Нижний Новгород

Нижний Новгород за свою жизнь я посетил трижды, и все три раза он еще назывался «Горький».
В первый раз я там побывал в конце 60-х в командировке,  как участник научной конференции. Я не покидал аудиторий, стараясь не пропустить ни одного доклада по интересовавшим меня вопросам.
 Тогда моя компетенция в части обследования городов была очень низкой, и я удовольствовался  обзорной экскурсией, устроенной организаторами конференции – ликбезом для вновь прибывших. Она включала посещение Кремля и прогулку по центральной улице Свердлова (ныне Большая Покровская), где находится едва ли не главная достопримечательность – здание Государственного банка (1911 -1913), построенное в стиле Модерн.
Во второй раз я  побывал в Нижнем в начале 80-х, когда «дикарем» путешествовал по Волге на рейсовом теплоходе от Костромы до Казани. По мере подхода корабля к городу, по правому берегу Волги долго тянулся промышленный район Сормово, заставленный приземистыми безликими корпусами, заводскими трубами, уродливыми  башнями, и мачтами высоковольтных линий; все это высовывалось из-за лент сменявших друг друга глухих бетонных заборов. И вдруг, обогнув мыс, корабль оказывался как бы в резко сменившихся декорациях – прямо по курсу высоко над водой поднимался холм, на макушку которого была надета как бы корона – стены и башни Нижегородского кремля. Вправо от Кремлевского холма открывалось устье Оки, по крутому берегу которой взбирались вверх постройки исторического центра города; среди них выделялась красная с белой отделкой пирамида Собора Пресвятой Богородицы, а также стройные колокольни других нижегородских церквей. Ниже Кремля правый берег Волги вниз по  течению постепенно понижался, создавая впечатление, что река, отклонившись влево, убегает, теряясь в полях беспредельной равнины; - вид, несравнимый в своей красоте.
 Стоянка теплохода в Нижнем длилась  каких-то четыре часа, но  я тогда уже располагал пятнадцатилетним опытом быстрого осмотра исторических городов. За время, имевшееся в моем распоряжении, я успел обойти весь исторический центр города: от Благовещенского монастыря, расположенного  на севере, на берегу Оки, в котором доминирует церковь Алексея Митрополита, построенная в начале XIX века в стиле зрелого классицизма, до Печерского Вознесенского монастыря, лежащего вниз по течению Волги, на южном краю Нижнего; построенный в начале XVII века, он олицетворяет «седую старину города». По его улицам я намотал немало километров, не пропустив ни одного памятника архитектуры. Правда, у меня не хватило времени, чтобы обследовать северную часть Нижнего - левобережье Оки.
В третий, последний раз, я оказался в Нижнем Новгороде весной 1990 года; мы с моим начальником Мезенцевым  представляли наш институт – «Цикламен» - на Координационном научно-техническом Совете (КНТС) нашей отрасли, собравшемся в Институте прикладной физики (ИПФ АН).
Время было переходное, и, как мне врезалось в память, все участники КНТС находились в подавленном состоянии; как без обиняков констатировал один  директор, «неизбежное грядущее открытие СССР для американского рынка  приведет неконкурентоспособную отечественную электронную технику к неминуемому краху». Атмосфера ожидания изменений к худшему охватила и меня; я пытался отвлечься, собираясь завершить ознакомление с городом; для этого мне  нужно было посетить левобережье Оки, где располагается Нижегородская ярмарка, но это оказалось невозможным по следующей причине.
 Незадолго до поездки в Нижний со мною случился следующий казус. Когда я, лавируя между машинами, останавливавшимися на красный цвет светофора, переходил улицу в нескольких метрах от пешеходной дорожки, одна из них – красные «Жигули» -  уперлась колесом в мою ногу, после чего колесо, совершив всего лишь десятую долю оборота, протектором шины чуть не содрало кожу с моей щиколотки; хотя кожа и не порвалась,  нога посинела и ужасно распухла; при ходьбе  она жутко болела:  - какой уж тут осмотр левобережья!
Накануне отъезда, казалось, мне повезло: соученик Мезенцева, «горьковчанин» Миша предложил показать нам город на своей машине, но экскурсия, проведенная им по своему маршруту, прошла по местам,  мне уже досконально знакомым, и, сколько я ни канючил, что, мол, хорошо бы осмотреть Нижегородскую ярмарку с находящийся на нем Собором Александра Невского, - ни Мезенцев, ни Миша на мои слова никак не реагировали. Осмотр левобережья Оки не состоялся.
Получалось, что моя третья поездка в Нижний не обогатила меня никакими новыми впечатлениями, и это было обидно. И тогда меня посетила мысль, как это положение можно исправить. Вот уж десяток лет, как я прослыл средь сослуживцев, как любитель поплавать в ледяной воде: мой купальный сезон, проходивший на подмосковном Икшинском водохранилище, каждый год начинался в день рождения Ленина – 22 апреля, после ледохода, и заканчивался в день Октябрьской Революции – 7 ноября, когда летали «белые мухи». «Добавлю в свой личный мартиролог купание в Оке в мае - решил я.
Сказано – значит должно быть сделано! В день отъезда, рано утром, когда едва светало, взяв с собою гостиничное полотенце, я вышел на улицу. Из-за порывистого восточного ветра было очень холодно. Так как мы жили в одной из центральных гостиниц, идти до Оки было недолго. Кое-как я доковылял до Канавинского моста, с которого спустился на остров Гребнёвские пески, и вышел на берег Гребнёвского канала. Взглянул на воду.
Вздувшаяся от весеннего поводья, река гнала свои воды с бешеной скоростью; ее поверхность была гладкой, но неровной: местами вспухала, местами рвалась, образуя лощины, обрамленные брызгами и пеной; впадины схлопывались, переходя в буруны, уносимые течением; на их месте, или рядом возникали новые; прислушавшись, на фоне ропота и шипенья бурунов, я, как мне показалось, уловил исходивший от реки низкий утробный гул.
И стоило мне только представить, что я в этот поток вхожу, как я инстинктивно попятился назад, даже не замечая боли в ноге.
Испытав подлинное потрясение, я быстро доковылял до моста, взобрался на него, и, хромая, вернулся в гостиницу.
- Искупался? – спросил меня Мезенцев.
- Нет – коротко ответил я, не обращая внимания на состроенную им ироничную мину.
На меня снизошло спокойствие и самоудовлетворение: моя последняя поездка в Нижний теперь оправдалась: я приобрел важный жизненный опыт – отказа от твердо принятого решения во избежание риска. Но можно ли этот опыт считать положительным, я не знаю до сих пор.
                Январь 2021 г.


Рецензии