Всё вспахал, всё засеял...

   
  Тяжело мне было. Вкусил сполна, что такое в деревне безотцовщина. Сиротское детство. Но я изо всех сил старался не подкачать, не опростоволоситься. Ладони от ручек плуга были в кровяных мозолях. Терпел. Все вспахал, все засеял. Иногда помогал зять. Но больше я ему помогал, когда подучился.
  Подошли незаметно луга. Сенокос в нескольких местах. Дед Дунич подарил мне косу. До предела изношенную. Научился готовить косу к работе, косить. Тоже через боли, мозоли. И полюбил сельскую работу, втянулся в нее. Зазеленели всходы на наших собственных участках. Мать перед всеми хвалилась мною: ровно засеял, хорошо обработал. А сеяли мы ячмень, пшеницу, овес, просо, гречиху. Нормально убрали сено. Перевезли домой. С каждой удачей укреплялась тяга к труду хлебороба. "Хозяин!" - говорила мать.
  Убрали коноплю. Все обмолотили. Летом засеяли участки озимыми. Уже мне не было страшно, что не справлюсь. Начало крестьянское было положено. Потом возили на мельницу. Мололи. А кашу толкли в ступе дома. Убрали картошку. Часть зарыли на зиму в бурты прямо на своем дворе под окнами хаты.


Рецензии