Эвакуация

Светлой памяти Михаила Л.


Харьков был оккупирован немцами в октябре 1941 года. Те, кто не успели уехать из почти миллионного города - в полной мере испытали все ужасы, обрушившиеся на Харьков с приходом новой власти.
А те, кто эвакуировались - тем тоже хватило хлебнуть горя.

Жарким летом 1941-го, в одном из составов, направляющимся из Харькова в Среднюю Азию, ехала семья. Глава ее был на фронте, а его жена и трое малолетних детей изнывали от жажды и жары в набитом до отказе вагоне. Плач, крики, стоны.
Женщина, молодая, миловидная, измученная дорогой, успокаивала плачущих и требующих пить малышей. Самой младшей - годик, средней - три, а самому старшему - материнскому помощнику, защитнику, смышленому и самостоятельному не по годам - семь.
На одной из станций мальчик, взяв чайник, побежал к колонке. Мать проводила его тревожным взглядом. Маленький, худенький, вихрастый. Господи, только бы успел!

Но малыш не успел вернуться. Пока бежал обратно, расплескивая драгоценную влагу, состав тронулся дальше. И, набирая скорость, скрылся из глаз, оставив одинокую фигурку на станции.

Мальчик сел на шпалы, растерянный и несчастный. Рядом валялся чайник. Чужие люди торопились куда-то по своим делам. У каждого была своя беда. И никому не было дела до маленького существа, размазывающего слезы по пыльной мордашке. Он был так одинок в людском море, что почувствовать это может только тот, кто тоже терял маму.
Внезапно слезы его высохли, он вскочил и бросился вперед. В толпе чужих лиц мелькнуло родное - материнское. Мать бросила вещи в поезде и, схватив на руки годовалую дочурку, а второй рукой держа трехлетнюю, успела выбежать из вагона. Она тоже увидела его, и счастливая улыбка осветила ее лицо.

Вот, собственно, вся история.

Дальнейший путь был долгий и тяжелый. Но они выжили и дождались с фронта отца. А после войны вернулись в Харьков.
 
А потом мальчик вырос и женился. У него родился сын, а у его сына - свой сын. Цепочка не прервалась. А что было бы, если бы мать не успела сойти с поезда и малыш потерялся бы в лихие годы...об этом думать не хочется.
Семья сохранилась. Жаль только, что отец мальчика, прошедший всю войну, очень быстро умер от ран. И внуки не успели его запомнить.


Рецензии
Здравствуйте, Лена. За день до того как немцы заняли Винницу, мой дед Филипп, лнйтенант РККА, отступающий с западных областей прибежал к моей бабушке Валентине и своим детям 6-летней Жене и 3-летней Ольге. Военный ЖД состав стоял на станции Винница-товарная, и дед за час-полтора пешком добрался до своей любимой семьи на ул. Ленинградской, 31
Бабушка рассказывала об этом так.
Ночь. Кто-то стучит в дверь. Все замолкли, не зная "кто". А из-за дверей: " Это я, Филя, открывайте!" Окрыли, все начали плакать, умолять остаться, мол схороним, мол дальше как получится. Но дед Филя сказал, что он присягнул, а дальше - как Бог даст. Поцеловал в лобики своих едва проснувшихся дочерей и жену. И ушёл в вечность. Будучи старшей, моя мама это мгновение запомнила.
13 октября 1943 года, в п. Старый Орлик, Полтавской области закончился его жизенный путь а этом мире.
Похоронка пришла после освобождения Винницы от нацистских оккупантов в мае 1944 года.

С немзменным Уважением,

Сергей Кувалда   29.01.2025 16:23     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сережа.

Слезы навернулись. Спасибо за рассказ.
Ваша мама и ее младшая сестра росли без отца. А Вы ни разу не увидели своего деда. Мой дед вернулся с войны и умер, когда я была уже студенткой. А мой муж деда не помнит, тот умер в 60-хх от ран.

Светлая вечна память фронтовикам!

Ваша Лена   29.01.2025 16:41   Заявить о нарушении
Самое страшное и самое грустное, Лена, что ИСТОРИЯ так и не научила орущих на многотысячных митингах: " Я - русский! И мне повезло! Я русский! Всему миру назло!", что их путь:

"Ещё один тупик, что в лабиринте
Путей у прогрессу, строгих и бесстрастных,
Нередко мы за выход принимаем..."

Сергей Кувалда   29.01.2025 17:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.