Добромила Иванова. 200 Жемчужина
Понятие сознание человека является предметом исследования во многих науках (психологии, философии, социологии), ученые пытаются раскрыть смысл существования и возникновения такого явления.
Сознание синоним: рассудок, осмысление, уяснение, постижение, мысль, разум.
Существует индивидуальное и общественное сознания. Первое, индивидуальное – это сознательность каждого индивида о его индивидуальности бытия, посредством его общественного бытия. Оно является элементом общественного сознания. Следовательно, второе, понятие сознания общественного – это обобщенные индивидуальные сознания различных личностей. Такое обобщение происходит исторически, в процессе долгого времени. Поэтому оно также считается групповым.
В групповом сознании необходимо рассмотреть две особенности – это общественный контакт людей, как важный фактор и общая сила этих людей при объединении их отдельных сил.
Каждый коллектив составляет группу различных личностей, однако, не каждая группа личностей будет коллективом. Исходя из этого, проявление коллективного сознания всегда будет групповым, а групповое не всегда будет коллективным. Коллективный разум – это, во-первых, проявление общественного сознания, как общественной идеи, во-вторых, эта идея обусловливает деятельность отдельных личностей в этом коллективе.
Индивидуальная осознанность типичных личностей всегда определяет групповую осознанность. Но только типичное для определенной группы, которое подходит по частоте проявления, силе выражения в любое время, то есть такое, что опережает, направляет развитие данной группы.
Коллективное и групповое формы сознания пребывают под зависимостью общественного сознания и обусловливаются отношениями между членами группы. Таким образом, те психические явления, которые характерны процессу общения представляют различные явления в групповом сознании.
Последнее, в свою очередь, разделяется на несколько форм сознания. Самыми специфическими являются массовидные явления, они составляют общественные настроения и создают групповой психологический климат. Вызывают эти настроения в большей части межличностные отношения. Если в группе хорошие, теплые и доверчивые отношения, то соответственно и психологический климат будет благоприятный и проблемы такой группе легче решать. Но если в такой коллектив внедряется человек, рассеивающий вражду между членами группы, естественно, психологический климат будет ухудшаться, эффективность труда начнет падать. Также на массовые настроения в группе могут повлиять дидактогении – это изменения в настроении, доходящие до болезненного состояния и вызваны грубым поведением и воздействием руководителя.
Еще одна форма группового сознания – паника. Паника – это проявление страха, состояние аффекта, которое захватывает целую группу и под влиянием взаимного подражания усиливается еще больше.
Мода – форма группового сознания, когда люди начинают подражать друг другу, равняться на общественное мнение, относительного того, в чем они должны ходить, одеваться, обуваться, какую музыку слушать.
Коллективное мышление – также форма групповой сознательности, оно закрепляет целенаправленность каждого члена в решении задания коллектива, дает возможность продумать ее и осветить с разных сторон, также способствует инициативности. Коллективное мышление добавляет критичность решениям, и это способствует развитию самокритичности в каждого члена группы, обогащает знаниями и опытом одних за счет приобретения знания у других, создает позитивный эмоциональный тонус, создает ситуации соревнования, повышая работоспособность, сокращает время для решения поставленной задачи. Решение одного задания способствует появлению новых и стимулирует, таким образом, развитие и прогрессирование группы, коллективное мышление двигает коллектив вперед.
Форма общественного сознания делится на несколько видов: религию, науку, право, нравственность, идеологию и искусство. Такие формы, как религия, право, нравственность и искусство, как социальные явления являются относительно самостоятельными и изучаются разными науками. Нравственное и эстетическое сознания имеют связь, какую можно повседневно наблюдать, например, нравственные поступки часто характеризуют как красивые, и наоборот, аморальные поступки называют отвратительными или безобразными.
Религиозное искусство через духовную живопись, музыку используется для углубления религиозных чувств и в целом религиозного сознания каждой личности и целых групп. В малых группах религиозная осознаваемость – это явление из религиозной психологии, которая включает религиозное мировоззрение отдельного человека и групп.
Философский вид сознания – теоретическое мировоззрение, познания о законах природы, человека и общества, она выделяет методы их познания. Отображает бытие в концептуальной форме, выполняет гносеологическую и мировоззренческую функции.
Научность сознания представляет собой рациональное систематизированное отображение окружающего мира через применение научных теорий, доводов и фактов, отображается в сознании людей в категориях законов и теорий. Оно позволяет человеку мыслить в категориях, применять различные принципы познания, чтобы делать новые открытия. Применение научного сознания можно увидеть во всевозможных сферах бытия людей.
Нравственность, как форма осознанности, появлялась и изменялась, также как нравственная психология группы, которая обобщает социальный полезный опыт общения в группах и в соответствующих условиях.
Нравственность сознания основывается на категории морали, она является самой древней формой общественного сознания, также оно проходит сквозь все области человеческой деятельности (профессию, быт, семью). Оно отражается в категориях, которым человек мыслит и руководится: добра, зла, совести, достоинства и другие. Мораль определяется кругозорами конкретных обществ и классов. В моральных нормах отображаются общечеловеческие, то есть независимые от общественного класса, нравственные ценности: гуманизм, честь, ответственность, сострадание, коллективизм, благодарность, великодушие.
Политичность сознания начала появляться с формированием государства, классов и сферы политики. Оно отражает взаимодействия классов и социальных групп, место и их роль в государственной власти, отношений между собой наций и государств, ориентированы экономическими мотивами. Оно интегрирует все формы общественного сознания. На него воздействуют различные сферы: религия, наука, право, но ведущим остается политическое. Также это элемент функционирования политической системы страны. В нем есть два уровня: обыденно-практический уровень и идеолого-теоретический. На обыденно-теоретическом уровне взаимосвязаны опыт и традиция, эмоциональное и рациональное, опыт и традиции, оно появляется стихийно, из деятельности и жизненного опыта людей. Также оно нестабильное, потому что существует под влиянием и зависимостью от условий жизни, эмоций людей и постоянно меняющегося опыта.
