богатство» и «честь» прославили Гирина, а добрые поступки и чистая совесть, благодаря которым люди прозвали Ермила счастливым. Теперь у мужиков появилась некая ясность в смутном представлении о счастье, отправляясь дальше, они будут знать, что любовь и преданность к народу являются основными составляющими подлинного счастья.
Неудача ждала путников и в селе Клин, где проживала Матрёна Тимофеевна Корчагина, она сама говорит правдоискателям: «Не дело - между бабами счастливую жизнь искать». Странники заслушались рассказом Матрёны. Эта великая труженица пережила немало горя, а её слёз хватило бы на целое озеро. Для того чтобы оградить своих детей и мужа от беды она все унижения и издевательства жизни принимает на себя. Не забыла «величавая славянка» упомянуть и про своего заступника Савелия. Всю жизнь он копил ненависть к угнетателям народа и стал «лютее зверя». Лагеря и тюрьмы не вытравили из богатыря любви к свободе, но пошатнули его веру в бога, а маленький Дёмушка возвращает её Савелию, обогрев своей детской улыбкой каменное сердце старика. Как не вспомнить про ужасную гибель этого ангелочка, но Матрёна смогла простить богатыря, ей было невыносимо носить в душе обиду и злобу. Бороться с несправедливостью и верить в победу, вот что ещё надо для счастья, подсказала мужикам главная героиня поэмы.
Накопив достаточно знаний, путешественники встречают Гришу Добросклонова, он то и оказался настоящим счастливцем. Несмотря на свой юный возраст Гриша «твёрдо знал уже, что будет жить для счастия убогого и тёмного родного уголка». В этом пареньке не было страха, совесть зовёт его биться за благополучие всего народа, оно и есть счастье для каждого человека. Безграничная любовь к родине у Гриши выплёскивается через край и разливается в песнях на всю окрестность, они пропитаны надеждой на светлое будущее и вдохновляют неравнодушных людей на борьбу за справедливость: «Рать поднимается неисчислимая! Сила в ней скажется несокрушимая!»
Путешествие мужиков было ненапрасным, домой они уже будут возвращаться по другой дороге и расскажут всем о тех людях, которые указали им на самый короткий путь к счастью. За ним не надо далеко ходить, ведь оно-это особое состояние души. Теперь эта весть разнесётся по всей России и объединит всех счастливых, кто не променял свою совесть на «покой, богатство» и «честь», тем самым сохранив «в рабстве спасённое сердце свободное».

Образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Николай Алексеевич Некрасов черпал своё вдохновение из огромного запаса впечатлений, который он начал пополнять ещё в раннем детстве. Воспоминания, связанные с мамой, были для великого поэта самыми дорогими и любимыми, поэтому образ женщины-матери занимает особое место в его творчестве.
В своей знаменитой поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов поведал нам о нелёгкой судьбе простой русской крестьянки Матрёны Тимофеевны Корчагиной. «Всю душу открывать» перед путниками главная героиня стала не сразу, потому как в самом разгаре была уборка урожая, и отвлекаться на разговоры труженикам не хватало времени, но семеро искателей счастья с радостью согласились помочь Матрёне и смогли уговорить её на откровенность. Сами звёзды заслушались рассказом этой женщины, который она начала со своего счастливого, беззаботного детства. Великой благодатью для Матрёны было появиться на свет в семье честных, непьющих, трудолюбивых крестьян. До пяти лет родители старались не обременять свою дочь хлопотами по хозяйству: «Спи, милая, касатушка, спи, силу запасай!» Потом, немного повзрослев, у неё появились свои дела и обязанности по дому. «И добрая работница, и петь-плясать охотница я смолоду была», - говорит нам Матрёна о своей юности. Жизнь до замужества у главной героини была наполнена радостью и весельем, только вскоре их сменили грусть и печаль. Молодая девушка оказалась вдали от родного дома и теперь её некому «любить-голубить». Свёкор со свекровью обращались с ней как с рабыней, по их принуждению Матрёна была избита мужем всего лишь за то, что не сразу ответила на его вопрос. Все беды и несчастья словно сговорились обрушиться на беззащитную крестьянку. Самым тяжёлым и страшным испытанием для неё стала смерть Дёмушки, но ненависть к виновнику трагедии быстро остывает и она прощает Савелия, ведь «сердце свободное» не может держать в себе обиду и злобу. Не раз мы видели, какой самоотверженностью обладала эта сильная, храбрая женщина, главная героиня даже не побоялась прогневить бога, когда в постные дни кормила грудью своего второго сыночка: «Судила я по-своему: коли терпеть, так матери, я перед богом грешница, а не дитя моё!» Ради своих детей Матрёна была готова пожертвовать собой, доказательством тому служит сцена, где маленького Федота собираются высечь за то, что он сжалился над голодной волчицей и позволил ей забрать уже мёртвую овцу. Мать бросается в ноги к помещику и просит пощадить сына. Удивившись такой дерзости, барин приказывает высечь её саму, но она только рада этому, ведь Федот останется цел и невредим. Унижения, бедность и голод не сломили Матрену, не покорилась она и другому испытанию судьбы, дойдя до предела отчаяния главная героиня не побоялась на последнем месяце беременности да ещё и в лютый мороз отправиться к губернаторше, для того чтобы возвратить своего мужа из рекрутчины. Это была последняя, самая сложная проверка на прочность, после которой Матрёну стали уважать во всей округе и стали называть счастливой, однако, она сама так не считала: «Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у бога самого!» После «Бабьей притчи» не только странники задумались над этими словами, но и каждый читатель смог почувствовать, сколько вытерпеть и выстрадать должна была крепостная женщина в борьбе с действительностью. Таков удел всех русских крестьянок, вся их жизнь проходила в вечных заботах и переживаниях, а тяжелый, изнурительный труд быстро превращал молодых красавиц в дряхлых старух. Не каждый выдержит такие мучения, тем более женщина, так что права Матрёна Тимофеевна: «Не дело - между бабами счастливую жизнь искать».
В образе главной героини Некрасов собрал воедино все самые лучшие черты характера и внешности простых русских женщин, здесь так хорошо соединились духовная прочность, мужество, внешняя и внутренняя красота, что глядя на портрет Матрёны Тимофеевны Корчагиной можно произнести только одно: «Это настоящая величавая славянка!»- и этим всё будет сказано.

Люди с фальшивым счастьем в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Можно представить, как удивился бы царь, когда семеро мужиков у него спросили, живётся ли ему «любо - весело, вольготно на Руси». Наверняка у Николая Алексеевича Некрасова были какие-нибудь наработки по этой сцене. К сожалению, поэт не успел нам рассказать о жизни купцов, чиновников и министров после отмены крепостного права, хотя я уверен, что они сказали бы нечто подобное, как это сделали князь Утятин, Оболт - Оболдуев  и поп.
Не только народные заступники встречались странникам, были в поэме и другие люди, для которых счастье состоит из «покоя, богатства» и «чести», таков, например, поп. Он сам жалуется мужикам на свою жизнь. Никакого почёта со спокойствием ему и раньше не было, ведь новорожденные, умирающие и больные «не избирают времени», а к каждому надо успеть, несмотря на жару и «морозы лютые». Богатства, конечно, поубавилось у священнослужителей, раньше-то дворяне щедро одаривали церковные приходы, теперь же «как племя иудейское, рассеялись помещики», лишь только одна беднота осталась, у которой из богатства одни мозоли, так что «поповскому доходу мат пришёл».
Ещё одним интересным персонажем поэмы является Оболт - Оболдуев. Для него было счастьем жить в роскоши. Праздную жизнь с пышными обедами и пирами Гаврил Афанасьевич считал смыслом человеческого существования. Он очень гордился своим именитым древним родом, поэтому считал, что простолюдины должны ему поклоняться и боготворить его. Привычка властвовать у Оболта - Оболдуева в крови: «Кого хочу - помилую, кого хочу - казню. Закон - моё желание!» С грустью помещик вспоминает свою сытую, пьяную жизнь, но не задумывается над тем, благодаря кому он так жил.
Удивительное представление путешественники увидели и на берегу Волги в бывших владениях князя Утятина. Последыш категорически ничего не хочет слышать о преобразованиях в стране и продолжает жить по старым порядкам, а крестьяне знай,  подыгрывают ему. За лживое обещание они и дальше готовы терпеть его жестокость и самодурство. Немногие набирались храбрости высказать князю горькую для него правду: «Последыш ты! По милости мужицкой нашей глупости сегодня ты начальствуешь, а завтра мы Последышу пинка - и кончен бал!»
Многие из крестьян также не желали расставаться с крепостничеством, привычка подчиняться настолько завладела сознанием людей, что даже, несмотря на дарованную свободу, они продолжали добровольно прислуживать дальше. Для дворового человека князя Переметьева и лакея Ипата счастье заключалось в барских объедках. Эти герои с умилением вспоминали все прелести рабской жизни, оттого долгожданное освобождение является не только великой радостью, но и огромной трагедией всего русского народа: «Порвалась цепь великая, порвалась - расскочилася: одним концом по барину, другим по мужику!»
Один автор знает, сколько бы ещё таких «счастливцев» повстречали странники, возможно, они бы дошли и до царя, но зачем же его беспокоить неудобными вопросами, ведь мужики и так всё узнали из песни Гриши Добросклонова, а значит можно смело возвращаться домой!
 
