Мамины уроки

Мы учимся всю жизнь. Вначале нашими учителями являются семья и школа, затем сама жизнь. Она лепит нас как скульптор, создавая нечто уникальное. Этот процесс не останавливается пока человек живет. Учителя у всех разные, обстоятельства разные. У каждого своя школа жизни, отсюда и мы все разные.
Говоря о своих уроках, я имею в виду что они не были похожи на уроки других.  Отличительной их чертой была действенность. Я не знала нудных нотаций, криков, рукоприкладства или других форм наказания, но уроки были эффективными.
Повзрослев,я говорила маме: "Я не повторяю ошибок", на что она резонно отвечала "И по одной может хватить на всю жизнь. Надо их, по возможности, не совершать".
Но кто может похвастать этим? Лично я не могу.


Я только перевела дух после объяснения с неслухом сыночком и выдохнула маме:
Хорошо тебе было, мама, что меня не надо было воспитывать
-Как это не нужно было воспитывать?
-А как ты воспитывала меня? -искренне удивилась я.
-Я воспитывала тебя своим примером, - твёрдым голосом ответила мама.
Конечно же, как я не дошла сама до понимания этого факта и обидела её.

Всем, что есть во мне достойного, я объязана моей "невоспитывавшей меня", маме.
Маму я не просто любила, я обожала её, гордилась ею, верила в неё абсолютно.
У моих подруг не было такой мамы. Я была голодна на общение с ней из-за её вечной занятости учебой и работой всегда на ответственных постах. Она уходила рано , а приходила поздно. В раннем детстве я дожидалась её и часто усыпала, не дождавшись Редкие дни мы проводили вместе . Она рассказывала про Обломова, читала о бароне Мюнхаузене и всегда это был праздник. Никогда она не повышала на меня голос, не поднимала руку. Когда укладывала спать называла ласково Доня, Люнечка, голуб мий коханый.. Никогда она со  мной не сюсюкала и разговаривала как со взрослой. Мне не было и девяти, когда она поделилась со мной о том, что её исключили из партии. Это был то ли 1936. то ли 37 год.

С другой стороны, мама отличалась от мам моих подруг тем, что не хозяйничала дома, не готовила. не хлопотала, не украшала себя. Отличалась чистоплотностью, нетребовательностью в еде и одежде, неумением  распорядиться деньгами.. Их нехватало и мы вечно одалживали и отдавали. Её две младшие сестры недолго имели мужей - одного забрали в 1937 году и расстреляли. Он был военным, а от второй муж ушел. Обе сестры были инвалидами, лежачими больными, у одной был сын, у другой сын и дочь. И все они были на мамином иждивении. Так продолжалось до конца жизни сестер, десятки лет. Никогда я не слыхала жалоб. Мама не унижалась ни перед кем. Передо мной редкий пример человеческого достоинства.
Приведу лишь несколько примеров её уроков, преподанных мне.

                Урок первый.

В 1935 или 36 году, маму направили в Кагановичи на партработу. В маленьком городе
Появление моодой женщины с ребенком без мужа, работающей в райкоме партии не прошло незамеченным и вызвало любопытство у женщин.. Меня то одна, то другая подзывали и распрашивали, в основном, о папе. Я испытывала неловкость,но отвертеться не могла и выбалтывала то что знала. Однажды в летний день мама собралась со мной на прогулку. Я выскочила из дома, мама замешкалась .Невдалеке на пороге магазинчика стояла женщина. Она подозвала меня и ввела вовнутрь. Там в прохладном полумраке  она предложила мне кусок булки, щедро смазанный повидлом. Я начала уплетать угощение, когда в магазин вошла мама. Увидев происходящее, она строгим голосом велела мне вернуть булку хозяйке. Та растерялась, просила позволить мне есть, но мама ей сказала чтоб она никогда так не поступала и мы с
ней вышли из магазина.

Так вот откуда у меня правило никогда не одолжаться. Никогда я не пользовалась услугами больных, чем нередко соблазнялись коллеги

 
                Урок второй

Меня приняли в комсомол. Мне понадобился комсомольский билет. Куда я его положила? В предполагаемом месте его нет. Ищу  везде и не нахожу. разволновалась. Тётя Геня подсказывает - посмотри ещё там, там.. Нет нигде, неужели потерян. Мама наблюдает эту суету, метание и вдруг подаёт мне билет. Геня упрекает её в жесткости, а я разревелась.
Ещё раз я отнеслась легкомысленно к документу. Поехала в Свердловск поступать в институт. Для оформления в общежитие на время экзаменов спрсили паспорт. Я же его не взяла с собой. Не забыла, а не знала что он понадобится. И я еду домой за паспортом - туда и обратно, Три дня на подготовку к экзамену по физике проездила. Я не знала ответа ни на один вопрос  Оказалось мы учили по другому учебнику. Спасло чудо. У отвечающего абитуриента одинаковый с моим билет. Я ответила на четвёрку.

