Великие люди от Авраама до Хокинга 48

Двадцатый век (продолжение)


Лирическое чувство композитора Галины Уствольской покоится в глубинах мироздания.

В музыке Уствольской орудует дьявол с молотом в руках.

На музыку Уствольской опускается ночь, режущая глаза.

Трагедийная музыка Уствольской ранит сердце.

Кристально чистые звуки музыки Уствольской падают на землю, будто слезы страдания.

Галина Уствольская поверяет эмоции логикой, Софья Губайдулина – формулами. Обе женщины-композиторы обладают высоким интеллектуальным уровнем.

Повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики!» - это замечательный литературный памятник советской молодежи 30-х годов прошлого столетия.

Теплое море, цветущая природа, беззаботная юность и светлые мечты – вот о чем пишет Балтер в повести о 3 х школьниках, стоящих на пороге взрослой жизни.

В повести Балтера о первой юношеской любви столько духовной красоты и нежности, что она выгодно отличается от натуралистического рассказа Джона Стейнбека о минутном дорожном сексе двух молодых американцев.

Балтера не устраивает «упрощенное понятие добра и зла». Писателю легко и приятно вспоминать, как было в далекой юности, как мечталось о справедливом обществе. Гораздо труднее разобраться в сложных перипетиях жизни с непредсказуемыми последствиями. Именно эта диалектика менее убедительно отражена в книге Балтера.

Балтер реалистически описывает советскую действительность, которая полна сомнительных элементов: бандитов, жуликов, пройдох, авантюристов, торгашей, собственников, приспособленцев, бюрократов, формалистов, доктринеров. Но в повести эти люди не затмевают идею строительства нового общества. К сожалению, позднее в Балтере обнаруживается отрицательное отношение к социализму.

Юношеская наивность советских школьников – не худшее качество. Балтер сомневается в этом, наводит тень на коммунистическое воспитание молодежи. Позднее он нисходит до злобного антикоммунизма.

В повести Балтера явно слышится мотив формальных отношений между людьми в советском обществе, где часто отсутствует «человеческий взгляд». Это преувеличение, если не ложь! Надо понимать, что литература должна подвигать людей к благородным поступкам, а не смаковать темные стороны жизни.

Балтер-идеалист намного выше Балтера-критика советской действительности. Переметнувшись в лагерь диссидентов, он губит свой литературный талант.

Героев повести Балтер наделяет трафаретными судьбами: скромный парень гибнет в начале войны, юноша-еврей, став известным врачом, подвергается репрессиям во времена борьбы с космополитизмом, секретарь комсомольской организации школы избирает профессию писателя. Все просто и все заранее определено автором повести, осуждающим недостатки социалистического государства.

Имея незаурядный писательский талант, Борис Балтер не становится классиком советской литературы. Почему? Из-за раздвоенности мироощущения: с одной стороны, советского, с другой – антисоветского. А ведь романтическую прозу Балтера высоко ценил его литературный наставник Константин Паустовский!

Британский химик, эколог Джеймс Эфрэйм Лавлок считает, что Земля функционирует как саморегулирующаяся система и что в последнее время человечество злоупотребляет природными ресурсами, в результате чего может последовать экологическая катастрофа. Возникает вопрос: Земля, являясь живым организмом, либо сохранит себя, либо уничтожит человечество?
В этом контексте актуальны «Предупреждения человечеству» ученых всего мира. Вышедший в 1992 году манифест подписали более 1700 ученых, в том числе большинство Нобелевских лауреатов в области науки, который предостерегает о том, что «люди и природа находятся на траектории столкновения» и что «необходимо великое изменение в нашем управлении Землёй и жизнью на ней, чтобы избежать огромных человеческих страданий». В манифесте говорится, что необходимы неотложные изменения, чтобы избежать последствий, которые несет нынешний курс. Ученые выразили озабоченность по поводу уже существующего или потенциального ущерба для планеты, связанного с истощением озонового слоя, пресной воды, морской жизни, а также наличием мертвых зон океанов, потерей лесов, разрушением биоразнообразия, изменением климата и продолжающимся ростом населения. Манифест был организован Union of Concerned Scientists во главе с его председателем Г. У. Кендаллом.
В 25-ю годовщину выхода первого предупреждения, в 2017 году, в журнале BioScience появилось Второе «Предупреждение человечеству», написанное международной командой под началом У. Риппла и подписанное 15364 учеными из 184 стран, еще более 5000 ученых добавили свои подписи после публикации. В этом «Предупреждении» отмечается, что «за исключением стабилизации озонового слоя стратосферы, человечеству не удалось добиться достаточного прогресса в общем решении предвиденных экологических проблем, и тревожно, что большинство из них становятся намного хуже». Особенно опасной названа «нынешняя траектория потенциально катастрофического изменения климата из-за роста объема выбросов парниковых газов».
5 ноября 2019 года журнал BioScience опубликовал инициированное, в частности, У. Рипплом, обращение «Предупреждение ученых мира о чрезвычайной климатической ситуации». Его подписали 11258 ученых из 153 стран, в котором заявляется, что Земля находится в «чрезвычайной климатической ситуации», и что «климатический кризис наступил и усугубляется гораздо быстрее, чем ожидало большинство, а также, что без коренного изменения курса в области климатической политики будет невозможно предотвратить «невыразимые человеческие страдания», а «из представленных данных очевидно, что нам грозит климатическое бедствие»».

