Великие люди от Авраама до Хокинга 49

Двадцатый век (продолжение)


«Гиперлогика» австрийско-американского философа Пауля Фейерабенда переосмысливает множество различных систем, теорий, гипотез, идей, отражающих максимальную полноту знания о мире. Сегодня нужна та методология науки, которая допускает свободу в постижении истины, некоторого рода своеволие или анархизм в постановке вопроса и выборе одного из вариантов изучения предмета.

Американский кинокомпозитор и аранжировщик Генри Манчини облагораживает популярную музыку солнечным итальянским мелодизмом.

Колючую, мертвую стужу превозмогают люди, в груди которых не гаснет огонек надежды. Таковы герои суровой прозы писателя-сибиряка Виктора Астафьева.

Был бы Астафьев более ответственным человеком, не злословил бы насчет тяжелой участи русского народа. Голод, холод, горе, бедность людей, живущих в провинциальной России, – не от Бога ли все это?

Реально отображает жизнь тот писатель, который проникает в ее глубинные пласты. Это в полной мере удается Астафьеву.

В повести «Царь-рыба» Астафьев создает сибирскую эпическую поэму, столь же величавую, как северная природа.

Астафьев описывает жизнь сибирского края могучим, кряжистым народным языком.

Проза Астафьева бурная и неудержимая, как речная стремнина.

Астафьев с горечью описывает обедневшую российскую глубинку.

Астафьеву симпатичны крутые, упрямые нравы сибиряков.

Грозной, разбушевавшейся зимней стихии не удается разрушить нежность влюбленных, отрезанных от внешнего мира. Об этом повествует Астафьев.

Кому нравится песенное сюсюканье Булата Окуджавы? Доверчивым натурам, не изменяющим идеалам молодости, товарищества и братства! Его песни получили широкое распространение среди интеллигенции. Голос барда звучит в 80 советских кинофильмах.

Поэтесса Юлия Друнина – фея Великой Отечественной войны.

Ольга Берггольц предает коммунистические идеалы, Юлия Друнина сохраняет верность им. Советские поэтессы оказываются по разные стороны жизни. Между тем, Берггольц спивается, Друнина – кончает жизнь самоубийством.

Главная идея книги «Век необычайный» Бориса Васильева – гражданский долг перед отечеством.

Васильев – писатель «тревоги и боли», присутствующих как в военное, так и в мирное время.

Отображая ужасы войны, Васильев не упускает случая упрекнуть начальство в бездействии и ошибках. Писатель обвиняет бездарное руководство страны во всех мыслимых и немыслимых грехах.

Долгие годы Васильев ходит по «минному полю» советской действительности. В конце концов, он достигает писательской славы. При этом в нем накапливаются критические суждения о социализме. Став ренегатом, он входит в число записных антисоветчиков.

У Васильева отсутствует патриотизм. Он не понимает, что советский народ – это естественное продолжение русского народа. Близорукость приводит литератора в клан лицемерных радетелей «демократии».

Из лагеря патриотизма и ответственности Васильев переходит на сторону антиобщественных сил и разрушения страны. Печальный итог большой жизни!

Обаятельная внешность человека нередко вводит людей в заблуждение. Хорошо сказал по этому поводу Джордж Буш-старший, когда проиграл вторые президентские выборы молодому и красивому кандидату Биллу Клинтону, умевшему играть на саксофоне: «Пудинг таков, какой он на вкус, а не таков, каким выглядит». Американские избиратели в очередной раз клюнули не на серьезную политическую программу, а на блестящую приманку, и в результате остались в положении бывшей любовницы нового президента Моники Левински – обманутыми и осмеянными.

Василь Быков пишет книги потом и кровью в то время, когда его коллеги по литературному цеху лицемерно воспевали боевые и трудовые подвиги советского народа.

Писательская индивидуальность Быкова особая: в его глазах – блеск клинка, в его душе – израненная артиллерийскими снарядами белорусская земля, в его натуре – корни народной мудрости.

В послевоенные годы Быков мужественно переносит одиночество. Он вынужден жить в обществе массового психоза и поддельного энтузиазма.

В обширной Советской стране Быков чувствует себя загнанным в угол человеком. Не случайно он живет в Гродно – городе, расположенном на краю державы.

