Одна на всех и со слезами на глазах

Почему для современной России так важна духовная связь с поколением победителей в Великой Отечественной войне? Этот вопрос, при всей его кажущейся для большей части населения страны простоте, очень сложен бывает для ответа. Особенно тяжело этот ответ дается людям ассоциирующим себя с либеральным мировоззрением. Что удивительно, ведь англичанам или американцам идеологические установки никак не мешают чувствовать связь времен. Впрочем, наверное, все же правильно говорить – не мешали. Как правило, обычному среднестатистическому человеку нет даже необходимости формулировать какие-то ответы по этой теме.

Ведь у каждой нашей семьи есть своя памятная ниша о предыдущих поколениях. Есть у нас и общая для большинства история. Безусловно, она бывает неоднозначной. Но, прежде чем потомкам приступать к ее критическому осмыслению, нам стоило бы критически отнестись к своим знаниям, поступкам, мотивам. Мы точно умнее дедов-прадедов, мы совестливее их, надежнее? Мы действительно можем похвастаться равноценными достижениями, выпавшими на долю военного поколения?


У любого нормального человека существует потребность в уважении своих пращуров. Причем, предки могли отметиться разными делами, но для подражания мы выбираем ясные и понятные образы. Такая потребность строится на понимании того, что без ясных примеров для подражания невозможно воспитывать потомков. А воспитание жизнеспособной смены – это неотчуждаемая обязанность любого члена общества. Обязанность, которую сегодня нам настойчиво пытаются представить каким-то вольным правом, которым по желанию можно и пренебречь. Но если ты не понял мотивов, которые владели старшим поколением, как ты собираешься объяснить свои действия наследникам? Вот где-то на этом рубеже и создан водораздел темы, которую мы обсуждаем.


Почему и кому на это вопрос ответить сложно? С 70-х годов прошлого века в нашем обществе стали культивироваться идеи некой ущербности социалистической действительности.  И как следствие, всего что с ней было связанно. В том числе начался некий пересмотр истории Великой Отечественной войны. Понятно, что в 80-е годы — это явление еще не носило ярко выраженного характера. Но если в Мирном молодые люди, разрисовавшие подъезд дома свастикой были найдены и осуждены, то в прибалтийских республиках нацистская атрибутика в молодежных кругах уже имела вполне свободное хождение.

Ревизионистам было сложно открыть населению, что-то новое о войне, которая прошла через каждую советскую семью. Казалось бы, так называемая «литература лейтенантов» 40-60-х годов создала настолько яркие образы героев и антигероев тех времен, что подменить их не могло получиться. Откровенная ложь вызывала у людей лишь брезгливую насмешку. Однако, как говорят китайцы: «Путь в тысячу миль начинается с первого шага». Для начала внукам победителей предложили «монетизированный» вариант победы. Настойчиво предлагали сравнить уровень жизни побежденной Германии и победившего СССР. Оказалось, что там, где не справлялись танки, самым эффективным оружием оказался дешевый шоколад.

Еще в 1933 году Аркадий Гайдар написал «Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». В этой истории, которую знал каждый ребенок, главный герой терпит поражение не из-за силы врага. Его побеждают «бочка варенья и корзина печенья». Эта цена предательства. Прошло всего полвека и для многих потомков победителей грезы о «дешевом баварском пиве» оказались важнее беззаветной верности каким-то идеалам. Советский Союз пал под натиском «тридцати сортов колбасы». Но как выяснилось чуть позже, «жрать от пуза» побежденным уже не положено…


У любой идеи всегда есть сторонники. Так было и в этом случае. Если верно то, что победители не получили ничего значимого, значит те, кто не хотел этой победы были где-то правы? Власовцы, шуцманы и бандеровцы, сидевшие все послевоенные годы как тараканы за печкой, неожиданно оказались востребованными «героями». Тут же появилась идея, что советский народ победил нацизм вопреки воле политического руководства страны, вопреки командованию, вопреки здравому смыслу. Массовый героизм бойцов и командиров начали объяснять «заградительными отрядами» и жестокостью органов. И ведь это говорил не какой-то сгнивший в лагерях маргинал, нет! Этой тухлятиной торговала наша «творческая интеллигенция», метастазы поразили партийную и комсомольскую «элиту». «Правильными» победителями постепенно стали считать наших бывших союзников по антигитлеровской коалиции, совокупные потери которых оказались гораздо меньше чем у СССР.

