Тишина - это страшная сила

На школьную линейку мы строились по периметру коридора.
– Я жду тишину. - Строго говорила завуч и без улыбки стояла и ждала.
Впрочем, ждала недолго. Тишина возникала через секунды. Вся школа замирала. От ужаса. Никому даже в голову не приходило не только разговаривать, но даже шевелиться. Мне пришлось учиться в нескольких школах, но такой тишины не было нигде и никогда.
Мы считали, что Екатерина Николаевна очень строгий педагог, потому что она улыбалась так редко, что ее улыбки можно было перечесть по пальцам.
Прошло много лет. Мы встретились с ней в родном городе после долгих лет моего отсутствия. Пили чай, вспоминали школьные годы. И вдруг я спросила:
– Что Вы думали в тот момент, когда говорили: «Я жду тишину»?
– Ничего я не думала, стояла и ждала, - удивилась Екатерина Николаевна, - просто ждала тишину.
– Каждый раз?
– Каждый раз. А что такое?
– Мы же от ужаса забывали дышать, - засмеялась я, - не знаю, что мы думали в тот момент, но ощущение ужаса помню до сих пор.
– Какой кошмар, - поразилась Екатерина Николаевна, - почему же ты ни разу не сказала мне об этом? Я даже представить себе не могла... Это так подло с моей стороны!
– Это не с Вашей стороны! Это со стороны тишины. Вы знаете, что такое такая тишина?
– Какая «такая»? - Растерялась учительница. - Я же просто хотела, чтоб было тихо, чтоб меня слышали и всё.
– Вот именно! Просто Вы знали, чего хотите, и между Вашим желанием и ожиданием ничего не было!
– Ну, как? Ожидание было, - ещё больше смутилась Екатерина Николаевна. – А чего ещё-то надо? Как надо?
– Вот так надо делать всё, понимаете? Знать точно, чего ты хочешь и молча ждать. Тишина – это страшная сила. Теперь Вы подтвердили мой опыт.
Мы встречались с моей учительницей всё лето. Мягче и нежнее человека я не встречала. Просто она честно выполняла свою работу, она знала, чего хочет добиться от своих учеников. И просто ждала, когда мы созреем.
На линейке это чувствовалось сильнее, потому что была плотная тишина, а разум молчал. Мы не смели думать в этой плотности. Расходились по классам молча, испытывая благодать и радуясь тому, что тишина не взорвала нас изнутри. Некоторых она взорвала, только позднее, когда мы стали взрослыми.
K/A


Рецензии

Дорогая Агнесса,спасибо ваш рассказ о школе привел к возбуждению о воспоминании Спасибо вам большое. Будьте счастливы!

Нинель Товани   11.12.2023 00:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.