Употребление обыденного сознания важно тем, что ему свойственна целостность жизнепонимания, и при творческой обработке оно есть основой теоретического сознания. Теоретическому политическому сознанию свойственна полнота и глубина отображения политической реальности, отличающаяся способностью прогнозировать и систематизировать взгляды. Оно может вырабатывать политическую программу, с опорой на экономическую и социальную сферы. Такая политическая идеология способна активно оказывать влияние на уровне общественного сознания. Над созданием идеологии трудятся только специально обученные люди, которые занимаются осмыслением закономерностей общественной жизни и занимают себя «политическим творчеством». Хорошо сформированная идеология может оказать влияние на сознательность общества в целом, поскольку это непросто система взглядов, а хорошо структурированная пропаганда, пронизывающая все слои и сферы общества, которая пользуется государственной силой и использует средства массовой информации, науку, культуру, религию.
В правовом сознании очень большая связь с политическим, поскольку в не м имеют место политические, как и экономические заинтересованности различных общественных групп. Оно воздействует на различные сферы общественной жизни, в которой выполняет такие функции: регулятивную, познавательную и оценочную.
Также правовое, имеет исторический характер, и его развитие происходит зависимо от экономических и политических обстоятельств и условий жизни, оно зарождается вместе с первыми проявлениями политической организации социума, права и деления на классы и отображает взаимоотношения людей, организаций, государственных органов, которые связаны правами и обязанностями, их гарантом является закон.
Экономическая осведомленность отображает знания и теории экономической деятельности и социальные потребности. Оно формируется под влиянием исторических условий и обусловливается необходимостью осознания экономических и социальных изменений. Также оно направлено на совершенствование экономической реальности.
Экологические аспекты сознательности человека выполняют общественные функции. Прежде всего познавательную и воспитательную функции. Оно взаимосвязано с другими формами сознания: нравственным, эстетическим и правовым. Состояние экологии требует от человека эстетического и нравственного отношения к окружающей природе, в ином случаи, человек поддается влиянию правового сознания с целью, оплатить ущерб, нанесенный природе.
Экологическая сознательность заключается в гуманном отношении к природе, осведомленностью человека себя, как часть этой природы. Критерием в этом служит духовная потребность бережного отношения и стремления к сохранению красоты природы.
Состояние осведомленности – есть состоянием человека, в котором тот способен четко видит и осмысливать все, что происходит вокруг него и что происходит непосредственно с ним, способен держать под контролем свои действия и следить за развитием событий вокруг него.
Бессознательное – это неконтролируемые, неосознанные действия и особенные психические проявления. Это два различных полюса психики, но они находятся в связи и взаимодействии.
Психоанализ первым в психологии начал изучать индивидуальную сознательность и бессознательное их взаимосвязь и, как они проявляются в поведении. Согласно с этим направлением, осведомленность человека – это всего лишь не более чем одна десятая психики. Большую часть составляет бессознательное, в котором хранятся инстинкты, желания, эмоции, страхи, они всегда с человеком, но только иногда проявляются и в тот момент руководят человеком.
Сознание синоним сознательности, и этот термин также будет использоваться. Итак, сознательное – это то, которое контролируется человеком, бессознательное – то, которое невозможно контролировать, только оно само способно воздействовать на человека. Озарение, сны, ассоциации, рефлексы, инстинкты – проявляются без нашей воли, также интуиция, вдохновение, творчество, впечатления, вспоминания, навязчивые мысли, оговорки, описки, болезни, боли, побуждения – проявления бессознательного, иногда некоторые из них могут проявляться в совсем неподходящий момент или если человек этого совершенно не ожидает.
Таким образом, наблюдается связь бессознательного с сознательным, и на сегодняшний день никто не решается опровергнуть ее. Как сознательное, так и бессознательное переплетаются в человеке и влияют и на него и друг на друга. Бессознательная сфера может открыться человеку, чем устанавливается то, какие внутренние побуждения и силы движут человеком, его мыслями и поступками, вне сознания.
Руководствуясь этим знанием можно намного улучшить свою жизнь, научиться доверять интуиции, становиться открытым творчеству, работать над своими страхами, открываться инсайтам, слушать внутренний голос, прорабатывать угнетенные желания. Для всего этого требуется запас сил и желание, но затем чтобы всецело понимать себя, развиваться, достигать целей, избавиться от комплексов, необходимо заниматься самоанализом и глубоким самопознанием.
Бессознательное избавляет разум от лишней нагрузки, защищает от перегрузки информацией. Оно помещает в себе негативные переживания, страхи, травмирующую психику информацию и благодаря этому, защищает человека от психологических перенапряжений и срывов. Без такого механизма люди не смогли бы выдерживать все давления из внешнего мира. Благодаря освобождению от негативных переживаний или устаревшей ненужной информации, человек способен полностью себя реализовывать.
Защита сознания человека проявляется в освобождении его от постоянного контроля над действиями, которые он осуществляет каждый день. Такие действия, как, например, чистка зубов, пользование приборами, езда на велосипеде, и многие другие становятся автоматическими и не требуют осмысливания действий. Также взрослый человек не замечает, как он из букв составляет слова, когда читает, не думает о том какие действия нужно совершать чтобы ходить. Точно так же действия становятся автоматическими в профессиях.
Оттого, что некоторая информация переходит в бессознательную область, освобождается гораздо больше места для усвоения новой информации, разум легче концентрируется на новых важных задачах. Но надо не забывать, что даже то, что ушло в бессознательное не пропало бесследно, оно хранится, и под влиянием какого-то стимула способно вырваться наружу, потому что, в любом случае, оно есть частью человека.
Сознательное и бессознательное психики имеют одинаковую важность для людей, и нельзя недооценивать функциональность какого-нибудь из них.
Понятие сознание человека применяется и в контексте самосознания. Свойства сознания в том, что оно как личностное ядро человека, вмещает в себе чувства, ощущения, мысли и эмоции. Значение самосознания в том, что оно является отношением человека к самому себе. Выходит, что оба понятия являются частями единого целого.
Если оглянутся на историю человечества, то первобытные люди имели только недоразвитое осведомление, которое развивалось поэтапно. Начиналось с того, что человек ощущал свое тело на физическом уровне, понимал ограничение его способностей. После исследования своего тела он начал исследовать внешний мир, от этого его ум обрел новую информацию, что стимулировало его развитие. Чем больше человек знакомится с разными предметами, тем больше он умеет находить их отличия и познавать новые свойства.
