Листаю старые альбомы

Листаю старые альбомы. На страничках молодые и счастливые бабушка и дедушка. Они улыбаются, смотрят друг на друга. На другой фотографии бабушка с загадочной улыбкой смотрит вдаль, а дедушка – на неё. И веет от них спокойствием и безмятежностью, молодостью и счастьем. На карточке надпись – лето 1945 года. Будто и не было этих чудовищных лет. Словно и не было войны…

- Деда, расскажи про войну, - я дергаю дедушку за рукав кителя. Мне лет 5 или около того. Мы только вернулись с парада по случаю 9 мая. Там было много людей в красивой форме и со множеством медалей. Они плакали и смеялись, о чем-то шутили, вспоминали однополчан, делились какими-то историями. Я еще слишком мала, чтобы понимать, о чем они говорят и что вообще происходит. Но чувствую, что что-то очень важное и грандиозное, поэтому веду себя спокойно и тихо.
Дедушка молча смотрит на меня, потом треплет по голове и вздыхает. Он снимает китель, вешает его в шкаф. Медали тихонько позвякивают. Я с интересом их разглядываю. Их очень много, весь китель в медалях. А на боку отливающий золотом кортик.
- Деда, ну деда, расскажи, - не унимаюсь я.
- Нечего тут рассказывать. Да и не нужно тебе знать, - говорит он. – Иди поиграй.
Я надуваюсь и ухожу на кухню, где хлопочут мама и бабушка. Они готовят праздничный обед. Скоро должны прийти гости – однополчане. На кухне витают ароматы печеной курицы, овощей, картофеля и пирогов. Я протягиваю руку и пытаюсь утащить один пирожок.
- Это еще что такое! – грозно окрикивает бабушка. – Ну-ка, мелюзга, брысь отсюда!
Со счастливым смехом и с пирожком в руках я убегаю из кухни…


Воспоминание сменяется другим. Мне лет 7. Праздничный парад. Мы с классом чествуем ветеранов и молодых солдат. Я помню, как держу в руках букет цветов. Мимо проходят колонны. Мне нужно выйти и подарить кому-то цветы, но я робею. Сердце так и колотится. Ветераны кажутся мне великанами. Они такие взрослые, сильные, большие. А я маленькая девочка, и мне страшно. Наконец-то я решаюсь выйти из толпы и приблизиться. Трясущейся рукой я протягиваю букетик. Лицо заливается краской, а ноги предательски трясутся. Я даже не могу разглядеть того, кто принимает мои цветы.
- Спасибо, внученька, - слышу я глубокий сильный голос. Теплая рука гладит меня по голове. И вот я снова стою среди одноклассников, а кто-то уносит мой маленький букетик. Сердце постепенно успокаивается…


- Деда, расскажи, пожалуйста, про войну, - прошу я. Мы только что посмотрели фильм «Щит и меч», и он на меня произвел очень сильное впечатление. – Там было так, как в фильме показывают?
- Было, как было, - ворчит дедушка. – Иди бабушке помоги.
- Хорошо, - соглашаюсь я и молча ухожу на кухню. У двери комнаты я оборачиваюсь и смотрю на деда. Он стоит у окна и смотрит куда-то вдаль. О чем он думает? Какие картины сейчас стоят перед его глазами?

- Бабуля, а почему дедушка никогда не рассказывает про войну?
- Потому что он не хочет вспоминать, - отвечает бабушка. Она раскатывает тесто для пирожков. На столе мука и начинка. Я пытаюсь подражать ей во всем, но у меня пока плохо получается.
- Там было так, как показывают в фильмах? – снова спрашиваю я.
- Фильмы – это фильмы, - вздыхает бабушка. – Там было…, - она замолкает и словно задумывается. – Это сложно передать словами…

Мы ставим пирожки в духовку. Бабушка задумчиво смотрит на окно, потом начинает рассказывать:
- Было страшно. Очень страшно. Мы боялись за своих близких, друг за друга, за своих однополчан. Никогда не знаешь, каким будет следующий день. Помню, однажды нам пришлось двое суток провести в болоте. Фашисты были близко, могли нас обнаружить. Мы почти по горло были в вонючей, грязной и холодной воде. Многие тогда заболели, - бабушка надолго умолкает.

- Ты уже знаешь, твой дедушка служил на флоте. Их корабль назывался «Молния». Экипаж занимался строительством и ремонтом воздушных линий связи. Это была тяжелая и опасная работа. Часто она велась под вражеским огнем. Однажды в октябре их корабль подорвался на мине. Моряки оказались в ледяной балтийской воде. Когда наконец подоспели спасатели, подобрать удалось лишь половину команды. Тогда-то дедушку и контузило. Теперь он плохо слышит, - бабушка вынимает пирожки и ставит их на стол. Ее рассказ течет как бы мимоходом, она тоже не любит вспоминать то время.

- Бабушка, а ты? – все-таки решаюсь спросить.
- А что я. Мне было 19 лет, и я ушла добровольцем на фронт. В Ленинграде два месяца училась на связиста, потом меня направили в часть службы наблюдения и связи. Мы обслуживали корабли и части Ленинградского фронта. Я была связистом, - она смотрит на меня и улыбается. – Таскала за спиной тяжелые катушки с проводами, протягивала провода через поля, леса. Так мы обеспечивали связь между войсками. А часто приходилось выносить на себе и раненых солдат, - бабушка вздыхает.

- А потом была блокада, - она устало садится на стул и аккуратно складывает полотенце. – Мы с твоим дедушкой ее тоже пережили.
- А что такое блокада?
- Город Ленинград, где мы оба служили, окружили фашисты. Из него нельзя было ни выехать на поезде, ни на машине. Нельзя было никого эвакуировать. И приехать никто не мог в город. Все пути к Ленинграду на суше были захвачены фашистами. А когда город окружен врагами, это и значит, что он в блокаде. Понимаешь теперь?
Я киваю.
Бабушка ненадолго выходит из кухни и возвращается с большой книгой. Я читаю название «Дорога жизни».
- Вот возьми, почитай. Здесь ты все узнаешь о блокаде. Все это происходило и с нами: со мной и с твоим дедушкой.
Я забираю книгу и ухожу в комнату. Два дня, не отрываясь, я читаю про блокаду Ленинграда. Про страшный голод и отчаяние, про подвиги, которые совершались нашими советскими людьми каждый день. Про то, что стало настоящей Дорогой Жизни, которая спасла жителей блокадного Ленинграда в суровые военные годы. Про прорыв блокады и великую битву, которая освободила город от фашистов. Я читаю и представляю своих бабушку и дедушку в этой битве, как героически они сражались за свою Родину, как мечтали о мире для своей истерзанной войной страны, как жаждали они, чтобы эта проклятая война поскорее закончилась…

С тех пор прошло много лет. Почти взрослыми стали уже и мои дети. Но до сих пор, когда я рассматриваю старые фотографии, смотрю советские фильмы о войне или открываю книгу «Дорога Жизни», я испытываю все тот же трепет и преклонение перед Великим Подвигом наших солдат, которые смогли пережить все ужасы и скорби Великой Отечественной войны и отстоять для нас – их потомков – мирное небо над головой. Давно уже ушли в светлый мир мои бабушки и дедушки, но мне кажется, что незримо они рядом со мной. И поэтому хочется быть достойным их потомком, жить достойной жизнью, быть настоящим человеком. Именно таким, каким они учили меня быть своим героическим примером…


Рецензии