Быков не спешит раскрываться перед незнакомым человеком. Он напряженно вглядывается в лицо собеседника, словно задаваясь вопросом: «Кто вы? Что из себя представляете? Не опасно ли общение с вами?»

Быков значителен тем, что отвергает позерство в литературе и жизни. Скромность не позволяет ему выставлять себя напоказ.

В период развала Советского Союза Быков поддерживает волков-националистов, рядящихся в овечьи шкуры. Типичная ситуация для прямодушных людей!

Быков до смертного часа отстреливается из блиндажа поруганного человеческого достоинства.

Главный творческий принцип Быкова – правда жизни, какой бы суровой она ни была.

В лице старца Паисия Святогорца Афон имел выдающегося психотерапевта. Скольких людей он привел к вере! А скольких утешил добрым словом! Это были сотни и тысячи желающих получить от него совет и благословение!

«Если у духовника нет решимости ради любви к своим духовным чадам идти на адскую муку, то это не духовник», – говорит Паисий Святогорец. Где отыскать такого идеального проповедника? Много ли найдется священников, готовых возложить на себя крест жертвенности?

Композитор Отар Тактакишвили – горячий патриот грузинской национальной культуры.

Музыка Тактакишвили доносит до современных людей эхо древней Грузии.

В хоровой музыке Владимира Рубина русская песенность разливается весенним половодьем.

Американский романист Трумен Капоте поет хвалу человечности и природе в их неразрывном единстве.

Капоте настойчиво ищет у американцев человечность, и зачастую находит.

Жизнь советского драматурга Леонида Генриховича Зорина длится почти 96 лет. Его перу принадлежит 35 пьес, 15 киносценариев, 3 книги прозы, сборник поэзии. Начав писать стихи в 4 года, он приезжает в Москву, где знакомится с Алексеем Максимовичем Горьким. Как видим, литературная биография Зорина длится около 92 лет.

Популярный в советское время Зорин имеет особое мнение о любви. Любовь, по его мнению, «обреченное» чувство, хотя иногда бывает и счастливым.

Зорин пользуется благами советской власти, и как только она падает – начинает охаивать ее. И Зорин, и многие ему подобные творцы искусства – люди без чувства нравственного долга перед Отечеством.

Эстрадная музыка французского композитора и аранжировщика Поля Мориа радует душу весенним цветением природы.

Звуковые композиции французского авангардиста Пьера Булеза – это музыкальный космос.

Структуру произведений Булеза определяют такие понятия, как материя, пространство и время.

В основе музыки Булеза лежит симметрия микро- и макромиров, атомов и звезд.

Математические произведения Булеза эмоциональные, вследствие чего возникает эффект живой материи.

Несмотря на «молекулярную» структуру музыки Булеза, она – духовна.

Музыка Булеза – это Божественно прекрасное бытие бесконечно малых и бесконечно больших миров.

Личность русского и американского скульптора Эрнста Неизвестного – образец необузданной творческой фантазии.

Гигантские скульптурные фигуры Неизвестного обладают сверхмощной энергией.

В кубофутуристической скульптуре Неизвестного отражается хрущёвская эпоха волюнтаризма и гигантомании. Не потому ли родственники умершего советского руководителя сочли нужным заказать памятник именно ему?

Талантливый мистификатор, лютнист и гитарист Владимир Вавилов «открывает» людям XX века музыку старинных мастеров, красота которой пленяет их сердца. Он имитирует стиль известных и неизвестных композиторов прошлого. Кто не знает арию «Аве Марии» Джулио Каччини, сочиненную Вавиловым? Одухотворенные мелодии талантливых подделок обогащают классическую музыку.

Творчество композитора Андрея Эшпая – яркий пример музыкальной всеядности. Он пишет музыку в классическом, эстрадном и джазовом стилях.

Трагедийно скорбный танец Микиса Теодоракиса переносит нас в Древнюю Грецию, где боги безраздельно властвуют над судьбами людей.

Писатели-фантасты Аркадий и Борис Стругацкие летят в космос на примитивном воздушном шаре. Их фантастические приключения неотделимы от прозы жизни.

Борис Чайковский – композитор-интеллигент. В симфонических произведениях он задумывается о смысле жизни и ответственности человека перед обществом.

