Рафаэль

Когда тебе протягивают руку, чтобы вытащить из беспросветности, не ходи потом важно в собольей шапке, когда окажешься на поверхности, ибо твой вкус к жизни и победа  иллюзорны, и тебе не принадлежат. Это ловушка - будь уверен в этом, это было испытание, но не на прочность, а на твой выбор, твою принадлежность свету или тьме. Плюнув в того, кто дал тебе свет, ты на веки проклинаешь себя, и отдаляешь себя от света настолько, что не скоро увидишь даже самый крошечный лучик. Обесчестив чистоту, тебе вначале легко, как это бывает, когда продаёшь душу Дьяволу - кажется, что жизнь, наконец, повернулась к тебе лицом, на самом же деле ты стоишь у порога в ад. Готов ли ты идти этим путём? Потянешь?

В тот день Рафаэль, школьный учитель по черчению, был приглашён в гости к институтскому товарищу. Он не отказывал. Рафаэль был простой, скромный мужчина. У него была кудрявая бойкая жена Фира и сын Ленар. Жили они в однокомнатной квартире. Жили скромно, но размеренно, спокойно. Многие бы позавидовали этой жизни. Те, чьи судьбы исковерканы, пронизаны болью, потерями и негодованиями, неровными и встряхивающими поворотами судьбы, хотели бы хотя бы на день отдохнуть в маленьком и скромном мире Рафаэля. Это был умный человек. Он с отличием закончил школу и институт, отслужил в армии. Жену выбрал под стать себе: умная, хорошая мать и хозяйка. Только, в отличие от Рафаэля, Фира была бойкой и не тушевалась, за словом в карман не лезла.

Институтский друг собрал товарищей: с работы, из школы, института, просто знакомых. Все это были люди интеллектуальные, образованные. Искандер сразу отметил Рафаэля. Ему как раз нужен был партнёр по бизнесу. Умный, но скромный, чистый душой, чтобы выдержал испытания деньгами, которые пойдут. Искандер верил в свои силы. Он, как Феникс, возрождался после очередного возгорания. В этот раз - снова возродился. И было у него много энергии, сил, идей, чтобы творить.
- Искандер, - подал руку он Рафаэлю. Рафаэль улыбнулся, скромно опустив глаза. Ему льстило, что Искандер пожал ему руку. От своего товарища он слышал много про него: талантливый, честный, если загорится чем-то - не остановишь. Но есть и недостатки - не мог Искандер терпеть несправедливость. Его ломало прямо-таки от неё. Искандера обманывали. Он создавал, а другие это рушили. Но каждый раз Искандер словно давал шанс, и снова верил в людей, их чистоту и бескорыстии. Рафаэль показался ему неиспорченным, мягким, терпимым, будто жизнь его отполировала так, что он вкусил ее горечь, и нашёл в ней своё маленькое местечко. Рядом с ним было тепло и надежно.

Много людей тогда умирало. Были голодные 90-е. Искандер задумал делать надгробия из гипса - в виде ангелов, святых людей, грустно склонившихся над могилами ушедших. Он предположил, что это принесёт прибыль, и само дело было ему интересно. Руки у Искандера были золотые, и талантлив он был невероятно. Из-за этого часто у него возникало огромное тщеславие, и ощущение всемогущества, которое сразу же гасилось встречами с людьми нечестными и посмеивающимися над какой-либо моралью, и оставляло Искандера на пустом месте. Но происходило это неконтролируемо, словно в голове у него, Искандера, были кнопочки, которые срабатывали сами собой. Каждый раз он возрождался вновь, но ущерб не проходил бесследно. Его как будто обкусывали всего, и зарастали глубокие раны не сразу, а когда зарастали, то оставались шрамы, которые не сглаживались временем.
Но тут Искандер воспрял духом. Скромный Рафаэль ему нравился. Он может вести всю бумажную работу, бухгалтерию, к которой Искандер был равнодушен. Его это утомляло, и даже вгоняло в депрессию, как и праздники, дни рождения, бытовые дела. Ему нравилось творить, создавать! Как это раздражает многих, неправда ли?
Когда ты дом содержишь в чистоте, и ровно по расписанию ходишь на работу, а по выходным ездишь на дачу, ты порядочный, хороший человек. И в школе ты учишься по всем предметам на отлично, и в вуз идёшь на перспективный факультет. А когда ты начинаешь чувствовать себя, слышать, и идти на этот голос, сколько ж людей начинают тебя презирать! И что-то не так с тобой, и, может, ты больной какой-то? Как же важно этим «особенным», этим странным людям укреплять себя. И ещё больше слышать себя! И ещё дальше идти своей дорогой. Что для тебя - почва под ногами? Без материального не обойдёшься здесь, в этом мире. И как бы ты не летал в облаках, и не желал внести как можно больше света в этот мир, думай, зарабатывай, откладывай деньги, обеспечивай свой тыл, не разбрасывайся рублями и тысячами. Деньги будут. Они придут. Момент не должен был упущен, потому что будут и периоды беспросветности. Учись разбираться в людях, не доверяй сразу, не поверяй свои тайны первому встречному. Не спеши делать добро. Одна из самых серьёзных ошибок чистых и светлых душ в том, что на каждого они льют свет, пока дышат сами, а пришли в этом мир не для этого совсем. Ты пришёл сюда, чтобы раскрыть себя, и быть счастливым, а не тащить груз других, менее осознанных людей. Тот, кому близок твой свет, пойдёт за тобой или с тобой. Того, кто против света, не впускай в свою душу. У них своя тропинка...

