Все в памяти нашей

Я видел груды битого стекла,
Я видел горы каменных развалин…
Здесь городская улица была
И нет ее: здесь немцы побывали.

(М.В.Исаковский. Смоленск.)

      
    Ежегодно 9 мая мы отмечаем всенародный праздник – День Великой Победы над фашистской Германией.

    Нелегко, обильно пролитой кровью, большими потерями, жертвами и разрушениями досталась нашему народу эта Великая Победа. Не избежала невосполнимых потерь в годы войны и моя родная Смоленщина, в числе первых принявшая на себя удар нацистской Германии. Сама судьба и сама история уготовили  Смоленску роль щита России.
 
    Сегодня трудно представить, в какие руины превратили гитлеровцы наши города и села.  Более  чем за два года бесчинств и издевательств над мирными жителями, оккупанты сожгли пять тысяч смоленских деревень. Около 300 деревень было сожжено вместе с жителями - так фашисты мстили за поддержку партизан: своя Хатынь есть в каждом районе Смоленской области. По данным Государственной чрезвычайной комиссии от 1945 года, за период оккупации  здесь  было убито свыше150 тыс. мирных советских граждан, 160 тыс. угнано на работы в Германию.

    Таким образом, за годы войны Смоленщина потеряла  каждого второго жителя. По свидетельству специалистов, до настоящего времени региону не удалось вернуться к довоенной численности населения.
 
   «Если бы вы видели Смоленск 25 сентября 1943 года, в день его освобождения!  Передвигаться по городу было невозможно, все горело, рвалось, грохотало. На месте городского сада – штабеля дров, трупы людей и лошадей, - вспоминает его старожил  А.П.Хомич. - Там, где до войны был льнокомбинат, стояли ряды виселиц. На каждой несколько повешенных. Полуразрушенные дома просвечивали выбоинами окон и казались черепами с пустыми глазницами. Только зубчатые стены Кремля говорили, что  это он, наш Смоленск (прим.:  Смоленск обнесен старинными стенами Кремля)».

      Из оборонительных сражений, проведенных летом и осенью 1941 года, особое место занимает Смоленское сражение, которое длилось два месяца, с 10 июля по 10 сентября. Оно сорвало попытку врага с ходу прорваться к Москве, развеяв миф о непобедимости гитлеровской армии. Битва была жестокой. Воины падали, сраженные пулями, будто их косили косой.

     Кровопролитными оказались и бои под  старинным смоленским городом Ельня. Именно здесь, под Ельней, в жестоких схватках с врагом родилась Советская Гвардия. Борьба за город была такой упорной, что, как свидетельствуют очевидцы, пережившие все тяготы той страшной войны, он переходил с переменным успехом из рук в руки 33 раза. Недаром ему присвоено звание «Город воинской славы». Можно понять наших солдат. Они бились за свободу своей родной земли. А за что сражались непрошенные захватчики, что хотели получить они в чужом краю?

    В школьные годы вместе с группой учащихся и старшей пионервожатой мне удалось совершить поход по местам боевой и трудовой славы смолян. Преодолев пешком несколько десятков  километров, мы дошли до легендарного города Ельня, где встретились с фронтовиками и защитниками Ельнинской земли, партизанами.

    Побывали мы и в музее, где нам рассказали о замученной и повешенной фашистами молодой двадцатилетней ельнинской партизанке-разведчице из полка им. С. Лазо Ольге Ржевской, которая была подвергнута фашистами страшным мучениям и пыткам, но не выдала врагам своих товарищей.

     На рассвете 6 января 1943 года она попала в руки фашистских палачей. Каратели застали ее больной в доме матери в маленькой смоленской деревушке Оболоновец. Несмотря на то, что левушка была без сознания, солдаты потащили ее на допрос. Промучив четыре дня и не добившись ни слова, фашисты отправили Ольгу в город Ельню, а затем в Спас-Деменск и впоследствии, 27 февраля, перевезли в рославльскую тюрьму, превращенную гитлеровцами в концлагерь.
 
    Потянулись тяжкие тюремные будни, ежедневные допросы и издевательства.  Находясь в тюремных застенках и ожидая расстрела, Ольга написала на своей беленькой шелковой головной косынке письмо родным и матери.

