Мне стыдно

Я живу в Санкт-Петербурге, в 25-ти этажке посёлка Парголово, называемого в народе Парнас (по станции метро). Улицы тут названы в честь современных писателей, поэтов, композиторов. Культурная столица все-таки.

Каждое утро я хожу гулять с собакой, которую завели мои дети. Но вставать рано им тяжело, а мне легко. Как и многие собачники, хожу с пакетиком, чтобы убрать за собакой. Весной я стала ходить ещё с одним большим пакетом, чтобы убрать за людьми, которым лень донести свой мусор до урны. Пакета мало. Перед 1 мая город все-таки убрали. Но перед Днём Победы длинные выходные. И для дворников тоже!

И широкой рекой мусор вылился на улицы, газоны, парки. Сегодня не хватило бы и 10 пакетов убрать тротуар возле дома. Гулять среди мусора противно. Собираю мусор: бутылки, банки из-под пива, пакеты, контейнеры, а мимо идут люди. Одни смотрят с удивлением, другие с брезгливостью, третьи в сторону. Они не замечают эту грязь, они к ней привыкли, их дети тоже. Они, не задумываясь, будут бросать мусор где попало, их не приучают к чистоте вокруг. И мне стыдно. За них и за себя. Можно тоже пройти и не замечать, но меня учили в детстве бросать фантик от конфеты в урну.

В первую блокадную весну голодные изможденные ленинградцы вышли на уборку улиц от мусора и .... трупов, чтобы избежать эпидемий. Они победили. С 25 марта по 15 апреля они смогли убрать город. Работали все с 15 до 60 лет (мужчины) и с 15 до 55 лет (женщины). Это была трудовая повинность. Работающие убирали город после основной работы по 2 часа в день. Никто не возмущался, все понимали важность этого.

После войны разрушенный город был чистым. Так говорил мой папа. Он это видел.

А в 60-е годы как-то рассказывал случай, который он наблюдал. К одному учреждению под’ехала машина, из неё вышел важный представительный мужчина с портфелем и папиросой, докурил и бросил окурок на панель. Тут же раздался свисток постового милиционера и следом: «Гражданин, поднимите окурок и бросьте в урну».
Урна была рядом. Мужчина нахмурился, поднял окурок и бросил. Но промахнулся. Снова свисток милиционера. Мужчина, красный от досады, снова нагнулся, поднял окурок и аккуратно опустил в урну.

Я помню город 70-х. Новостройки Купчино в глине. Но мусора не было!
А вот в 90-е был. Ларьки и грязь. Бутылки собирали бомжи. Они копались в помойках.
И это победили. Что же мешает сейчас? Просто не мусорить, просто считать город своим.

Можете спорить, но, как ни крутите:
Только Парнас это вовсе не Питер.
Разве культурная это столица,
Если тут каждый второй матерится?

Нет, на Парнасе живут не поэты:
Здесь на газонах окурки, пакеты.
Всюду заборы и вечная стройка.
Жители, видно, привыкли к помойкам.

С’ел доширак, упаковку оставил,
Тут же стаканчик бумажный поставил.
Вроде панель на кафе непохожа?
Но наплевать равнодушным прохожим.

Мимо идут, все в делах и заботах.
Дворникам платят за эту работу.
Вон они, пыль загребают лопатой,
- Мусор не наш, извиняйте, ребята!
- Технику тут применить не удастся.
Мусору долго придётся валяться.

Еврокебаб. А вокруг столько грязи,
Сколько в Европе найдётся едва ли.

МусоропрОводы здесь не спасают.
Прямо из окон бутылки бросают
Вместе с протухшей вчерашней закуской.
Только не надо пенять...на нерусских.

Ныне живущим напомнить бы надо:
Чистили люди наш город в блокаду.
Как же неловко и стыдно пред ними!
Пачкаем город руками своими.

Тот Ленинград, что в боях отстояли,
Тот Ленинград, что фашистам не сдали,
Тот, что подняли из пепла войны,
Город, который беречь мы должны.
2021


Рецензии
У нас сейчас в столице 20% осталось городских, остальные как раньше называли "лимитчики". Поэтому городская культура растворилась в деревенской. Тоже везде стройки, пыль, грязь, воздух стал хуже чем в Нью-Дели и Пекине. Порой вонь несет с воды, с каналов, в неё сливают расположенные в городе кожевенные заводы. Строят теперь между домов, сносят детские площадки, вырубают деревья и строят дома, высотки. Деньги огромные, миллионы долларов. Не смотря на мониторинг, экологическую инспекцию, деревья рубят да так, что с 90-х годов вырубили растительность на 90%! Сажают новые деревца, но забывают их поливать, процентов 80 засыхает. При реконструкции улиц, заливают цементом, асфальтом кори деревьев. Одно дерево стоит в среднем от 4 тыс долларов если из них делать мебель, паркет и давать шашлычным для готовки на дровах. Деньги стали уже главным мерилом успешности и средством выживания.

Стих, хороший. В тех местах, где люди сами убирают и не позволяют мусорить, там чисто, а где всем в лом, там грязно и всё сломано.

С признательностью
Искандар

Заметки Географа   18.11.2022 12:54     Заявить о нарушении
Искандар, такая картина во многих городах. Центр Петербурга разрушается, на это больно смотреть. Была недавно во дворце Юсуповых. Красота! Это потому что там был Дом работников просвещения, проще говоря, дом учителя. Я там была в детстве на елке. А рядом дом с обшарпанным фасадом, полуразрушенный. В жутком состоянии бывший дом богатейших Демидовых. Там была на экскурсии лет 5 назад. Одновременно с экскурсией там проходила выставка ювелирных изделий. Вот уж «блеск и нищета!” А ещё смешнее, что экскурсия проводилась для пенсионеров - бесплатная. Спасибо за Ваши интересные комментарии, Искандар!

Людмила Петрова 3   19.11.2022 16:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.