Раскол народного сознания в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Если человека резко разбудить посреди ночи, то его сознание не сразу вернётся в реальность, примерно так и произошло в России после отмены крепостного права с разумом многих людей. Манифест «о дарованной свободе» расколол народное сознание надвое, кто-то сразу очнулся от страшного сна, а кому-то он даже понравился, поэтому большинство людей были раздражены столь ранним пробуждением. Как раз этот момент и отразил Николай Алексеевич Некрасов в своей знаменитой поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Самым бодрствующим человеком в поэме представлен Гриша Добросклонов, он уже знает точно, что будет делать в ближайшем будущем, оттого и счастлив. Четкую цель жизни этот герой поставил себе ещё в ранней юности. «Григорий твёрдо знал уже, что будет жить для счастия убогого и тёмного родного уголка». Молодым человеком управляет мечта о всеобщем счастье и благополучии, она вынуждает его встать на защиту забитого, ограбленного крестьянства. Ему представляется общество, где не будет места нужде, голоду и бедности, все будут одинакового счастливы. Гришу невозможно остановить на пути к своей цели, для него она священный долг, так что его не испугать каторгой и смертью. Есть в поэме и другие «пробудившиеся» люди: Ермил  Гирин, Яким Нагой, Матрёна Корчагина, - они уже почти достигли счастья, но немного боятся к нему прикоснуться, не сомневаюсь, что скоро у них это непременно получится. Резкую противоположность этим героям составили Оболт - Оболдуев, князь Утятин, а также многие люди «холопского звания». Никто из помещиков, бояр и князей не хотел расставаться с сытой праздной жизнью. Реформа оказалась для них смертным приговором, поэтому они всячески старались как можно дольше оттянуть этот момент. Со слезами на глазах вспоминает своё прошлое Оболт - Оболдуев. Пьяные кутежи, псовая охота и безнаказанное издевательство над крепостными были для него повседневными делами, а сейчас он жалеет, что всё исчезло. Выживший из ума Последыш, привыкший всю жизнь властвовать, не может поверить в случившееся и продолжает жить по-прежнему. В его комедийном спектакле охотно приняли участие и сами крестьяне, они добровольно согласились играть роль невольников за фальшивое обещание. Остаться рабами в поэме предпочли лакей Ипат и дворовый человек князя Переметьева, для них свобода оказалась хуже неволи. Эти люди приспособились сидеть на цепи и получать свою миску каши от хозяина, другой образ жизни им был незнаком. «Люди холопского звания - сущие псы иногда: чем тяжелей наказания, тем им милей господа.» Они бы всю жизнь лизали господские тарелки и впрягались вместо лошадей для того чтобы рассмешить барина. Так жить привыкли многие крепостные, однако, среди них находились люди, не потерявшие своё человеческое достоинство. Яков, например, не смог простить своего хозяина за подлость. Жертвуя собой он доказал ему, что человек-это не животное, у которого отсутствует благородство и сила духа.
Николай Алексеевич Некрасов сделал всё возможное для того, чтобы спаять народное сознание воедино и пробудить всех неравнодушных людей к судьбе России.

Хотите рассказать о своём творчестве или увлечении на весь мир, и при этом хорошо заработать!? Ссылку найдёте внизу моей главной страницы.


Рецензии