Эпизод. Внизу 2. 3
Мы ждали Стояну в Гродно, на границе с Польшей, оккупированной к тому времени Германией. Вопрос об её отпуске был решён, но выход несколько раз переносился, обстоятельства требовали её присутствия. Наконец всё разрешилось, и она на поезде отправилась из Москвы в Белоруссию.
Из-за этой задержки Стояна просто физически не успевала к 22 июня приехать в Гродно, не вызывало сомнений, что войну она встретит в пути. Опасность на железной дороге представляли действия авиации, поэтому перед выездом мы созвонились и решили, что из Минска она направляется в Барановичи, а не в Гродно. Оттуда до города Слоним, а потом до посёлка Зельвы, там у нас находилась одна из баз. В крайнем случае будет ждать нас в Слониме.
Слоним — районный центр, объектов, имеющих военное значение в нём, не было. Ничем не отличался и посёлок городского типа – Зельва. Оба населённых пункта находились вдали от границы, где к тому времени будут идти боевые действия.
На вокзале в Минске Стояну встретил Пётр Николаевич, он тоже врач, в Москве у него проживала родная сестра, познакомились они со Стояной на одной из конференций. Сойдя с поезда, она ему тут же выложила:
— В Гродно не еду, мне надо в Барановичи, а оттуда в Слоним. Такие вот дела Пётр Николаевич. Поможете с билетами?
— Довольно тернистым путем решили добраться до мужа, интригуете, — шутливо заметил он и продолжил. — У меня в больнице Слонима работает мой хороший товарищ Алексей Александрович. Созвонюсь и предупрежу о вашем приезде, обратитесь к нему, он поможет.
Прежде чем исчезнуть в вагоне поезда, Стояна сказала:
— Пётр Николаевич, убедительно прошу, отправьте своих к сестре в Москву, займитесь этим немедленно.
— Голубушка, вы думаете…
— Извините, что перебиваю, 22 июня. Прощайте…
Глядя на неподвижно стоящего на перроне Петра Николаевича, ей было жаль этого доброго человека, кроме как, предупредить больше ничем помочь ему не могла.
Война застала Стояну между Барановичами и Слонимом, добиралась на перекладных. По прибытии решила воспользоваться рекомендацией Петра Николаевича, отправилась в больницу, где и нашла Алексея Александровича.
— Я предупреждён о вашем приезде, Пётр Николаевич звонил. Правда, из его сбивчивого рассказа я не понял, куда вы направляетесь.
— Мне надо в Волковыск, — ответила Стояна. Зельва находилась между Слонимом и этим городом.
— Понятно, давайте так, я дежурю, живу недалеко. Сегодня остановитесь у меня, отдохнёте. Жена у меня учительница, двое детей так, что скучно не будет. А завтра, как говорится «утро, вечера мудрёнее», что-нибудь придумаем.
Начавшаяся война вызвала смешанные чувства у людей, с одной стороны, тревогу перед неизвестностью, а с другой, что это ненадолго и враг скоро будет разбит.
На следующий день в городе стали появляться войсковые подразделения. Стояна понимала, что в такой обстановке рассиживаться не стоит, поэтому решила, не дожидаясь с дежурства Алексея Александровича отправиться в Зельву, но внезапно появился он.
Выяснилось, что полуторка из 204 мотодивизии, дислоцирующейся в Волковыске, оказалась в Слониме, должны были забрать груз со станции, но он потерялся. Обстановка требовала срочного возвращения в часть. Кому-то понадобилась медицинская помощь, а Алексей Александрович не преминул возможность помочь Стояне воспользовался подвернувшимся случаем. Договорился со старшим машины лейтенантом, что тот возьмёт её до Волковыска.
Когда автомобиль подъехал к дому Алексея Александровича, в кабине с водителем сидела женщина с маленьким ребёнком, в кузове трое военных: капитан с лейтенантом и солдат. Стояна, попрощавшись с Алексеем Александровичем, залезла в кузов.
— А вы куда гражданочка направляетесь? — поинтересовался капитан, возвращающийся из краткосрочного отпуска со своей семьёй в расположении части. Стояна рассказала, что гостила у родителей, которые живут в Минске. Ей нужно в Гродно, муж пограничник, она работает в больнице, врач.
На одном из участков дороги их автомашину обогнала эмка.
Вторая танковая группа Гудериана, ломая оборону четвёртой армии, наступала на Слоним и Барановичи. Никто и предположить не мог, что в районе Слонима утром 24 июня будут боестолкновения, часть города будет занята, а на третий день войны полностью захвачен и потянутся долгие годы оккупации.
Для обеспечения военного успеха немецкое командование активно использовало диверсионно-разведывательные группы в полосе наступающих армий. Одно из разведподразделений абвера из мотоциклов и легковых разведывательных бронемашин, действовало на острие наступления 47 моторизированного корпуса. Командир подразделения обер-лейтенант Гельмут Шульц получил приказ выйти к шоссе Слоним – Волковыск, цель, переправа на реке Зельвянка.
Пять человек на двух мотоциклах из спецполка «Бранденбург-800», одетых в советскую форму ехали впереди основной группы. Подъезжая к шоссе, увидели ехавшую в их направлении легковушку.
— На ловца и зверь бежит, — сказал старший.
Мотоциклы, вырулив на обочину шоссе, остановились. Диверсанты одели повязки «патруль», один из них направился к середине дороги, махая рукой подавая сигнал к остановке, в это время показалась полуторка.
— Огонь по моей команде, Вилли за мной — приказал старший. Один из диверсантов с ручным пулемётом отправился в след за ним.
Эмка остановилась, старший жестом дал понять оставаться на месте, ждать. Когда подъехала полуторка, встал на подножку, заглянул в кузов сказал:
— Военных прошу вылезти и приготовить документы для проверки.
— Сидите, — приказал капитан, лейтенанту и солдату. — Что за хрень… И выпрыгнул из кузова. — Я замкомандира…
Раздался выстрел, капитан упал замертво, от второго, вылезший из кабины водитель полуторки. Диверсант с пулемётом открыл огонь по эмке, но пулемёт тут же смолк. Прогремело несколько выстрелов, Стояна опустила руку с вальтером, наступила тишина, все диверсанты были убиты. Всё это произошло так быстро и неожиданно, что лейтенант и солдат не успели отреагировать, они находились в растерянности.
Стояна увидела приближающиеся два мотоцикла с немцами. Выхватила винтовку у солдата стала стрелять, первый из них, завиляв, съехал в кювет, второй вслед за ним.
— Все из машины, в лес, — крикнула она. — Лейтенант, эмку посмотри, а ты, — солдату, — помоги женщине.
Сама вылезла из кузова и прикрываясь за мотоциклами, «успокоила» двух очухавшихся пулемётчиков-мотоциклистов. Обернулась, солдат с ребёнком и женщина находились у леса, перебежала обратно к полуторке.
— Что там?
— Все убиты, — ответил лейтенант.
— Пошли…
Они не заметили, как появилась бронемашина, снаряд из пушки попал в бак полуторки, от взрыва Стояну с лейтенантом отбросило в кювет. Оторвавшийся кусок борта ударил её по голове, она потеряла сознание.
Свидетельство о публикации №221050900363