Робкие попытки научных дискуссий были погребены под валом публицистики, занимавшейся «переосмыслением» событий. Постепенно был создан слой идеологических чиновников, которые совершенно не верили в идеалы, которым были призваны служить. Либеральный цензор открыл дорогу произведениям откровенных врагов, реваншистским мемуарам бывших эсэсовцев и ветеранов вермахта. И над всем этим витал грязный душок национализма. Не случайно, во всех крупных межнациональных конфликтах позднего СССР, конфликте на Северном Кавказе и локальных войнах у границ Российской Федерации обязательно отмечалось использование бандитами нацистской идеологии (символики), пропагандировалась преемственность поколений коллаборационистов времен Великой Отечественной войны и современных нам маргиналов.

Быть «совком» для двух поколений наших сограждан стало признаком ущербности. Все символы этого периода были поставлены под сомнение. В этих условиях часть нашей современной политической элиты, особенно ее «второй слой» (школьники и студенты 90-х годов) сформировалась в рамках уничижительного отношения к любым заслугам 20 века. Стоит предположить, что многие из них искренне верили в предложенную версию. Кто-то сознательно принимал новую аргументацию, ради призрачной надежды попасть в «единую семью европейских народов».  И не надо думать, что это какой-то исключительный случай в нашей истории.

Представители «семибоярщины» искренне верили, что пытаются вывести Россию из ужасов Смутного времени. А на самом деле отдавали в рабство соотечественников. И в стане Лжедмитриев было немало разночинного люда, болевшего за свою страну. Но современная Россия родилась вместе с народным ополчением Минина и Пожарского, которое перемололо всех, кто не был в то время с народом. Да и Отечественная Война 1812 года дала нам не только примеры беззаветного героизма русского солдата, но и массовое непротивление идеям «общей Европы». Общественное единое устройство России выжило благодаря страшной «дубине народной войны», которая «поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие». Под ее ударами погибли, бежали не только оккупанты. Причем, многоязычной банде Наполеона, наши предки противопоставили именно интернационализм. Мордовский и татарский ополченец, башкирский лучник, русский гренадер, украинские черкасы, калмыки и донцы единой армией освободили Берлин и вошли в Париж.

Русская армия всегда была интернациональной. И при Минине, и при Барклае, и при Сталине, независимо от принципов ее комплектования. Такими были ее победы. Каждая атака на наше государство начиналась с уничтожения общности…
Отрезвление идет постепенно, но ничего еще не завершилось. Когда президент РФ Владимир Путин удивился учебнику, в котором не упомянута Сталинградская битва, все педагогическое и научное сообщество начало обсуждение с поиска доказательств невозможности существования такого пособия. Мол, мы же уже все поправили! И доску Маннергейму сняли, и памятник Краснову убрали (вроде бы). Умеют у нас эксперты быть всегда на правильной стороне.

А дядя Володя не стал напоминать, что несколько лет назад выступал в Берлине наш мальчик Коля. Выступление его ведь не генералы НАТО готовили? И учебники где не осталось подвига, а осталась одна беда мы сами писали. И фильмы нужные сами снимали и каяться ездили сами.


А теперь представьте себе ветерана 60-70 годов прошлого века, который совсем еще недавно пересилил невозможное, вошел в Берлин и устав от ужасов войны в первый мирный день начал кормить поверженного врага своим хлебом. Вот мог этот человек поставить под сомнение свое моральное право на Победу? Нет! Значит и его потомок такими подлыми глупостями заниматься не должен. Чтобы просто стать вровень с предками - нужно свой рубеж превзойти.  Добиться невозможного и проявить невиданное милосердие. Для этого необязательно в чужие столицы входить, достаточно старыми фотографиями не пренебрегать и чужими наградами не манкировать.


Рецензии
Владимир, Коля из Уренгоя вещал то, что ему внушили взрослые, а своего ума не хватило, всё сопоставить.
Ему не предложили посмотреть фильм «Иди и смотри».

Вячеслав Вячеславов   08.06.2021 06:23     Заявить о нарушении
Конечно, Коля в Берлине появился не в качестве калики перехожего. Безусловно, в этой программе участвовало много взрослых людей, отрабатывавших деньги и реализовывавших какие-то свои желания. Но ведь Коля хотел там оказаться, демонстрировал свою готовность там оказаться, делал все для осуществления мечты. Он реализованный насаждаемый принцип "успешности". Неожиданно "успешность" стала причиной травмы, удара судьбы, возможно создаст сложности и в его дальнейшей карьере. Но он ведь искренне считал, что правильная речь в нужном месте стоит риска быть не понятым? Да, его таким воспитали. Можно сожалеть, что он таким создан. Но жалеть его уже не стоит.

Владимир Толмачев   08.06.2021 11:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.