Наши павшие как часовые
Первый наш мемориал в центре города в парке Тиргартен был открыт уже в ноябре 1945 г., но ему не повезло: он оказался в английской зоне оккупации Берлина, а потом отошёл к ФРГ. Хотя советские официальные лица к нему пропускали в памятные даты для возложения венков.
В 1947–49 годах одновременно создавались мемориальные кладбища в Трептов-парке и в Шёнхольцер Хайде. На них перенесли останки солдат из других захоронений в разных районах Берлина, которые находились в секторах союзников и при разделе Германии на ФРГ и ГДР отходили к Западному Берлину. Эти два мемориала располагались на территории социалистического Берлина.
Из этих трёх советских мемориалов кладбище в парке Шёнхольцер Хайде (берлинский округ Панков, на севере города, поэтому по-русски его обычно называют для простоты: мемориал в Панкове) является самым крупным, здесь покоятся останки 13 200 советских солдат, павших в боях за освобождение города. Для сравнения: на территории Трептов-парка захоронены около 7200 бойцов, а на первом советском кладбище в Тиргартене – около 2,5 тыс. павших.
Авторами проекта в Шёнхольцер Хайде стала группа советских архитекторов К.А. Соловьев, М.Д. Белавенцев и В.Д. Королев. Скульптуры и барельефы выполнил И.Г. Першудчев.
Мемориал расположен в парке, захоронения окружены зеленью. К его воротам ведёт тенистая аллея, за ними просматривается всё кладбище, расположенное на одной оси. Вход на мемориал открывают небольшие ворота, как крепостная стена, из красного гранита с барельефами. Доминантой является скромный обелиск с надписью: «Вечная слава доблестным сынам великого советского народа, павшим смертью храбрых в борьбе с фашизмом». Перед ним находится фигура Родины–матери, скорбящей перед телом павшего солдата. Скульптура Родины–матери прекрасна.
Большинство захороненных здесь солдат безымянны, как и на других воинских кладбищах. На стенах, окружающих мемориал, установлены сто бронзовых плит с именами и званиями 2647 человек, то есть примерно каждого пятого.
Но про этот мемориал почти никто не знает. Немцы объясняют это тем, что на его месте в годы войны находился гитлеровский концентрационный лагерь, и его узники тоже захоронены на территории кладбища. А в послевоенное время отношение к пленным было негативно-подозрительное. Поэтому мемориал оказался в немилости, про него словно забыли. Главным местом поминовения наших павших воинов стал мемориал в Трептов-парке. Туда в День Победы приносят венки российский посол и представители других дружественных стран.
Однако возможно ещё одно объяснение: по сравнению с мемориалом в Трептов-парке Шёнхольцер Хайде проигрывает в монументальности. Хотя на мой взгляд, именно он своей простотой и искренностью производит более цельное впечатление, это достойное памяти наших солдат сооружение.
Свидетельство о публикации №221050901584