Мама не опекала меня  и я набивала шишки. Но зато отношение к документам у меня выработалось раз и навсегда, так же как и во многих других случаях. Появилась самостоятельность и ответственность.

               
                Урок третий

Война, голод, хочется есть. Дети любят жевать серку. получаемую от хвойных дерев=ев. Она приятно щёлкает под зубами, обманывает чувство голода. У кого её нет могут попросить у жующего, он вытянет изо рта кусочек, откусит и даст товарищу. Мне сера доставалась только таким путём. Я знала что мама не одобрит и не демонстрировала её. Но случился прокол. Утром встаю и вижу  несколько конфет из серки. Мама узнав мой секрет, купила целую горсть и положила на моем прикроватном столике. Разговора так и не было, но серу я больше в рот не взяла, отвратило. А зря, она и чистила зубы,и вполне возможно, давала какие-то витамины и минералы нелоедающеиу.

               
                Мужество

Читатель может заподозрить меня в необъективности, в чрезмерном восхвалении мамы. Но тот, кто был с ней хотя бы немного знаком, не усомнился бы ни в одном факте -ни в том, что она во время войны добивалась остаться  в тылу врага для подпольной работы, ни в том, что рвалась на фронт; ни в том, что, умирая от истощения, она ни на йоту не воспользовалась своим положением на руководящем посту, даже ради голодающей семьи.
Здесь я приведу один пример, который тоже вошёл в мою копилку воспоминаний. Я часто спрашивала себя - способна ли на такие поступки и честно признавалась себе что вряд ли, подозревала и упрекала себя в трусости.


В годы войны мы жили на Урале, в городе Сатка, в добротном доме с русской печью, которой не пользовались . В одной из комнат была плита с двумя отверстиями, закрывающимися тремя кругами чтобы можно было делать их размеры соответственно кастрюле. Тепла от плиты было достаточно. Дрова берёзовые, сухие загорались вмиг, тяга такая, что сразу слышался гул пламени.
Вот и тогда затопили, загудело пламя и сквозь этот звук прорвался крик кошки. В комнате находились тётя Геня, я и мама. В одну секунду поняли что случилось. Наша кошка полезла в трубу через неприкрытое отверстие. Пламья охватило все пространство печи. Мы с Геней застыли от ужаса. Мама сошвырнула заслонки, всунула руку по локоть в огонь и вытащила, кошку. Бедная кошка умерла. А мама ушла на работу. Что было с рукой - не знаю. Я не спрашивала, а мама не говорила.


Почему мы не делились своми трудностями? Этот вопрос я задавала себе не однажды.
То-ли голод притупил чувства и обесценил жизнь. Может мама берегла мою юность -
не знаю.
Примеров - уроков было много и ошибок с моей стороны не сосчитать, но главное чему научила меня мама - независимости, честности, трудолюбию; почти искоренила эгоизм. Кстати, об эгоизме не всё просто, но здесь я не об этом.


Чего мама не могла мне дать, тому учила жизнь. Она наказывает за ошибки подчас очень жестоко. Мамина наука не однажды помогала мне выстоять, не сломаться, даже выжить в нестандартных тяжелых обстоятельствах. Правда эти же особенности характера привлекали трудности. Жизнь без компромиссов не реальна - до этого я дошла сама и слишком поздно. Во всём. во всём нужно чувство меры и осознание поступка - его цели, способа достижения и последствий. У многих это понимание приходит без долгих обдумываний и взвешиваний, даже инстинктивно.
Мама права в том, что воспитала меня, создала фундамент личности, за что я не отблагодарила её в своё время и в чем раскаиваюсь..
 

Скоро 20 лет как она покинула нас, а я постоянно чувствую её живое присутствие. В текучке дней мы не успеваем, забываем, скупимся на выражения благодарности и любви к нашим самым любимым и близким. Наверно поэтому у меня потребность удержать их воспоминаниями. Я посвятила их мужу , человеку также неординарному. Есть плач по маминым безвинно убитым родителям.  Но всё это они не узнают. не услышат. И мне хочется сказать : Люди, не жалейте доброты любимым, чтобы не было  больно за упущенные возможности.

2020 - 2021
 

               


Рецензии
Уроки дают не только близкие, но и сама жизнь!

Вадим Светашов   29.05.2021 14:30     Заявить о нарушении
Блегодарю вас , Вадим, вы абсолютно правы- нас учит множество учителей, свои ошибки, сама жизнь. Но народ не зря говорит "он это всосал с молоком матери".
Здесь я о своей маме, о её воспитании, о том что мы получаем как путёвку в жизнь с момента рождения, закладку фундамента.
ЛСК

Леся Каплун   31.05.2021 06:23   Заявить о нарушении