Казахские боги кудай и сау

(поскольку на данном ресурсе, к сожалению, тюркские (и возможно другие) символы не ображаются, то я загрузил текст сюда, там его можно прочитать и скачать без искажений https://disk.yandex.kz/i/oWw35oXncqldMQ)

КАЗАХСКИЕ БОГИ КУДАЙ И САУ

По-моему, я сделал небольшое открытие.
Во всяком случае те выводы, к которым я пришел, нигде до этого мне не встречались.
А я в этой историко-археолингвистической теме, надо отметить, уже достаточно давно.
В общем, если коротко, то судя по всему, наше ;аза;ское слово «САУ» (общепринятый основной перевод: здоровый, неповрежденный), которое можно встретить в таких словах как «денсаулы;», «саумал», «с;укеле», «с;уле», в выражении «сау бол» - это синоним слова «;;ДАЙ».
Понимаю, что это звучит несколько неожиданно, и даже, возможно, революционно, но все же, прочитайте весь текст, прежде, чем выносить свой вердикт)
Как я пришел к подобному знанию.
Дело в том, что я уже давно обратил внимание на ;аза;ские слова с общим корневым слогом "сау"/"с;у", придя к выводу, что, по всей видимости, данный корень имеет отношение к некоему сакральному, небесному началу, а именно, к Солнцу.
Так как основной перевод слова «с;уле» - солнечный луч, и в принципе, было бы логично, если бы и «саулы;» и «с;укеле», также были бы связаны с Солнцем.
Ведь эти вещи тоже во многом имеют сакральную природу.
Кроме того, в балтийской мифологии, у литовцев и латышей, есть богиня Солнца – Сауле, в чьем имени находят сходство с именами и других солнечных божеств, в частности, с ведическим богом Солнца – Сурьей.
Один из вариантов его имени – это Саура, в котором мы снова видим корень «сау». 
А это значит, что моя версия относительно связи вышеуказанных ;аза;ских слов, содержащих данный слог, с божественным началом – вполне реалистична.
Но это еще не все.
Мне также удалось обнаружить присутствие имени данного божества в форме Сурья (уже с корнем «сур», который, судя по всему, является синонимом корня «сау»), в еще одном ;аза;ском слове.
Это слово – «С;Рапатты».
Которое переводится как «красивый», «видный», и чьим синонимом является слово «ару».
Слово же «ару», кроме смысла «красавица», имеет еще и такие смыслы как «святой», «чистый».
А это, как мы понимаем, эпитеты божества.
То есть теперь, я думаю, родство между нашим словами, содержащими корни «сау»/«с;р» и именем ведического бога Солнца – вполне очевидно.
Хорошо, ну, а при чем же здесь наш ;аза;ский ;;дай, спросит меня читатель?
Какая у него связь с ведическим Сурьей-Саурой?
Как выяснилось, связь самая прямая.
Дело в том, что в ;аза;ском языке существует выражение «САУ АТ;АН», которое означает «шала молда», что переводится как «плохой, ненастоящий, малограмотный мулла».
И где «ат;ан» - означает, что человеку пожелали всего нехорошего.
В данном случае всего нехорошего пожелал Сау.
А также существует выражение «;;ДАЙ АТ;АН».
Где, соответственно, всего нехорошего пожелал ;;дай.
И самое интересное, что в отношении служителей культа – мулл, это выражение также используется:
;;дай ат;ан ;у молда
Береке;дi ;шырып
Кетірейін пысы;ды (Жамбыл, Та;д. жин.).
Из чего, по моему мнению, совершенно закономерно следует вывод, что Сау и ;;дай, это или один и тот же бог.
Или, что для казаков прошлых веков они были равнозначны, так как пожелание всего нехорошего в форме ату/ат;ан – это прерогатива исключительно божества.
Причем божества высшего порядка.
В ;аза;ской сакральной культуре на это способны только ;;дай и Т;;ір.
Во всяком случае, в ;аза;ском языке мы наблюдаем, что подобные выражения связаны лишь с этими богами.
Функция «ату» присуща лишь им.
Аллах, хоть и равнозначен им, но, однако такими функциями в ;аза;ском религиозном сознании не наделен.
Хотя, есть версия, что и ;;дай и Т;;ір и Аллах - это имена одного и того же бога.
И, подытоживая, можно сказать, что с обнаружением бога Сау, в ;аза;ском религиозно-культурном пространстве появляется еще одно божество, равное в своей значимости трем основным современным ;аза;ским божествам.
Которое, судя по всему, является ;аза;ской ипостасью ведического бога Солнца – Сурья.
В общем – вкратце так.
Думаю, что теперь, обладая этим знанием, можно будет расшифровать некоторые ;аза;ские слова на основе нового прочтения корневого слога «сау».
______
Са;уле (лит. Saul;, латыш. Saule, прусск. Saule) — богиня Солнца в балтийской мифологии. Существительное Сауле на литовском и латышском языках также означает Солнце, и происходит от прото-балтийского *Sauli;. Считается сходной с ведийским богом Сурьей.
____
Су;рья (санскр. ;;;;; S;rya «солнце») — Бог солнца в индуизме.
В ведийский период одно из трёх главных божеств наряду с Индрой и Агни; в пост-ведийский период эпитет Вишну, с образом которого произошло слияние бога солнца (Сурья-Нараяна); а также характеристика других божеств, символизирующая их лучезарность и светоносность (Сурья-Шива или Сурья-Ганеша).
Известен под другими именами: «Божественный податель жизни», Дина-Кара («Создатель дня»), Габхастиман («лучезарный»), Карма-Сакши («Свидетель деяний»), Сурья-Нараяна («воплощение Вишну»). Сурью наделяют эпитетами, характерными для других ведийских божеств: Савитри, Рави, Савитар, Вивасват, Индра, Дхатр (или Дхатар, другое имя Праджапати), Парджанья, Тваштри, Пушан, Арьяма, Аншуман, Варуна и Митра.
____
;;ДАЙ АТ;АН [атсын, ат;ыр]
э к с п р. ;ура;ан, о;ба;ан, ;;дай ;р;ан.
______
САУ АТ;АН — (Жамб., Жуа.) шала молда.
;аза; тіліні; айма;ты; с;здігі /;;раст. ;.;алиев, О.На;ысбеков, Ш.Сарыбаев, А.;дербаев ж;не т.б. – Алматы: «Арыс» баспасы, 2005. - 824 бет


Рецензии
Согласен с материалом
Добавлю,что тема намного глубже
Корень Су есть в русском языке
Означает воду,Суть -это вода.Сочится
Сырая Суп
Если взять казахский,то есть название Сириуса -Сумбиле
Корень все тот же -Су
СИриус это водная звезда,не планета,она есть Солнце для
Из созвездия Большого Пса
Покровитель волков
Здесь УС -это латинское окончание
А в оригинале по древнерусски звучит Мать Сыра земля
Корень Сыр

Геннадий Палеолог   19.07.2021 19:15     Заявить о нарушении