Сформированность самосознания, произошло еще немного позже. Сначала человеком руководили только врожденные инстинкты (размножения, самосохранения). Благодаря самосознанию человек сумел подняться над таким примитивизмом, и поспособствовало этому появление иерархичности в сообществах. Каждая группа имела вождя, которого все слушали, выполняли его указания, принимали критику и похвалы. Таким образом, люди становились выше своих инстинктов, потому что начали делать что-то не конкретно для себя одного, а для целой группы и вождя. Такое проявление самосознания в наружном мире, а не внутри сознания человека. Еще позже индивидуум начинал слушаться собственного голоса и действовать по отношению к «услышанному», это позволило ему подняться выше инстинктов, мимолетных желаний и других факторов, которые мешали личностному развитию.
В развитии современного человека формирование сознания и самосознания появляется также поэтапно. Сначала ребенок постепенно осознает себя, потом оказывается под руководством взрослых. Позже внешние руководители заменяются внутренними. Но такое развитие дошло не до всех. В неразвитых странах, есть такие люди, живущие все еще по прежнему инстинкту.
Без самосознания человек не может идти далее в своем личностном развитии, достигать целей, ладить с окружающими людьми, становиться успешным. С помощью самосознания человек видит и делает свою жизнь такой, как ему хочется. Все успешные люди владеют этим свойством. Иначе они не смогли бы стать разумными, развить интеллект.
Кстати, часто сравниваются такие категории, как сознание и интеллект. Многие люди считают, что если есть сознание, то это также говорит об интеллекте, но эти категории имеют разное значение. Интеллектуальный человек не всегда сознателен. Уровень сознательности у не очень образованных людей может быть выше. Поэтому сознание и интеллект – нетождественные понятия. Но с помощью самосознания происходит развитие интеллектуальных возможностей. Свойства самосознания и сознания – составляют жизнь современного человека, помогают ему в обретении свободы, иначе она бы осталась только в рамках желаний.
Понятие сознания в философии является сложной темой для изучения, над ней размышляли великие люди. Соотношение понятий сознание и мозг в философии еще более трудная тема, поскольку два понятия представляются, как абсолютно разные. Определением сознания является идея, а мозг – материальный субстрат. Но все же между ними определенно существует связь.
Современные философы уверены в существовании сознания и относительно источников, выделяют несколько его факторов. Первое, внешний и духовный мир, природное и духовное отражаются в сознании под видом определенных чувственно-понятийных представлений. Такая информация заключается в результате взаимодействий человека и ситуации, обеспечивающей контакт с ней.
Второе, социокультурная среда, эстетические и этические установки, правовые акты, знания, способы и средства познавательной деятельности – это позволяет человеку быть социальным существом.
Третье, это духовный внутренний мир личности, ее жизненный опыт и переживания, переосмысливая которые человек строит планы.
Четвертое, мозг является таким фактором, потому что он на клеточном уровне обеспечивает осуществление функционирование сознания.
Пятое, также фактором выступает космическое информационное поле, звеном которого есть функционирование сознания человека.
Получается, что источником сознания есть не только сами идеи (за теорией идеалистов), и не сам мозг (за материалистами), а объективная и субъективная действительность, отображающая человеком с помощью головного мозга в надличностных формах сознания.
Сознание и мозг в философии изучается с нескольких подходов. Одним из таких есть физикализм – материалистическое направление, отрицающее существование сознания в качестве самостоятельной субстанции, поскольку в первую очередь, оно порождено материей.
Солипсизм также является подходом, изучающим понятие сознания и предъявляющее крайние взгляды. Он гласит, что осознанность каждого человека существует, как единая достоверная реальность. Материальный мир есть продуктом сознания.
Описанные подходы предъявляют умеренный материализм и объективный идеализм. Относительно первого, то категория сознания в нем определяется, как уникальное проявление материи, позволяющее отображать самого себя. Второй, твердит, что в сознании имеется некая связь с материей, существование сознания определяют, как первоначальное.
В самом деле, осознанность человека относительно мозга, или как само по себе не объясняется вышесказанными подходами. Необходимо изучить другие направления. Например, существует космический взгляд, согласно ему – смысл сознания независимый от материального носителя – это дар космоса, и является неделимым.
Согласно биологической теории, возможность осознавать – это продукт живой природы и присущее абсолютно всем, даже самым простым организмам. Потому что жизнь не спонтанна, и закономерности истекают из сознания. Все живые создания имеют инстинкты врожденные и приобретенные в процессе их жизнедеятельности, накопленные вместе с опытом, они тоже способны проделывать сложные по структуре действия, а некоторым животным даже присуща своеобразная мораль.
Но есть также взгляд, относительно которого, свойство сознания считается присущим исключительно человеку. Но, даже выходя из таких разных версий, определений, философия не дает единого ответа на вопрос о источнике происхождения сознания. Разум человека находится в непрерывном движении, развитии, поскольку с ним каждый день происходят разные события, которые человек пытается осмыслить, осознать.
Сознание и язык в философии кратко можно описать, как еще один волнующий философов вопрос. Разум и язык непосредственно имеют взаимовлияние, которыми можно управлять. Когда человек работает над усовершенствованием речевых данных, он также изменяет собственные свойства сознания, развивая тем самым умение в объективном восприятии информации и принимать решения. Древние философские мыслители, такие как Гераклит, Платон, Аристотель занимались изучением взаимосвязи сознания, мышления и языка. Это даже можно проследить в греческом слове «логос», которое дословно значит, что мысль неотрывна от слова.
Сознание и язык в философии кратко можно обусловить через такое философское течение, как «философия языка», оно твердит, что способность сознания, непосредственно влияет на мировосприятие человека, в частности, его речь, из этого истекает, что также и на общение с окружающими.
В современном времени многие ученые пытаются найти все новые отношения в сознании и языку. Например, недавние исследования подтвердили, что в каждого человека в мышлении применяются визуальные картинки, которые сформировались под воздействием сознания. Таким образом, осознаваемость направляет мыслительный процесс. Близким к такому определению был мыслитель Рене Декарт, давший такое объяснение, которое навсегда закрепилось в философии и других науках, что его можно находить доминирующим.
Есть две субстанции – мыслящая и телесная, принципиально различающиеся друг от друга. Вещи и события телесной субстанции, считаются пространственными и доступными внешнему созерцанию, то сознания и события в нем не пространственные, то есть их наблюдать невозможно, но они могут осознаваться внутренним опытом носителя этого сознания.
