Памяти Гейдара Джемаля

Я была оппоненткой Гейдара Джемаля некоторое время, даже спорила в интернетах с его учениками и топила за природу и естественность, за языческие радости, которые у меня однажды отобрали жадные нехорошие дяди в галстуках. Потом стало совсем невесело: у меня много друзей полегло (одни физически, другие - духовно...), нас с мужем россиянские власти решили записать в экстремисты (за постики в ВК разумеется!).

А потом я узнала, что Г. Джемаль умер - и мне стало грустно, честно. Такую пищу для ума людям давал! Несмотря на свой радикализм и несомненное лукавство... И конечно же, политическую ангажированность (в этом у меня нет никаких сомнений). Однако вскоре убили его сына, военного журналиста Орхана Джемаля - и стало ещё грустнее. Хорошо, что книги этого незаурядного автора ещё есть в сети. Это не шизотерический шлак. Это глубочайшая метафизика, теология. Г. Джемаль излагал качественный исламский гнозис.

Другое дело, что многие традиционные мусульмане критиковали его за этот радикальный гностический дуализм, который по их мнению совершенно не исламского происхождения. Однако мусульманского мыслителя такого уровня в России пока что не объявилось. Знаю, что его читали и уважали духовные оппоненты - представители языческих традиций. И меня это совершенно не удивляет. Мало таких глубоких авторов в этом мире.


Рецензии