Последний поход императоров Азии

Артаксеркс, император Ближнего Востока и Северной Африки
Кудзула Кадфиз, император Кушанской империи, Центральной Азии и Индостана,
Атилла Мундзук, император Азии и Европы.               


Артаксеркс: Послушай Кудзула, а что там не поделили народы в стране наших общих предков – в самом центре азиатского континента?

Кудзула Кадфиз: Там намедни пролилась кровь. И даже случилась война.

Артаксеркс: Что это за война? Для чего она? Кто затеял?

Кудзула Кадфиз: Да я сам пока толком не знаю…

Атилла Мундзук: Говорят, там не поделили какой-то родник - два народа, один из которых считает себя потомками Артаксеркса, а другой - меня и Кудзулы.

Артаксеркс: Вроде, я слышал, что не поделили воду небольшой реки. Не могут поделить поровну горный поток в три локтя шириной и в глубину.

Кудзула Кадфиз: Да неужели?  Разве они не делят Амур-Дарью?

Артаксеркс: Да нет, речь идет о совсем маленькой речке, прорытом канале. Ничего не скажешь, совсем измельчали наши потомки. Уж если бы воевали, то хотя бы за самую большую реку в этом регионе и даже мире. За Нил, Ефрат и Тигр – это я понимаю.  А то устроили битву за какой-то никому неведомый горный поток, у которого и названия-то нет. Как зовется эта местность? 
Кудзула Кадфиз: Головной водозабор. Я знаю эти места. Отправляясь в поход в Индию из Кашгара, проходя мимо Оша южным краем долины Паргана мы как раз там остановились на подходах к Искендершаару,в 15 фарсангах от него, мои воины пили воду, может даже из этого потока.
Артаксеркс: Который теперь стал яблоком раздора между тюрками и персами?.
   
Кудзула Кадфиз: Да, кажется, именно так обстоят дела там -  не очень радостные вести идут оттуда… 
 А ведь мы им завешали и оставили весь мир! Готовили из них наследников великих царей и всей Земли. Смешали ради этого в походах и тюрков, и персов, и джунгар, и китайцев, и добавили им щедро индийской крови.  А они не могут поделить какой-то родник! Вот вся мелочная азиатская душа и вылезла наружу. Всю Индию я преподнес им, как на подносе и скрепил своей печатью в вечное пользование все ее города, а они сцепились, как голодные псы, из-за обглоданной кости -  какого–то потока или родника, не могли поделить пару сотен кадамов земли, что пролегала между ними.   
Артаксеркс: А я оставил им весь Ближний Восток и север Африки в придачу, сынам Центральной Азии.
Атилла Мундзук: А я подарил им всю Европу, объединив ее с Азией - а им все, оказывается, мало. Надо было нам в картах поделить и этот горный поток, и все сотни рек и речушек в этой долине – указать их во всех древних картах и манускриптах кому и что там и в какой пропорции принадлежит до последнего камня, старого кирпича и костей дохлого осла на берегу… Чтобы они не поссорились, найдя еще какой-то повод для этого.
Кудзула Кадфиз: Тогда бы мы никогда не отправились бы в дальние страны – до конца дней своих занимались этой описью, списками и картами, застряв с головой у себя на заднем дворе.
   
Атилла Мундзук: А ведь мы в своих походах потеряли из виду не только долину Паргана, но и всю Центральную Азию, Гирканию, Каспий, отправившись на край света! 

Артаксеркс: В моем царстве были десятки тысяч таких рек и речушек - только в одной Персии. И там везде царил порядок. А то, что случилось на этой богом забытой восточной окраине Фаргоны – это следствие нерадивого управления сатрапией, когда во власти находятся негодные наместники или царские избалованные отпрыски.
  Послушай, Кудзула, всех нас считали уже при жизни сынами богов, но больше всего повезло тебе в Индостане. Тебя там сделали божеством и от тебя пошла династия славного рода кушанидов, брахманов и святых. Может, ты знаешь: почему наши предки так выродились? Ведь мой Сартобаз, который управлял всей этой областью Бактрии, был неплохим администратором: при нем все было тихо и все были довольны – почему произошла теперь эта стычка и пролилась кровь?   