Американский писатель-фантаст Айзек Азимов в самом деле «фундаментальный» автор, если в названиях своих романов ставит слово «фундамент»: «Фундамент и Империя», «Грани фундамента», «Фундамент и Земля». Ученый с мировым именем знает, что говорит. Он предвидит близкое крушение Советского Союза, который, с точки зрения агрессивного американского Президента Рональда Рейгана является «империей зла» И тот, и другой уверены в несокрушимость капитализма.

В лучших своих произведениях писатель и мемуарист Юрий Нагибин – защитник красоты и добра.

Рассказам Нагибина характерен возвышенный строй мыслей.

Поэтическая речь Нагибина струится летним ветерком.

Интимным, сердечным тоном Нагибин повествует о тайнах любви юных девушек.

Читатели наслаждаются словесной музыкой рассказов Нагибина.

Нагибин творит вдохновенную прозу, словно играет на скрипке.

Проза Нагибина льется трепетной рахманиновской мелодией.

Нужно иметь нравственное мужество, чтобы вести диалог с самим собой на протяжении долгой жизни. Это присутствует в Дневнике Нагибина!

Нагибин иногда пишет золотым пером, иногда – огрызком карандаша. Налицо большая разница между произведениями советского и постсоветского времени.

Нагибин с восторгом любит женщин в молодости и брюзжит от перенасыщенности любовью на склоне лет. Нагибин – совестливый Дон Жуан, наделенный писательским талантом.

В современном, технологическом обществе личность гибнет, как терпящий крушение самолет, о чем пишет канадский прозаик Артур Хейли в романе «Аэропорт».

Американский писатель-фантаст Рэй Дуглас Брэдбери отвергает общество манипулируемых граждан, в котором нет места для свободной личности.

Композитор Александр Локшин одушевляет музыку поэзией, а поэзию – музыкой.

Швейцарский писатель Фридрих Дюрренматт говорит, что в жизни все продается и покупается, даже справедливость.

Трагикомические шаржи Фридриха Дюрренматта и Андрея Платонова обличают капитализм и социализм с насмешкой, граничащей с шутовством.

Азербайджанский композитор Арно Бабаджанян пишет музыку либо жгучей, либо затаенной любовной страсти.

Надолго останутся в памяти людей песни Арно Бабаджаняна с их романтической приподнятостью чувств, лирикой, трогающей душу. Хотя надо отметить, что в них иногда звучит пафосный оптимизм.

Американская феминистка Бетти Фридан выступает за эмансипацию женщин и отвергает приписываемую им пресловутую сексуальность.

Красота музыки аргентинского композитора Астора Пьяццоллы – фантастическая, неземная: это красота садов, растущих на морском дне!

Сквозь сладкую ностальгическую полудрему в душе Пьяццоллы всплывают образы далекой, любимой им Аргентины.

Известный советский физик-теоретик Андрей Сахаров – рыцарь «холодной войны».

Утверждаемые академиком Сахаровым законы универсального развития человечества, ставят его вне рамок истории России. С точки зрения науки ученый, возможно, прав, с точки зрения истории – не прав. Здесь мы имеем дело не с кантовским нравственным императивом, а с сахаровским нравственным примитивизмом.

У польского писателя Станислава Лема острый научно-фантастический интеллект.

Лем – ироничный инопланетянин в литературе.