    В углу косынки она расчертила на апрель календарь, в котором зачеркивала прожитые дни. Копия этой косынки хранится в музее до сих пор. А сам оригинал, настоящая косынка Ольги Ржевской находится в Центральном музее Советской Армии (инв. № 4/21187), письмо опубликовано в газете "Комсомольская правда" 30 декабря 1943 года.
    Вот лишь несколько абзацев из него:
    Здравствуй, милая мама.
    «…Милая мама, прошу я тебя только одно: обо мне не беспокойся, береги свое здоровье. Меня ты не вернешь, а здоровье потеряешь. Ведь ты одна, надеяться не на кого. Возможно, когда и дождешься Дуси. Возможно, она счастливее меня, а мне, мама, наверное, суждено погибнуть в Рославле, хотя и я в Спас-Деменске думала умереть...
   Мама, еще раз прошу: обо мне не беспокойся - своей судьбы не избежишь. А мне, наверное, суждено так…
 
   Сегодня месяц ареста.
   Мама, а вдруг бы переменилась обстановка и я бы вернулась к тебе, как бы мы были счастливы. Но нет, мама, в жизни чудес не бывает. Одно прошу, не беспокойся, береги свое здоровье и не жалей ничего...
   Мама, я на апрель месяц составила календарь, прожитый день мною зачеркиваю».

    В рославльской тюрьме Ольгу каждый день водили на допрос. Однажды утром ее вывели во двор и поставили у виселицы.
 
    - Теперь можешь говорить все! - сказал офицер.- Через минуту ты умрешь.
 
    И она сказала:
    - Я, русская девушка Ольга Ржевская, член Ленинского комсомола и партизанка, ненавижу вас всем сердцем. Я боролась с вами, как могла. И нас много. Горели и горят ваши склады, гибнут солдаты и офицеры, портится связь - здесь есть моя работа. Жаль, что сделала мало. Но за меня отомстят. Скоро придет Красная Армия, тогда...
 
    Удар офицерского сапога вышиб из-под ног табурет, Ольга повисла... Но  фашистские изверги  вынули полузадушенную девушку из петли, вернули к жизни, чтобы через несколько дней расстрелять.
 
    Позже о расстреле Ольги Ржевской напишет ст. лейтенант С.Гурдус в своей статье «Она любила Родину», напечатанной в красноармейской газете «За правое дело»  в последний день  осовобождения Смоленщины 24 сентября 1943 года.

    "Палачи ничего не добились от Ольги и 7 апреля расстреляли. Когда ее брали на расстрел, она, обращаясь к заключенным девушкам и женщинам, сказала:
    - Не плачьте! Я счастлива тем, что умираю за Родину. Придут наши, все равно отомстят за все! Прощайте, мои дорогие, прощай Родина, прощай, товарищ Сталин!

    Она раздала свои вещи подругам по камере и на расстрел вышла босая. Косынку с письмом взяла Фруза, которой и удалось доставить ее матери Ольги.

    Так жила и боролась с врагом юная партизанка Ольга Ржевская, ушедшая из жизни с твердым сознанием того, что наше правое дело победит и немцам недолго осталось топтать нашу советскую землю».

    Гитлеровцы были изгнаны из родной деревни Ольги Болоновец, из Ельни и Смоленской земли уже к 25 сентября 1943 года. Этот день празднуют смоляне как день освобождения Смоленщины от немецко-фашистских оккупантов.

    Мы слушали, затаив дыхание, рассказ о героической судьбе и трагической смерти смоленской партизанки Ольги Ржевской и понимали, что ее подвиг и трагическая смерть очень схожи с судьбой другой юной партизанки Зои Космодемьянской, принявшей в свои восемнадцать лет мученическую смерть от рук фашистов ради освобождения родной земли. И каждый из нас  гордился  этими смелыми и преданными своей Родине русскими девушками, ставшими символом героизма советского народа, и осознавал, что готов  сражаться за честь своей страны с любым врагом, если понадобится.
 
    На малой родине в деревне Оболоновец Ельнинского района Смоленской области в честь  отважной партизанки Ольги Ржевской  был установлен обелиск.
 
    Пройдут годы и даже столетия, но мы верим, что память о героях Великой Отечественной войны и их подвигах не умрет, она будет жить вечно, как пример стойкости, мужества и преданности своей Родине.

    На снимке: Смоленское сражение 1941 года.


Рецензии