Идеалисты не поддерживали такую мысль, а утверждали, что личность – это состояния сознания, как дух, в котором телесное и биологическое не имеет особого значения. Современники не удовлетворяются подобным взглядом, поэтому философы, обсуждающие психофизическую проблему сознания, придерживаются в большей степени вариантов материализма.
Самым последовательным вариантом материалистического направления есть теория тождества, полагающая, что мыслительные процессы, восприятия и ощущения тождественны с состоянием мозга.
Функционализм, как еще один взгляд на определение сознания, рассматривает явления и процессы, как функциональные состояния мозга, а не физические. Мозг определяется, как сложная многоуровневая система, обладающая физическими, функциональными и системными свойствами. Такой подход имеет несколько минусов, из которых основным есть то, что такое определение очень в духе картезианского дуализма.
Некоторые сторонники современной философии считают, что нужно отвернуться от представлений Декарта о личности, как «духе в машине», исходя из того, что изначально человек является разумным животным, способным к сознательному поведению, личность не можно разделить по двум мирам, поэтому есть необходимость в новом толковании понятий, связанных со способностью сознания – от простых ощущений до интеллектуальных процессов и самосознания.
Подсознанием называется область психики человека, которая ответственна за сохранение и анализ поступающей информации, за безусловные рефлексы. Фрейд использовал термин «подсознание» в своих ранних работах по сотворению психоанализа, но позже он заменил его термин категорию «бессознательное», предназначенную, преимущественно, для обозначения сферы вытесненного содержания, в основном, социально неодобряемого. Кроме того, рассматриваемое понятие, ранее применялось и последователями когнитивной психологии для определения области быстрой памяти, в которую мозг заносит мысли автоматического характера, то есть, часто воспроизводимые мысли или те, которым индивид придает особую важность.
Каждый психически здоровый индивид желает прожить счастливую жизнь, наполненную радостями и удовольствиями. Жизнь без проблем и преград. Любой человек мечтает об интересной и престижной работе, успешности, верной дружбе и вечной любви. Люди по своей природе все разные, однако, их всех объединяет стремление быть счастливым. Но зачастую они делают не то, что желали бы, и живут совершенно не так, как в детстве мечталось. Как исправить сложившуюся ситуацию? Как получить желаемое и научиться существовать в гармонии с окружающими людьми и миром в целом?
Нужно усвоить тот факт, что человеческий мозг в силу своего устройства не может отличить события внешней среды от происходящих у него в мыслях. Знание этой аксиомы дает свободу создавать и менять собственное существование в соответствии с желаниями и стремлениями. Но помимо знания следует также научиться применять правильные инструменты. Ни одно действие человека невозможно без участия мозга, который определяет все его мысли, чувства и поступки, способность взаимодействовать с окружением. Личность человека и его характер, разум и умение принимать решения – управляет всем этим и регулирует именно мозг. Поэтому чем здоровее будет мозг, тем индивид будет счастливее, богаче, мудрее и сильнее физически. Если вследствие какой-либо причины функционировать нормально мозг не способен, у человека появляются проблемы в жизни, со здоровьем, деньгами, понижается интеллектуальная способность, снижается степень уровень довольства жизнью, идет на спад успешность.
Естественно, пагубное влияние на мозг различных травм нельзя отрицать, но кроме этого, не следует закрывать глаза на не менее губительное воздействие негативных мыслей и деструктивных программ, родом из прошлого.
Сила подсознания. Часто причины всех людских проблем кроются именно в непонимании посылов подсознания. Многие сигналы, идущие от мозга, человек истолковывает совсем неверно. Психологи и физиологи столетиями бьются над попыткой объяснить, каким образом устроен человеческий мозг, как он функционирует. Ведь человек – это совершенная удивительная система, управляемый сложным устройством. По ряду характеристик человек проигрывает животному миру, например, он не на столько быстр, как гепард, не силен, как лев, не обладает обонянием собаки. Существуя в тяжелых первобытных условиях человеческий род был обречен на вымирание, но стал «царем» природы благодаря развитому мозгу. Природа наделила людей мыслительной деятельностью, позволяющей им принимать решения, воображением, дающим способность представлять ранее невиданное, высокоразвитой речью, при помощи которой люди взаимодействуют между собой, памятью и психикой. Кроме того, каждый отдельно взятый субъект обладает индивидуальным набором качеств, чертами характера и темпераментом.
Резюмируя все вышесказанное, получается, что человеческий мозг – это уникальный орган, который обеспечивает победу в битве за существование. Учеными в процессе исследований было установлено, что основой функционирования мозга является несколько механизмов.
Во-первых, согласно Павлову, каждый человек состоит из набора постоянно изменяющихся привычек. Во-вторых, в соответствии с умозаключениями Ухтомского, базисом привычек является принцип доминанты. В-третьих, местом размещения привычек, которые управляют сознанием, является подсознание человека.
Что же такое привычки или, как говорят психологи, динамические стереотипы? Они считаются одним из составных компонентов, образующих характер личности. У животных привычки вырабатываются через дрессировку, а у человеческого субъекта – при помощи воспитания. Привычка сама по себе зародиться не может. Для ее возникновения необходимо какое-нибудь подкрепление эмоционального характера. Причем такое подкрепление может нести как положительный посыл, так и отрицательный. Поощрением, то есть положительным подкреплением, может выступать похвала, а отрицательным – унижение или оскорбление. Динамические стереотипы могут появляться у человека самопроизвольно, нередко он даже не осознает, что имеет ту либо иную привычку.
Зачастую над привычками не только сложно одержать победу, но и изменить их проблематично. В случае если индивиду приходится изменять ее, он ощущает стресс, дискомфорт, при этом возвращение к привычному поведению вызывает чувство защищенности и удовлетворения. Это связано с природой привычек, которые являются проявлением инстинкта самосохранения. Человеческий мозг запоминает то поведение, которое не приводит к негативным следствиям, поэтому оно воспринимается им как безопасные действия. Всякое новое действие, даже если оно будет полезным для человека, воспринимается мозгом как нечто новое, а, следовательно, вызывает стресс.
Подсознание человека отрицательно реагирует на всякое спонтанное изменение, поэтому так сложно людям избавиться от нездоровых привычек, например, таких как: алкоголизм, наркозависимость или курение. Для мозга неважно полезной ли будет такая трансформация или отрицательной, для него имеет значение лишь то, что изменение может разрушить привычный жизненный уклад.