Творческая деятельность итальянского кинорежиссера, поэта и писателя Пьера Паоло Пазолини – это фантасмагорическая схватка с миром обывателей, мерзавцев и лицемеров; это клоунада эксцентрика, крутящегося над пропастью предрассудков вне рамок дозволенного и запретного; это еще и дерзкий вызов буржуазии с поднятием над сценой красного знамени! Жизнь и творчество Пазолини демонстрируют апокалипсис, происходящий в отдельной человеческой душе.

Кинорежиссер Пазолини отважно ныряет в громадные житейские волны с дерзким желанием преодолеть их сопротивление. Нет, событийный вал захватывает Пазолини так, что он безвозвратно исчезает в небытии!

Идейный вождь «битничества» Джек Керуак выделялся среди американских писателей воинственным аморализмом.

Стихи Давида Кугультинова наполнены оптимизмом человека с огромным жизненным опытом. Поэт отбывал срок на каторге и, тем не менее, был обласкан властью. Его стихи подвергались запрету и получали всенародное признание. Кугультинов – один из духовных поводырей казахского народа.

В стихах Ирины Снеговой слышен тихий шепот одинокой березы. Это поэтический образ женщины, тоскующей по любви и нежности.

Лирическая поэтесса Снегова трагично расставалась с жизнью в 53 года. Ее думы о близкой смерти рассеивались переводами на русский язык высокой грузинской поэзии.

С какой бы математической точностью композитор Янис Ксенакис ни создавал музыку, в ней сохраняется греческий колорит.

Математическая музыка Ксенакиса по-своему замечательна: она гармонична и ясна, в ней присутствует дух античности.

В музыке Ксенакиса зарождаются и гибнут цивилизации. Сегодня лишь глухие удары барабанов и тихий шелест гирлянд напоминают слушателям о жизни древних греков.

Музыка Ксенакиса – это синтез физики и биологии, материи и духа. Предметы физического мира наделены композитором психикой!

В музыке Ксенакиса вещи дышат и чувствуют, как живые существа.

Музыка Ксенакиса вдыхает жизнь в неодушевленный мир.

Ксенакис – ученый-биофизик в музыке!

Русские «прошляпили» страну (как выражается академик Александр Александрович Зиновьев), после чего о нравственности разложившегося народа не стоит вести и речь! Откуда взяться новой морали и новым представлениям о жизни? Где найти силы для восстановления целостной России? Пожалуй, только в идее гуманного русского общества.

Как вывести народ из тупика, как восстановить его психическое здоровье – вот что волнует Зиновьева: «Разрушение психики русского народа началось именно с нее, причем как целенаправленное и организованное враждебное наступление. Очевидно, с нее должно начаться и оздоровление. Найдется ли в России достаточно большое число людей, способных взять в свои руки инициативу в этой сфере и выполнить свой долг перед народом, - от этого зависит и успех лечения». Без оздоровления народа в области культуры и общественной жизни, без отрицательной реакции на идеологическую агрессию со стороны Запада нельзя добиться успехов в развитии русской цивилизации.

Значительны мысли Зиновьева о культуре и духовном облике народа: «Нам нужно организовать свою сферу духа, но делать это нужно только самим, выделяя всё лучшее, что создаётся нашими людьми». Это прямо указывает на то, что сегодня необходимо создать Институт духовности, где ученые займутся изучением духовного наследия народов, ранее входивших в состав Советского Союза.

Американский писатель-сатирик Курт Воннегут-младший – творческий наследник Марка Твена. Он радует людей веселым и добрым словом!

Борис Чичибабин – прямодушный, честный, совестливый русский поэт.

Чичибабин – поэт демократии, свободы и милосердия.

Композитор Исаак Шварц на внимание женщин к себе отзывается вдохновенными мелодиями любви.

Музыка Исаака Шварца выражает русскую душу, Георгия Свиридова – русский дух. Оба композитора – тонкие стилисты!

Советский политолог Георгий Аркадьевич Арбатов – советник-лакей при всех дворах: обслуживал Хрущёва, Брежнева, Андропова, Горбачёва, после чего перебежал к Ельцину.

Американский политолог Генри Киссинджер – удачливый посредник в урегулировании международных конфликтов, он успешно пользовался «челночной дипломатией».

Венгерский и австрийский композитор Дьёрдь Лигети виртуозно владеет техникой композиторского письма. Он не ремесленник, а самобытная творческая личность.

