Открытое письмо к асмолову а. г. по поводу фгос-4

Уважаемый Александр Григорьевич,

А вам никогда не приходила в голову мысль, что, инициируя разработку нового ФГОСА, вы работаете над убиением школы?

Я не знаю, насколько искренне вы хотите что-то изменить к лучшему в Системе Среднего Образования (ССО), я не знаю, насколько глубоко вы владеете предметом управления ССО, я не знаю, сколько времени вы способны выделить для этой непростой работы и на какие жертвы вы готовы пойти, но вы обладаете рядом возможностей, и хотелось бы, чтобы вы хотя бы подумали над «простыми» вопросами.

1. ФГОС – это лишь маленькая частичка причин, породивших проблемы в школе, настолько маленькая, что по большому счету не существенная. Гаишнику все равно, что написано в правилах дорожного движения, махать палочкой и набивать карманы этот документ не может помешать.

2. Ваша инициативная группа: ученые-эксперты АПН, сотрудники ВШЭ и уж тем более представители Сбера - не могут написать, создать, сгенерить, вообще ничего не могут, в части производства на свет «уникального ФГОСа», потому что ФГОС для них всех имеет чисто академический интерес, далекий от повседневной активности каждого. Да и не нужен он им – не им потом по нему потом жить. А школе он не интересен потому, что прочитают они его только с одной целью – понять, что там опять напридумывали и как от этого уворачиваться.

3. Значимость Учителя в современной школе сильно, гипертрофированно преувеличена. Я к учителям отношусь с благоговейным уважением, но все же, вам ведь не придет мысль считать токарей (пусть гениальных) главным организаторами и ответственными за производственный процесс. Хотя такая попытка в нашей истории была… Тогда почему Учитель, почему не Директор – руководитель ОУ. Кстати, Директоров школ не готовит ни один педагогический ВУЗ. Как будто бы и не было в нашей педагогической истории Макаренко, Шацкого, Сухомлинского, Захаренко, Шаталова, Щетинина… Они что – Учителя?

4. Школе нужен ФГОС по изживанию всяких ФГОСов. Надо создать Директору условия для работы: свободу в выборе пути и приемов и ответственность не перед министерством, а перед коллегами и родителями, как единственными кому не безразличны дети. С родителями надо сильно думать, потому что неконтролируемое вмешательство родителей в педагогический процесс смертелен для него.

5. Директорам нужны не инструкции Министерства, ГОСТы, а площадка для обмены опытом с коллегами. Это вытекает из того простого факта, что педагогика – это искусство педагогов по постановке целей и их достижению (К.Д. Ушинский «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии») Вам же и в кошмарном сне не может приснится Академия Театральных Наук и ГОСТ по производству спектаклей, так ведь? А почему так с педагогикой? За что ей такое? Чем принципиальным Школа отличается от Театра, или по каким признакам педагогику причислили к наукам. Вам известен хотя бы один закон педагогики, на высосанный из пальца?

То, что вы понимаете, что исправление проблем Школы – политический вопрос, позволяет думать, что вы можете поставить правильно вопрос перед руководством страны:

- Реформировать существующую ССО нельзя, так как можно добить школу окончательно. Достаточно только проделать какие-нибудь камуфляжные реформы, по принципу «Лишь бы Министерство не дергалось и было чем-то занято». Ваш ФГОС для этого тоже сгодится.

- Основные усилия сосредоточить на создании авторских школ, хотя бы десятка. Непременное условие – вывести эту работу из-под контроля Министерства образования и АПН. Эти школы могут быть ведомственными. Например, ФСБ или Сбербанка. Как в 1920-х, когда все педагогически успешные колонии были в ведомстве ВЧК, а Крупская и ее Наркомпрос с ними боролись. Победили в итоге, подлюки. Кстати Крупская, создатель АПН, первый доктор от педагогики и второй Министр образования. Для этого все и создавалось. Может быть.

- Эти авторские школы нужно будет использовать для последующего тиражирования, превратив их в «инкубаторы». Вот эти то школы и должны будут естественным путем вытеснять существующие.

- Система управления ССО должна строиться по тем же принципам, что руководство театральным хозяйством. Федеральный Совет директоров школ (каждая школа перечисляет часть своего бюджета и делегирует своего представителя для работы там). Этот ВСДШ создает некий административный орган для исполнения технических задач и решений ВСДШ. Как-то так. Но это потом, после начала процесса тиражирования. Все должно расти из земли, а не прилетать из «космоса».

Меня зовут Олег Михайлович Литвишко, почта livishko.1958@mail.ru,
телефон 8-921-183-**-**.
 
С соц. сетями я не дружу по принципиальным соображениям.
Отписываться не надо. Нет – так нет, не тратьте свое время впустую.
Если что-то в моем письме показалось вам обидным, то простите пожалуйста. Мыслей обидеть вас или кого-нибудь еще у меня не было.


Рецензии