Доминанта или преобладание является еще одним существенным принципом функционирования мозга. Доминантой называется сосредоточивание на самой значимой реакции этого момента с одновременным замедлением остальных реакций. Доминанта, как и привычки, является выражением инстинкта самосохранения, поскольку все усилия мозга направлены на выполнение значимой для индивида задачи. Так, к примеру, когда человек испытывает сильное чувство голода, то мыслить ни о чем ином помимо пищи он не сможет. При этом если в этот момент случится какое-нибудь важное событие, радостное либо печальное, но порождающее более интенсивные эмоции, то думы о еде отойдут на задний план. Доминантный источник возбуждения характеризуется тенденцией подавлять все остальные источники. Все люди, равно как и животный мир имеют доминанты. Физиологические (еда), нравственные, эстетические (стремление к самореализации, уважению), познавательные и другие потребности могут стать для человека доминантой. Наличие потребностей не является противоестественным само по себе, однако существует риск зацикливания, когда человек попадает в зависимость от потребности.
Опасны, в основном, те доминанты, которые не получают логическое завершение. То есть стремление стать самым богатым, красивым, успешным заранее обречено на провал, поскольку всегда найдется субъект, который будет красивее, богаче или успешнее. Воздействие доминанты обрывается исключительно при условии ее удовлетворения. Если доминанту невозможно естественным путем прекратить, то индивид живет лишь одной целью, что порождает неврозы и расстройства психики.
Сам человек является творцом собственного бытия, что человеческое подсознание – это настоящий волшебник, способный творить чудеса, и одновременно с этим оно «злой гений», способный разрушить и уничтожить все живое. Именно поэтому следует научиться управлять собственным подсознанием.
- Чем отличается сознание от подсознания? – Это была Добромила.
- Человеческое подсознание обуславливает его поведение. Подсознание человека формирует привычки и его доминанты. Другими словами, подсознание человека, прежде всего, направлено на обеспечение выживания в окружающем мире. Сознание же, получает посылы от подсознания, но понять их может не всегда. Подсознание регулирует инстинкты, а сознание старается их оправдать.
Итак, сознание человека управляется его подсознанием. При этом сознание оперирует словами, а подсознание – эмоциями.
Сознание и подсознание также отличаются своими функциями. Первое отвечает за выживание в социуме, а второе – за сохранение человеческой жизни. В человеке сосуществует два инстинкта: биологический и социальный. Первый ответственен за сохранение его жизни, а второй нередко может иметь цель, противоположную задачам первого. Люди зачастую ставят социальную успешность намного выше собственной жизни. Эмоции и желания, живущие в подсознании, попадают в сознание в образе смутных ощущений, не всегда понятных для сознания. Отдельно следует выделить иллюзии, вследствие которых неизбежны ошибки, порой ломающие чью-то жизнь.
Первая самая опасная иллюзия – это иллюзия счастья. Все мечтают о счастливой жизни, счастливых отношениях, но никто не может объяснить, что представляет собой это ощущение. Каждый индивид имеет собственное суждение о счастье. В бесконечных поисках счастья индивид пытается заработать много денег, сделать хорошую карьеру, стать успешным. Однако все эти стремления являют собой лишь иллюзию. Ведь можно достичь богатства и при этом остаться несчастным. Стремление достичь различных благ для получения счастливой жизни – является наибольшим самообманом, иллюзией. Люди растрачивают жизнь в постоянной погоне за иллюзией, не понимая, что счастье определяется внутренним состоянием, так как не зависит от окружающей среды и внешних обстоятельств. Не менее частыми иллюзиями, которые порабощают людей, являются иллюзия опасности и страдания.
Мысли чувства подсознание являются составными компонентами успеха, только нужно ими уметь грамотно пользоваться. В то, во что индивид сознательно верит, принимает и его подсознание. Оно отвечает на все размышления человека вне зависимости от того положительный или отрицательный посыл они несут, правдивы они или ложны.
Реакция подсознания выражается в эмоциях и поведении. Для существования с миром и самим собой в гармонии, необходимо помнить, что конструктивные и положительные мысли порождают позитивную работу в подсознании человека, что избавляет его от стрессов, способствует достижению поставленных целей и делает счастливым.
Неизведанной и удивительной стороной психики человека, таящей в себе практически неисчерпаемый потенциал для внутреннего самоисцеления, саморазвития, изменения окружающей реальности и улучшения собственной жизни, является подсознание.
Неумелое управление подсознанием, неосторожное обращение с ним, может направить его потенциал в деструктивное русло, что породит череду нескончаемых проблем. Каждое производимое действие, появляющаяся идея либо переживаемое эмоциональное состояние родом из подсознания.
Объяснением поведенческой модели человека, его поступков, служат запрограммированные в подсознание установки. В большинстве случаев, индивид самостоятельно закладывает их, подавляя сильные эмоции, поддаваясь собственным страхам и тревогам, мысля деструктивно. Также велика и роль родительского воспитания, влияния других значимых родственников, взрослых, которые с раннего возраста внушают малышу нормы поведения, морально-этические установки, а кроме того неосознанно передают собственные подсознательные программы. Следует отметить и влияние социума, средств массовой информации, которые постоянно закладывают различные разрушительные программы в подсознание.
Управление подсознанием заключает в себе 90% успешной и счастливой жизни. Для достижения желаемого, нужно реструктурировать, переориентировать в нужное русло ресурсы подсознания: вложить новые адаптивные установки, программы, способствующие решению проблем, дать самому себе новые положительно заряженные команды.
Первыми шагами на стези постижения тайны подсознания являются глубокий анализ собственного внутреннего состояния, понимания устремлений и реальных задач, отключения неуправляемого бессознательного «автопилота». Понять собственные мысли, чувства подсознание могут помочь психологи и психотерапевты. Также можно научиться управлять подсознанием самостоятельно.
Работа с подсознанием. Для достижения успехов собственными усилиями, необходимо следующее: выявить, какие страхи, потребности, из подсознательной области не выпускает сознание; отыскать и осмыслить мысли, ежедневно повторяющиеся помногу раз и не дающие жить спокойно; понять, чего желает и во что уверовало сознание; понять и изучить реакции сознания на нововведения, которые противоречат ранее заложенной программе в подсознании.