В музыке Борис Чайковский поднимает вопрос о нравственном облике человека.

В музыке Бориса Чайковского эмоции возвышенные и красивые.

В симфониях Борис Чайковский мыслит категориями добра и благородства.

Логика музыкального развития в произведениях Бориса Чайковского не подавляет светлую лирику.

Лирика Бориса Чайковского имеет одухотворенный характер.

В основе музыки Бориса Чайковского лежит внутренняя и внешняя красота высокоорганизованной личности.

Благородная музыка – красива, красивая музыка – благородна. Вот квинтэссенция музыкального творчества Бориса Чайковского.

Художественный метод Бориса Чайковского можно определить как этический реализм.

Стиль музыки Бориса Чайковского имеет общие черты с музыкой Дмитрия Шостаковича, но в отличие от советского классика, у Бориса Чайковского положительное отношение к жизни.

Писатель-диссидент Андрей Синявский выступал в четырех амплуа: политика, литературоведа, софиста и рассказчика анекдотов. Трудно сказать, в чем он преуспел!

Русские люди польстили премьер-министру Великобритании Маргарет Тэтчер, назвав ее «железной леди». На самом деле она была тараном, которым пользовались в своих интересах дипломатичные английские политики.

Маргарет Тэтчер недаром прозвали «железной леди», увидев в ее характере диктаторские наклонности. Один из членов правительства в сердцах назвал ее «сталинисткой», и был недалек от истины. Премьер-министр и будущая баронесса Соединенного Королевства мечтала о величии своей родины, а такая цель требует жестких, волевых решений. Сходство со Сталиным усугублялось еще и тем, что шутки Тэтчер, произносимые не чаще одного раза в год, носили, прямо скажем, мрачноватый оттенок.

Публицист Рой Медведев и ученый Жорес Медведев – братья-близнецы. Они принадлежали к левому крылу советских диссидентов.
Каков их облик?
Рой – это 95 лет жизни и преданность идее социализма.
Жорес – это 93 года жизни и самоотверженная работа в области биологии (генетики, геронтологии).
Они жили долго и трудились плодотворно в силу того, что были добросовестными людьми в политике и науке.

Прославленную балерину Майю Плисецкую наперебой приглашали на приемы премьер-министры, президенты и короли, ее осыпали подарками. Так, ежегодно в день рождения она получала корзину цветов от президента США Джона Кеннеди, известного развратника и пошляка. Вряд ли биографы знаменитой балерины, упоминая этот факт, задумывались, какой грязный подтекст может скрываться за этими жестами почтения.

В музыке американского композитора Мортона Фельдмана эмоции находятся в состоянии невесомости: они неконкретны, не поддаются словесной интерпретации. Музыка Фельдмана близка по стилю к произведениям минималистов хотя, в отличие от них, насыщена хроматизмами.

«Нежная принцесса крови», дочь Сталина, Светлана Аллилуева, с падением сталинской диктатуры превратилась из «милой хозяюшки», как ее называл отец, в клубок издерганных нервов, в женщину со сложной изломанной судьбой.

У дочери Сталина Светланы Аллилуевой мягкая душа и путаный ум. Имея склонность к перемене мест, она оставила родину и поселилась в Америке. Впрочем, нельзя отказать автору книг («Двадцать писем к другу», «Только один год», «Книги для внучек», «Путешествие на родину») в искренности чувств и переживаний. Аллилуева имеет явно писательский талант.

Польский кинорежиссер Анджей Вайда – духовный преемник писателя Генрика Сенкевича. Их экспрессивные эпико-драматические полотна никого не оставляют равнодушными. Поразительно, какой тяжкий груз несут на своих плечах эти великие правдоискатели!

Английская королева Елизавета II – пример холодного аристократизма, ее трагически погибшая невестка принцесса Диана отличается пылкой жертвенностью. Разве могли они ужиться в королевском доме?

Трагедия звезды американского киноэкрана Мэрилин Монро заключалась в том, что она слишком высоко ценила свою красоту, страдала нарциссизмом, основанном на восхищении совершенством собственного тела. При этом ее человеческие качества оставались в тени. Ни она сама, ни друзья, ни коллеги по искусству не обращали внимания на моральную сторону поступков актрисы. Мэрилин Монро не задумывалась о гармонии между внешней и внутренней красотой. Естественно, что вскоре последовала катастрофа, трагически оборвавшая ее жизнь.
Мэрилин Монро – типичный продукт американской псевдоцивилизации: смесь больного самолюбия, искусственной красоты и безмерного тщеславия. Это самолюбование в чистейшем виде! Не зря ее подруга порой говаривала: «Мир будет лучше без тебя».