Искандер и Рафаэль взялись за работу, засучив рукава. Финансово в дело вложился Искандер, но фирма была записана на Рафаэля, как на человека, который вникал во всем бумаги. Спустя время партнеры стали привлекать в своё дело других скульпторов.

Дела пошли сразу. Искандер жил творчеством. Ему по сути дела ничего другого в жизни и не надо было. Процесс творения был наполнен волшебством, Искандер словно забывал о времени года, времени суток, о бытовых ситуациях, еде и сне. Ему хотелось жить без перерыва в этих густых, сверкающих энергиях, когда все твоё тело переполняют бурлящие, насыщенные волны, и ты испытываешь огромную любовь ко всем мирам.

Искандер чувствовал, читал людей. К нему приходили люди, сломленные печалью. Несколько дней назад они потеряли близких, и в качестве любви и уважения заказывали на их могилы памятники. Искандер установил цену, вполне доступную для людей, хотя работы его были настоящими шедеврами, памятниками архитектуры. Он словно так хотел отблагодарить людей и этот мир за ту любовь, которую он испытывал при творении.

Искандер жил в своём мире, и хоть и читал людей, но плохо понимал, почему этот дар - любовь внутри, чистота - доступны не всем. Ведь это так легко! Ты просто делай, что любишь, и вкладывай себя в это! Зачем обманывать? Зачем искать подвох? Счастье же тут, рядом, в тебе самом!

Рафаэль, сам того, не понимая, начал меняться. Старая Фира перестала его устраивать как жена, и он завёл молодую девушку. Молодой девушке он купил просторную квартиру. Денег у Рафаэля было теперь много. Они сводили его с ума. Он мог купить себе и одежду, и еду, и... и... машины, квартиры, дома!
Искандера Рафаэль обманывал. Не сразу, но спустя время. Рафаэль ощутил себя под такой огромной защитой, будто он - младенец, укутанный в несколько тёплых и мягких пелёнок. Такого ощущения защиты у Рафаэля не было никогда в жизни. Родился он в обычной советской семье, рос послушным и тихим мальчиком, ел обычную пищу, носил простую одежду. И, наконец, удача пришла в его жизнь. Рафаэль чувствовал, что достоин денег, достоин красивой жизни, достоин молодой жены.
Искандер работал, и не сразу заметил, что его обманывают. Новое копьё влетело в его сердце.

Дар любви ко всему миру начал снова покидать его. Глухая боль от предательства и абсолютной неблагодарности начали его сгибать. Он узнал, что Рафаэль говорил у него за спиной, как хвастался, что все дело за счёт него держится.
- Глупый! Ты же все потеряешь, - взялся за голову Искандер, отчего-то беспокоясь даже не о себе, а о недальновидном и нечистоплотном Рафаэле. Тихо стало уходить желание творить. Сложно создавать с копьем в сердце настоящие шедевры, получая которые люди замирают. Это у них вчера умер отец, а спустя время над его могилой стоит старец, задумчиво опустив голову. В сильной руке его - дубовая палка, которой он, словно это третья нога, ступает по земле. Отец и этот старец - так похожи, будто братья, и исключается одиночество, уходит печаль, на свежие раны капает целительная любовь. Последние скульптуры несли в себе не только свет и любовь, больше - тоску по бескорыстию и благодарности, сострадание к людям, которые не способны открыть глаза, и никогда, никогда в этой жизни не испытают счастья от созидания. Бедные!

Искандер тоже имел семью. У него была жена, две дочки. Удар пришёлся на всех. Дети видели, какую сильную боль испытывает отец. Он даже заболел: на руках возникли незаживающие раны. Словно мрак опустился на всю их семью. На восстановление ушло несколько лет…

 Рафаэль, напитавшийся энергией, чистой и светлой, какое-то время на ней прожил. Но предприятие у него не пошло. Сразу же дело погибло, после того как Искандер был изгнан. И нанятые работники, как оказалось, лепили не так. Плакальницы были все одинаковые, ангелы неживыми глазами смотрели в пустоту. Рафаэль судорожно бегал в собольей шапке, и кусал губы. Надо сделать формы, чтобы производство довести до автоматизма! Надо дать рекламу! Но мелкие и большие неприятности настигали его только так: у сына стали разрушаться кости, обиженная брошенная Фира разбила машины и сожгла загородный дом. Новая жена вместе с новым сыном ушли к другому мужчине.

Рафаэль не понимал, что происходит в его жизни. Словно успех ворвался в его жизни, поманил и тут же исчез. Судьба-злодейка! Зачем ты дразнишь простого и скромного Рафаэля? Рафаэль не вернулся в прежнюю жизнь, но и в жизни его больше не было ни подъёмов, ни тихого мира. Он продал свою душу, и внутри него отныне зияла пустота. Это когда не ощущаешь ни радости, ни горя, не видишь смысла, не можешь мечтать. Одно лишь заглушает пустоту - вкусная еда и мелкие, но кратковременные удовольствия.


Рецензии