Кудзула: Даже не знаю, что сказать. Когда я обосновался в Индостане и начал там наводить порядок и процветание – за что индусы до сих пор благодарны мне и поклоняются, - в Кашгаре правили мои младшие братья, как и в Оше и по всей долине Паргана. Они тоже были всегда благодарны мне, потому что я постоянно посылал им караваны с товарами из Индостана. Хотя до начала этого похода они ненавидели меня, как главного наследника.    

Атилла: Я, кажется, догадываюсь, в чем дело…
Ну это же просто - нас погубили великие замыслы и дела. Мы же все стремились завоевать весь мир, чтобы о наших делах никогда не забывали люди по всей земле – и совсем не заботились   о воспитании и наставлении своих отпрысков, разве что кроме наследника престола, готовя его к тому, чтобы он сидел на троне со скипетром всевластия в руках. Мы сражались за Европу, Индию, Африку - мы всю свою жизнь провели в походах, а те, кто остались дома, на родине, в этих самых горах в центре Азии, жили себе в достатке и изобилии, на всем готовом – охотились в горах на оленей, на кабанов и тигров, играли в кости, хан ордо, состязались на скачках друг с другом, упивались праздниками  и обильными угощениями и яствами кочевников, земледельцев,   – да и сами не заметили, как стали постепенно такими маленькими и ничтожными, что вот теперь избивают и убивают друг друга из-за разного огнестрельного оружия из-за совершенных пустяков.

Кудзула: Все это называется измельчением человеческой души, когда при этом в его руках оказываются современное оружие.  Впрочем, я знаю, кажется, как им помочь теперь.
.
Атилла: Ну-ка, ну-ка, что ты знаешь? Я тоже кое-о-чем догадываюсь. Когда весь мир принадлежит тебе и его судьба, ты начинаешь думать по-другому, не правда ли?   

 Кудзула: Конечно. Надо снова вселить в души своих людей великие цели и замыслы. Так говорил мне мой великий отец, хан Керей. Ставь перед собой самые великие цели и добивайся их - и тогда тебе не будут страшны мелкие проблемы, ссоры и дрязги, заговоры, которых всегда будет много в этой жизни - особенно если ты принадлежишь к царскому роду, они всегда будут допекать тебя и могут превратить твою жизнь в сплошную пытку и кошмар, если у тебя не будет великой цели в жизни. Вот в итоге мы и занялись тем, что стали завоевывать весь мир, чтобы уйти подальше от дворцовых дрязг, переворотов, преступлений и подлостей, когда родной брат может убить тебя, чтобы стать новым наследником.          

Артаксеркс: Как же это сделать теперь, когда весь мир уже поделен?

Атилла: Вложить в их души мечты о покорении мира. Но добиваться этого не путем войны, не мечом и огнем, а завоевать сердца людей мирными средствами.

Артаксеркс: Каким же образом?

Кудзула: Через жажду познания, стремления к точному, полному и глубокому знанию законов природы и всего, что нас окружает.

Атилла: Истину говоришь, покоритель Индостана.  Ведь и в поход мы все вышли ради того, чтобы овладеть совершенными знаниями: кто из нас искал их в дальней окраине Европы, среди друидов Фракии и монахов-затворников Византии, кто – в Индостане, среди тамошних йогов, брахманов и многообразных божеств, а кто – в Вавилоне, среди учений шумеров, халдеев и семитов.
Знания совершенные и точные, всегда были и будут настоящим царским сокровищем этого мира, дороже всего золота и бриллиантов под луной. И мой меч, выплавленный из небесной стали, был сделан руками мастера, который разбирался лучше всех в этом искусстве – был настоящим царем в своем искусстве.

Кудзула: Да, ты прав, царь царей Европы и Азии, никто не смог уйти так далеко от родного дома, как ты, и не мог повторить твои деяния, хотя ты родился спустя 300 лет после меня. Я хотел покорить Европу, идя с Востока на Запад, обратным путем Александра, через Индостан, Персию, Македонию и Грецию, но остановился навеки в Индостане. Но то, что не удалось сделать мне, ты осуществил, объединив Азию и Европу, но завоевав мир в походах по северному маршруту. Скажи честно, в чем был главный секрет твоих побед?