Лигети непредсказуем в художественных изобретениях. Композитор обладает оригинальным и, главное, светлым талантом.

Тихая, застывшая музыка Лигети успокаивает душу, словно предрассветный туман над озером. Аудиторию завораживает тончайшая постимпрессионистическая картина звуков и тембров.

Медленные пьесы Лигети хрупкие и нежные: перед глазами возникает узкая ленточка бытия, которая дрожит на ветру и готова в любую минуту оборваться.

Экспрессивная музыка Лигети терзает душу. Но если она спокойная и созерцательная – это сама утренняя свежесть, капли росы на лепестках ландыша.

«Ужасы» в музыке Лигети скорее театрально-декоративные, нежели разрушительные, в силу чего они не подавляют психику.

Сарказм в опере абсурда «Великий Мертвиарх» Лигети – это безудержный хохот сатаны-подагрика!

В музыке Дьёрдя Лигети отсутствует широкая панорама жизни, какая имеется в произведениях Сергея Прокофьева и Артюра Онеггера.

По своеобразию и яркости музыка Дьёрдя Лигети не уступает музыке Сергея Прокофьева. Новаторство этих композиторов не искажает живую музыкальную речь.

Лапидарность и рельефность музыки характерны двум венгерским композиторам XX века – Дьёрдю Лигети и Дьёрдю Куртагу.

Аварский поэт Расул Гамзатов слагает стихи о горячей и самоотверженной любви, по-небесному чистой и по-земному трудной!

Гамзатов воспевает скромную дагестанскую женщину, на плечах которой держится мир!

Сердце Гамзатова – волшебный «ларец любви».

В лирических стихах Гамзатов переполнен любовью к женщине. Он восхищается ее красотой.

В поэзии Гамзатова любовь к женщине нерушима, как мироздание.

Гамзатов слагает гимн вечной любви.

Писатель Владимир Тендряков – сателлит Александра Солженицына, но в отличие от лауреата Нобелевской премии, имеет литературный талант.

Тендряков настолько красочен и осязаем в описании природы, что кажется, будто автор всецело растворяется в ней.

Тендряков с редкой выразительностью описывает первозданную сибирскую природу и дикие нравы лесосплавщиков.

Тендряков – пахарь жизни, сочувствующий всему живому на земле.

У Тендрякова обострено чувство жалости к обреченным на смерть людям.

Литература Тендрякова обнажает горе и отчаяние людей, утративших надежду на лучшую жизнь.

Тендряков с огорчением взирает на страдания народа, бурными реками разливающиеся по русской земле.

Тендряков ревностно следит за тем, как суровая сталинская жизнь вырождается в мещанство и делячество советских людей. Однако писателю хочется верить, что скоро наступит пора гуманных взаимоотношений в обществе.

Тендряков осторожно приоткрывает дверь в наступающую эпоху своекорыстия и низменных страстей.

В послевоенных рассказах и повестях Тендряков обрисовывает брожение умов в советском обществе.

Писатель Виктор Курочкин – бедовый человек: в блокаду Ленинграда едва не умер от дистрофии, на фронте получил тяжкое ранение, в мирное время подвергнулся избиению милиционерами. Все эти неприятности, так или иначе, формировали в нем писателя, сочувствующего людям.

Подлинный реализм – синоним реальной жизни, о чем свидетельствует повесть Курочкина «На войне как на войне».

Любой крупный писатель изображает жизнь естественно и просто, показывает ее беспристрастно. Это можно сказать о Курочкине.

У Курочкина настолько естественно и правдоподобно описание солдатской жизни, что кажется, будто сам воюешь с врагами!

В повести Курочкина раскрывается святая правда. Не надо быть гением, чтобы срастись с жизнью, проникнуть в ее глубины и отобразить самое значительное.

Курочкин говорит, что на войне, как в жизни: сплошь и рядом встречаются порядочные и подлые люди!

В повести Курочкин противопоставляет бездушной машине смерти рядового, в котором присутствует личность. Особенно трогательны те эпизоды, когда бойцы, находясь перед лицом смертельной опасности, проявляют человечность.

Курочкин раскрывает трагедию подавления слабого человека бездушной машиной войны. Он может выжить, но чаще всего – погибает.

Солдаты в повести Курочкина подчиняются логике войны. Однако они – не винтики в огромном механизме смертоубийства! Это люди, готовые пожертвовать собой ради победы над врагом!


Рецензии