Мэрилин Монро в сознании мужчин представала богиней любви. Ею восхищались тысячи поклонников, со многими она была близка, но так и не смогла найти истинную любовь. Причина ее смерти, будь то самоубийство или же спланированное убийство, все-таки в ином: в неумении найти друга жизни.

Мэрилин Монро однажды сказала: «Любовь – это доверие». Емкое, исчерпывающее определение любви, данное кинозвездой.

Кубинский лидер Фидель Кастро – заложник революционной идеи. Он оставался непримиримым борцом за справедливое общество до почтенной старости.

Французский философ-гей Поль Мишель Фуко написал книгу «История сексуальности» в 4-х томах. По иронии судьбы он умер от СПИДа в 57 лет. Теория и практика, так сказать, не расходились в жизни мыслителя!

Мексиканский писатель-интеллектуал Габриэль Гарсия Маркес с улыбкой взирал на социальные «петушиные» бои в латиноамериканских странах.

Маркес писал о «горькой реальности» Латинской Америки. В его романах звучал голос «отчаянья и надежды» угнетенных народов!

Талантливый советский виолончелист Мстислав Леопольдович Ростропович испросил разрешения у будущей жены Галины Вишневской подарить ей коробку шоколадных конфет, проявив редкую скромность и одновременно практичность! До встречи с музыкантом знаменитая певица трижды выходила замуж. Однако брак с Ростроповичем оказался долгим и счастливым! Впоследствии оба супруга покинули родину в поисках всемирной славы.

Юрий Казаков – писатель-интеллигент. Он обращался к читателям с доверительным разговором о вечных духовных ценностях. При этом, как говорят, в жизни писатель был грубым и пошлым человеком.
Обыкновенно святые ходят в грязных и дурно пахнущих одеждах из желания защитить себя от притязаний внешнего мира.

Писатель Дмитрий Михайлович Балашов рассматривает историю России в контексте русской православной церкви.
Главный труд Балашова – цикл романов «Государи Московские», включающий в себя книги: «Младший сын», «Великий стол», «Бремя власти», «Симеон Гордый», «Ветер времени», «Отречение», «Похвала Сергию», «Святая Русь», «Воля и власть», «Юрий» (неоконченный). Цикл представляет собой уникальную историческую хронику-эпопею, охватывающую период русской истории с 1263 до 1425 года. Именно в «Государях Московских» впервые в литературе мир русского средневековья воссоздан с небывалой степенью полноты, исторической достоверности и философской насыщенности. Идейную подоснову исторического цикла Балашова в полной мере определяет название одного из романов: «Святая Русь».

В эпоху «смутных времен» России особенно печальны судьбы у художников-патриотов. Вспоминается трагическая смерть Дмитрия Балашова и Олега Михайлова: Балашова убивает бандит в сговоре с родным сыном; Михайлов гибнет во время пожара на даче.

Классический гитарист Нарсисо Йепес – блестящий виртуоз, плотью и кровью связанный с испанской народной музыкой.

Историк и политолог Дмитрий Волкогонов гоняется за тенью Сталина, пытаясь прижать ее в темном углу. После этого он изрекает «истину» о кровожадном тиране – такую же призрачную, как и пойманное им приведение.

Валентин Пикуль – энтузиаст истории. Он отыскивает в ней увлекательные, и даже пикантные эпизоды для романов.

Пикуль блестяще справляется с главной задачей писателя: заинтересовать публику русской историей!

Авторы исторических романов Валентин Пикуль и Марианн Брандес правдиво описывают конкретную эпоху, хотя и не всегда достоверно рисуют облики ее героев.

Валентин Пикуль отыскивает в истории романтические случаи и увлекательно повествует о своих героях. Иной подход к истории у Дмитрия Балашова: он раскрывает роль православия в становлении русского государства. Если Пикуль – вдохновенный романтик, то Балашов – одухотворенный реалист.


Рецензии