Атилла: Я добивался славы, которая превзошла бы славу древних греков и римлян. С этой же целью я покорил и славян, и германцев, и франков, чтобы и их потомки чтили мой народ и мою родину, а римляне и византийцы всегда с трепетом и восхищением вспоминали мое имя, а не думали о нас, как о диких варварах, показав им в ратном деле такое умение, сноровку, доблесть, силу и искусство, о чем они даже не подозревали, наслаждаясь своими прошлыми подвигами.         
 
Кудзула: Да, мой великий потомок и царь. В эпоху войн и покорения мира огнем и мечом мы стали первыми из первых. Но теперь нам всем следует направить наших потомков на путь познания, вдохновлять и наставлять их сердца, умы и волю в этом направлении.
Чтобы они тоже стремились покорить весь этот мир – чтобы тюрки, и персы и джунгары, и семиты, и все остальные стремились в будущее, к звездам, а не смотрели назад - в прошлое.

Снова покорить весь мир, но делать это по-другому – не на быстрых боевых лошадях и с мечом в руках и в отточенной сноровке владения оружием и совместных атаках и тысячах ухищрениях на поле боя -  и не на этих грохочущих железных колесницах и повозках, плюющих смертоносным огнем, и не на летающих железных птицах, сеющих смерть сверху – нет, нет, все это уже осталось далеко в прошлом – теперь нужен великий поход, но только ради знаний, мудрости, освоения полезных и великих навыков, которые приводят человека и страну к совершенству, благополучию  и процветанию.
 
Атилла: Эх, если бы я родился в начале XXI века, я показал моим потомках и всему миру как можно покорить сердце и тюрков, и славян, и германцев, и франков, и кельтов, и галлов и всех остальных народов и объединить их навеки, как самых близких и чистокровных братьев в душе, плоти и общей единой судьбе!

Артаксеркс: Да, я бы смог бы изменить тогда полностью нынешних персов, Иран, Афган, Пакистан. Сделал арийскую цивилизацию самой продвинутой и современной в мире, как это и было в мою эпоху, когда Персия была мировой супердержавой. А во что превратился сегодня мой Иран? Третьеразрядная держава, в которой даже женщинам запрещается ходить свободно, замотали их с ног до головы эти фанатики.

Кудзула Кадфиз: Я бы тоже самое сделал и с моим народом в Индии, Центральной Азии и Китае. Они бы стали у меня самыми продвинутыми и умелыми во всех современных технологиях, и в искусстве управления душой и мыслью - я бы научил их, как создавать богатства силой своего воображения и ума.

Атилла: Вся Европа, и Азия – эти огромные массы людей на обеих полушариях Земли, хорошо подготовленные и обученные -- были бы втянуты в огромный водоворот творчества и созидания во благо каждого и всего мира, подобно которому никогда прежде не ведали люди, а только догадывались мудрые философы и люди с великой душой.
Мы бы открыли взорам человечества такие прекрасные горизонты будущего, показали такие точные и совершенные знания созидания, что овладевшие ими люди, страны уже больше никогда не тратили свое драгоценное время не только на войны, вражду и насилие, но даже на то, чтобы плохо, мелочно и недостойно подумать о чем-то или друг о друге.

Кудзула Кадфиз: Да, ведь это главный секрет жизни, который был завещан моим великим отцом, ханом Гиреем – всегда смотри на великие цели и добивайся их – не отводи от них глаз своих, своих мыслей, души и воли своей. Пусть они влекут и притягивают тебя всю жизнь, как звезды на небе, как если бы ты хотел дотянуться до них, и твоя судьба станет тогда звездной, обласканной светом и любовью светил вселенной. Только такой поход человека к знаниям, к нетленному свету их, к покорению дальних звезд и раскрытию их тайн, имеет смысл в жизни и может сделать человечество счастливым, могущественным и бессмертным.

На фото: Изображение основателя кушанской империи Кудзулы Кадфиза,1 век нашей эры.      


Рецензии