Обеспечение безопасности, жизненного комфорта, счастья – вот главные задачи подсознания. Вся его деятельность заключается в предохранении человека от страданий, боли и трудностей, обеспечении его удовлетворения, успешности. Однако так происходит лишь, когда индивид познал тайны подсознания, научился понимать его, слышать и управлять ним. В большинстве случаев люди сталкиваются с тем, что их подсознание вставляет им палки в колеса, препятствует в достижении намеченных целей, отравляя жизнь. Незаметно для рассудка оно вмешивается в планы индивидов, корректируя их по своему разумению, лишает сил и портит настроение. Но помимо этого ему принадлежит абсолютный контроль над функциями мозга и человеческим телом.
Подсознание, как им управлять? Обучиться общению с собственным подсознанием, управлению им, ради получения определенной выгоды, можно при помощи творческой визуализации, благодарности и медитации.
Человек должен научить свое сознание четко видеть собственное желание, осязать его, представлять его посредством использования слуховых, зрительных, кинестетических приемов.
Мысли, находящиеся в «благодарном» состоянии, получают своеобразный положительный отклик от Вселенной, помогают жить в гармонии, изменяют существование человека в нужное русло. Нужно стараться чаще ощущать себя благодарным за все, что есть, что было и будет, за людей, которые были и есть в жизни, за опыт, за жизнь и близких.
Медитация помогает получить важный ответ относительно волнующей проблемы, очистить карму, ликвидировать устаревшие блоки и установки, которые порождают стрессы, депрессивные состояния и тревожность.
Неважно, каким способом добиться отклика от подсознания. Главное – это желание изменять собственное существование в лучшую сторону.
Кроме перечисленных способов, нужно научиться снимать негатив с подсознания, который копится день за днем. С этой целью необходимо в домашней обстановке сесть удобно, расслабиться, «окунуться» внутрь себя и представить, что весь негатив, накопленный за день, улетучивается, стекает струйками воды, исчезает. Главным тут является верование в образы и картинки, мелькающие в подсознании.
Нужно также помнить, что слова – это серьезное оружие, которое в неопытном исполнении может навредить самому говорящему. Многие люди из-за непонимания используют силу слов не во благо собственной персоне, а против себя.
Чтобы слова человека превратились из грозного оружия в управляемого помощника необходимо постараться на протяжении семи дней следить за собственной речью. Нельзя в этот период плохо отзываться о людях и самом себе, изливать негатив, ругаться. Агрессивная лексика порождает лишь «плохие» ситуации вокруг человека, запускает негативную программу.
Для изменения собственных убеждений человеку необходимо набраться смелости, чтобы тщательно проанализировать собственную прошлую жизнь и преодолеть рубежи стандартов, шаблонов и установок.
Обретению истинной силы способствует глубинный анализ личных убеждений. Истоки их кроятся в условиях, диктуемых морально-этическими нормами, религией, культурой, средствами массовой информации, даже генами, общественных и семейных установках, образовании.
Следующим этапом на пути покорения подсознания будет сопоставление старых убеждений с качественно новыми, способными помочь. На первый взгляд в этих действиях нет ничего сложного. Но если основательно подойти, то можно столкнуться с рядом трудностей. Ведь львиная доля информации, полученной на протяжении жизни, откладывается на биологическом уровне. Она прирастает к человеку, становится словно вторая кожа. Чтобы избавиться от лишнего, необходимо осознать, что истина сегодня, завтра таковой может не быть. Нужно понимать, что любое изменение – это сознательный выбор каждого, а не реакция.
К сожалению, природа человека такова, что решиться на серьезные перемены он лишь тогда, когда все будет очень плохо, когда по-прежнему жить уже невозможно. Только потеря, кризис, травма, болезнь или трагедия могут вынудить человека остановиться и переосмыслить собственное поведение, себя, чувства, поступки и убеждения. Чтобы индивид созрел для серьезных изменений, ему необходимо пройти через боль. И Вселенной приходится учить, подталкивать, чтобы человек наконец-то захотел что-то изменить. Но зачем вынуждать Вселенную действовать жестко?! Ведь можно меняться, не дожидаясь негативных посылов, а ощущая радость и вдохновение. Для этого лишь нужно захотеть.
- Скажите, пожалуйста, что такое инсайт? – Это была Радхарани.
- В стандартном обиходе явление инсайт представляет собой всякое самопознание, а также предчувствие либо интуитивное понимание внутреннего устройства или природы чего-либо. Кроме перечисленных имеется ряд более специализированных определений.
В психотерапевтической практике инсайт подразумевает способность пациента отчётливо осознавать, что нарушения собственного интеллекта и чувств, существующие у него, не только субъективны, но и объективны, а значит, свидетельствуют о факте болезни. Инсайт это один из диагностических признаков, свидетельствующих о сохранности личности. Так, утрата инсайта присуща для психоза, а его наличие свидетельствует скорее о неврозе.
Интеллектуальный инсайт рассматривается в качестве разновидности теоретического осознания чьего-то состояния или базисом психодинамики чьих-то действий, которые все еще остаются отчужденными от индивида, а эмоциональный инсайт – в качестве истинного глубокого понимания. Так, например, классический психоанализ, расценивает интеллектуальное озарение в качестве защитного механизма, а эмоциональное осознание – в качестве основного элемента эффективной терапии.
Также инсайтом именуют новое, навязчивое осознание верности чего-то, которое возникло без открытого обращения к прошлому опыту.
Инсайт, в этом смысле, характеризует неожиданное преобразование модели или значения ситуации, позволяющее индивиду осознать связи, сопоставляемые с решением. Он представляет собой разновидность научения и обуславливается принципом все либо ничего.
Творческий инсайт является одной из ключевых стадий индивидуальной творческой мыслительной деятельности. Сам процесс творчества состоит из стадии подготовки, инкубации, инсайта или озарения и проверки полученного решения. Наличие в структуре процесса творчества стадии инсайта расценивается как одно из основных доказательств тесной связи бессознательной мыслительной деятельности с творчеством.
Творческий инсайт и интуиция считаются иррациональными понятиями, так как являются сверхчувственным способом познания истины. При этом рациональные рассуждения не могут создать новое знание. Другими словами, инсайт наступает тогда, когда индивид находит решение, не осознавая процесса, приведшего к этому решению.
Таким образом инсайт являет собой попадание ответа, найденного в процессе бессознательного мыслительного функционирования, в фокус сознания, которое обычно в этот момент отвлечено от решаемой задачи, его направленность, в основном, с ориентацией бессознательного ответа не совпадает, вследствие чего найденное ответное решение выплывает в сознании неожиданно, сопровождаясь интуитивной убежденностью в его истинности и эмоциональной активацией.
Наиболее яркими примерами описываемого феномена можно считать открытия Архимеда, и Ньютона.
Инсайт проходит четыре стадии на пути возникновения. Вначале индивид, пытаясь отыскать решение, производить интенсивную умственную работу. Так для сочинителя это может быть поиск поэтического образа, для композитора нахождение мелодии, для математика установление верного решения, для любого индивида поиск выхода из сложной житейской ситуации.
Затем человеку становится очевидным невозможность получения результата при помощи логического анализа, интеллектуального напряжения или посредством ранее известных приемов. Такую ситуацию можно рассматривать как тупиковую, имеющую взаимоисключающие предпосылки либо характеризующуюся бесконечным числом стратегий. В сложившихся обстоятельствах ум справляется с поставленными задачами до определенного предела, после чего пасует.
На третьем этапе наступает неожиданное озарение. Человек получает готовые ответ, а непосредственно процесс решения проследить невозможно. Довольно часто ответ приходит, когда индивид пребывает в стадии измененного сознания, на которой происходит снижение умственной работоспособности. Например, во время сна, полудремы, отдыха и релаксации. Большинство великих личностей полагали, что вдохновение их озаряло во время прогулок, различных спортивных игр, езды за рулем, просмотра кинофильма. Другими словами, прозрение наступает в моменты, когда человек полностью забывает о проблеме и отвлекается от насущного. Поэтому, людям, которых интересует, как достичь инсайт, можно посоветовать не зацикливаться на незамедлительном нахождении решения, отложить поиск ответов и пойти гулять или заняться уборкой в доме.
Внезапному озарению сопутствует бессознательная убежденность в верности, истинности и бесспорности результата, невероятная простота решения, выраженное чувство удовлетворения и облегчение.
Инсайт в психологии означает внезапное озарение, понимание сущности проблемной ситуации, нахождение совершенно нового подхода или решения.
рассматриваемое понятие употребляется психологами с целью описания такого феномена, при котором личность испытывает озарение, которое больше относится к разновидности воспоминаний, при этом отличается от них тем, что образуется не только мысленный образ, но и разнообразные ощущения всевозможных модальностей, свойственных конкретному воспоминанию. Также под описываемым термином может подразумеваться вне логическое прозрение.
Для достижения озарения нужно научиться отвлекаться и отпускать мысли, крутящиеся вокруг проблемного вопроса. Если постоянно размышлять о задаче, требующей решения, то озарение вряд ли наступит. Поэтому необходимо переключить внимание, например, заняться чтением книг.
Термин инсайт в психоанализе рассматривается в качестве способности индивида прочувствовать и полностью постигнуть суть бессознательного и его проявлений при помощи символов. Кроме того, некоторыми психоаналитиками расценивается также как цель терапии.
В более правильном и широком смысле описываемого понятия, психоанализ под озарением подразумевает способность индивида менять мотивацию своего поведения, оперативно осмысливать собственную психодинамику и постигать смыслы символического поведения.
Традиционно последователи психоаналитического ученья различают две разновидности озарения, а именно интеллектуальный инсайт и эмоциональное прозрение. Первый – рассматривается в качестве способности личности в целом правильно оценивать свое поведенческое реагирование и осознавать собственную психопатологию с позиции происхождения и динамики развития. Чаще психоаналитики относят данную разновидность озарения к области обсессивного защитного механизма личности, так как он позволяет индивиду постигать и успешно контролировать те, тревожащие его стороны собственной индивидуальности, в отношении к которым он ощущает отчуждение.
Эмоциональный инсайт расценивается психоаналитиками в качестве способности прочувствовать и адекватно осмыслить суть бессознательного и его проявлений. Эмоциональное озарение, в отличие от интеллектуальной прозорливости, является скорее доказательством свободы от отчуждения и пребывания индивида в простом контакте со своим бессознательным.
Инсайт является довольно существенным средством для практики психоанализа. Нередко аналитики даже саму по себе задачу психоаналитической терапии определяют как «получение нужного инсайта». При этом сам основатель психоаналитического ученья в точности не использовал подобную формулировку, предпочитая ей иную. Фрейд считал задачей психоаналитической терапии преобразование бессознательного в сознательное.
Инсайт выступает также мощнейшим напряжением психических сил личности. Это напряжение способно привести к видоизменениям в душевном мире субъекта и к началу позитивной трансформации в целом личности. Теории, ориентированные на инсайт, помогают индивиду заниматься исследованием собственных чувств с целью успешного и умелого управления ими в будущем. Преобразовывая собственную поведенческую модель, убеждения, установки, отношение к окружающей действительности, личность постепенно приобретает способность к нестандартному реагированию на различные жизненные события и умение быть гибким в принятии решений проблемных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности.
Инсайт не следует рассматривать в качестве выведенного понимания, исходящего из прошлого опыта. Это внезапно возникающее необъяснимое понимание ситуации или проблемы в целом, вследствие чего достигается осознанное верное решение проблемы. На данный момент описываемый феномен является одним из стержневых понятий в современной психологической науке. Существуют четыре этапа процесса озарения, а именно: подготовку, инкубацию, непосредственно инсайт и проверку. Феномен инсайта является фактом объективно существующей действительности.
Сверхсознание – это эмоциональная активность психики человека, активизирующаяся для разрешения сложных жизненных и творческих задач; наряду с подсознанием является неосознаваемым процессом психики. Сверхсознание проявляется творческими аспектами, в виде конструирования принципиально новых философских форм, мировоззрений, функционирования высшего проявления таких сознательных сфер, как социальная, ценностная, когнитивная. Это все, чего может эволюционно достичь человечество, интуиция, парапсихологические способности, инсайты.
Из трех аспектов человеческой психики (подсознательного, сознательного, сверхсознательного), деятельность сверхсознания направлена на творческие проявления, замысли, гипотезы, интуицию.
Сверхсознание это в психологии понятие, не поддающееся полному изучению, так как мы можем наблюдать сразу конечный результат его активности, минуя пути достижения и способы получения идеи. Активность сверхсознания имеет эмоционально-образную природу и направлена на удовлетворение и разрешение первоочередных доминирующих практических эмоциональных потребностей и задач.
Устройство психики человека состоит из несколько уровней функционирования, которые разделены на сознательный, подсознательный и сверхсознательный.
В неосознаваемой части психических процессов есть две группы, на которые их можно разделить, которые имеют принципиально разные функции и систему деятельности. Первая группа это подсознание, которое вмещает в себя то, что раньше относилось к осознаваемым процессам (навыки, которые автоматизировались) или может стать осознаваемым (конфликты, мотивации) при определенных условиях. Например, при психотерапевтической работе можно найти подсознательные источники мотивации той или иной деятельности, ее выгоды; или наоборот, причины избегания, страхов, нелогичности поведения, жизненные ситуации, которые были вытеснены из памяти защитными механизмами психики.
Сюда же, в подсознание, входят интериоризированные социальные нормы, обретающие определенную императивность (воспринимаются они человеком, как совесть или чувство долга); интуиция, основанная на накоплении опыта. Например, врач, который может поставить диагноз, даже, не начав осмотр, или сотрудник органов правопорядка, вычисляющий нарушителя в толпе – они основываются на интуиции, которая имеет своим фундаментом большой жизненный опыт.
Эволюционно, подсознание возникло в связи появившейся потребностью защиты сознания от возрастающих психологических перегрузок, оптимизации работы всего организма, также используется для хранения информации о полученных психотравматических переживаниях, которые в момент прошлого не могли быть переработаны сознанием. Информация, заложенная в подсознании достаточно консервативна, рефлекторна, подчинена внешним воздействиям и для ее изменения или коррекции необходимо приложить немало усилий.
Деятельность сверхсознания не подчинена влиянию никаких внешних условий, и не выходит на уровень осознанности ни при каких условиях или их изменениях. Мы можем наблюдать только конечные результаты этой неосознаваемой деятельности.
Сверхсознание проявляется в творческих догадках и гипотезах, инсайтах, которые в определенный необходимый момент психика предоставляет сознанию в готовом виде. Соответственно неосознаваемость этих процессов объясняется защитой процессов интуиции от преждевременной критики сознания, которая пресекла бы на корню любую, выходящую за пределы догм идею.
Функции сверхсознания рекомбинируют хранящиеся в памяти элементы опыта и информации, представляя в сферу сознания те из них, которые применимы к реальности. В этом главное различие идей сверхсознания от сновидений (которые также возникают вследствие рекомбинации полученного опыта и информации) или «гениальных» идей душевнобольных (которые достаточно необычны, но не имеют практического применения в существующей реальности).
Сверхсознание это в психологии очень тонкий регистратор возникающих малейших социальных, ситуационных, личностных изменений. Его деятельность направлена на предупреждение, и идеи по изменению или внесению новых корректив подаются сознанию заранее. Именно из-за того, что сознание еще не регистрирует изменения - эти идеи кажутся как минимум странными.
Сверхсознание непосредственно участвует в удовлетворении потребности, которая наиболее устойчива среди остальных мотивов личности. Доминирующая потребность направляет и корректирует сверхсознание в направлении ее наиболее благоприятной реализации, выхода из ситуации, задействуя механизмы творческого приспособления. Формирование доминанты может вызвать определенные трудности, когда имеется несколько, одинаково значимых приоритетов. Хорошо, если одна из доминант имеет практическую выгодность, тогда она имеет преимущество. Материал для новых комбинаций сверхсознание получает из осознаваемого опыта и подсознательных материалов, а также из построения абсолютно новых ассоциаций, не используемых ранее, однако удовлетворяющих ведущей потребности.
Пожалуй, самое действенное средство для развития и тренировки сверхсознания – это детская игра, которая обладает самоцелью и самоценностью, направленных на разрешение творческих задач, мотивируясь исключительно потребностью в познании. В творческой деятельности присутствуют четыре компонента: опыт субъекта и предыдущих поколений, сверхсознание и интуиция, сознание, проверяющее возникшие идеи, и процесс закрепления результата в памяти.
Обладает сверхсознание позитивными функциями (создание новых гипотез, идей, которые служат толчком к возникновению ранее не существовавшего) и негативными (отрицание и убирание устаревшего и неактуального). Оба эти направления являются эволюционно значимыми для человечества и развития личности.
Уникальность природы сверхсознания толкает к мыслям, что к его использованию склонны лишь одаренные или гениальные личности, следует отметить, что сверхсознание присутствует у всех людей, и его функционирование не связано со степенью одаренности талантом или количеством полученных знаний. Деятельность и проявление сверхсознания не является неизменной и статичной константой, она может актуализироваться или иметь разновекторную природу, сверхсознание можно развивать, если разобраться в выполняемых им функциях.
Функции сверхсознания сводятся к двум основным направлениям, таким как самопознание личности и корректировка направления ее деятельности. Выполняемые функции: реинтерпретация имеющегося опыта, поиск взаимосвязей между существующим внешним миром и внутренним самоопределением личности, переоценка старого опыта и формирование новых концепций, коррекция деятельности и реализация новых форм существования, самообновление, самоизменение.
Самым лучшим средством для тренировки сверхсознания считается детская игра, которая не имеет своим достижением ни практических, ни социальных целей, игровой процесс является самоцелью, который максимально удовлетворяет потребность в развитии, познании и решении творческих задач. Именно стремлением к познанию ради познания, с активным и доминирующим интересом дети обязаны своей уникальной способности придумывать новые миры и реальности, фантазировать и практически жить в этих мирах и новых концепциях, погружаясь настолько, что они граничат с восприятием реальности.
По мере взросления игровая мотивация вытесняется более важными витально вещами, однако механизм остается прежним. Часто приводится пример военных летчиков, которые показывали максимально хорошие результаты именно в состоянии азартного соревнования с противником (но никак не агрессии или страха), что является одним из видов бескорыстной игры.
Способствует работе сверхсознания недостаток информации, когда нет возможности опереться на полученные данные, а имеется важная необходимость генерировать новое.
Если подвести итоги, то для улучшения функционирования сверхсознания необходима одна доминирующая потребность, которая будет иметь практическую эмоциональную значимость для человека, высокий уровень познавательной активности, спокойное, азартное или увлеченное эмоциональное состояние, снижение уровня критического восприятия мира, а также предвзятого отношения к возникающим идеям.
Свидетельство о публикации №221050800698