Залман- миллионщик

Невероятная, но правдивая история времён войны...


Местечковые евреи  по-  отечески  любят наблюдать за подрастающей  детворой. Это я понял очень давно,  в пятидесятые годы прошлого века,  когда мы переехали из села  Красавичи  в  городок  Климовичи. В  селе я хорошо знал  , кто меня,  босоного мальца   в голодный  год угостит  зелёным    огурцом , кто- свежим яйцом, а чей дом лучше обойти за версту, где готовы   убить даже взглядом…
 А в городе я   не знал никого . Но почему-то некоторые  на меня  смотрели  так, будто знали давно ?Постепенно образовался  круг людей, которых начал понимать  даже  без слов: мимикой, взглядом, кивком. Что-то было похожее у них во всех? Вначале не мог определить? Потом понял: смешинки в глазах, хотя лица были очень  грустные. ..

 Один из них  ходил в военном  кителе  со следами   погон ,в  хромовых сапогах и  в офицерской фуражке. Ходил уверенно, прямо держал в голову, не отворачивал взгляд в сторону. Седой, как лунь, только усы топорщились в разные стороны, держался молодцевато.  Здороваясь с ним, я всегда спешил с фотоаппаратом в руке  и с  кучей блокнотов. Как-то  наши взгляды встретились ,  я на минутку задержался.  Залман- а так звали человека в военном, медленно покачал головой . Мол, куда же ты вечно бежишь? Жизнь не перегонишь?
-Батя,- спросил я вечером у отца,- кто такой  Залман?

- А- а, Залман? Ловкач на его месте  был бы подпольным миллионером ,   в другом стране Залман был бы сам легальным миллионером.
- А у нас?
-  А у  нас?  Является бедным евреем.
- Я бы так не сказал. Он ведёт себя достойно и  красиво.
- Достойно и красиво?  Только  донашивает военную одежду кого-то из своих родственников. Ты думаешь  под  восемьдесят лет легко летом  ходить в сапогах? Живёт на копеечную пенсию.
- Я думал, что это связано с его военным прошлым?
- Прошлое  у него о-го-го!  В начале войны вывез в тыл целую машину денег, золота.
У тебя голова забита поиском дутых героев производства, чтобы тиснуть о них  в газетке, а настоящих героев ты не видишь.

После такого отцовского  обвинения,  я пошёл  к Залману - он жил  от нас в десяти минутах.
 Увидев меня, он ничего не сказал, только положил на стол  несколько пожелтевших листков. В них   было написано, что  Залман  Генькин  в целости и сохранности   вывез  в тыл и  передал  российскому банку деньги ,  ценные бумаги ,  драгоценности   в сумме  на несколько миллионов  рублей.( Полную сумму я уже не помню- прошло много времени).
… В начале войны  старший кассир   Государственного отделения банка в городе  Климовичи Залман Генькин  получил важное задание: вывезти в тыл машину денег. И своих, и тех, что передали из банков  западных районов, надеясь , что на   востоке будет спокойно. Но сюда уже  двигались немцы.
Услышав поручение , побледнел:
- А кто вывезет мою семью?
-Ты и вывезешь !  Россия- рядом! Крутнешься за пару дней туда и назад. Ну кому я доверю столько миллионов? Ты же старший кассир! Сам понимаешь: стар-ший! Не поедешь-арестуют! Не довезёшь- посадят! И тебя, и меня. Так что, не подведи,-такой разговор состоялся тогда  в кабинете управляющего банком.
 - Загрузили мы целую машину и рванули через  российскую  границу. До неё было  рукой  подать!   Думали, обернёмся быстро? Ан нет! Немецкие парашютисты  нас обогнали! Подъезжаем  к одному городу, а  они уже спускаются  над ним. Мы  в лес, кругами, по просёлочным дорогам, без карты добрались до другого города-  а он под бомбежкой! Вот так и ехали, ехали ,  заправляясь , где могли,-  вспоминает Залман.
 А дальше  о чём и  вспоминать не хочется .  Рассказывает чётко , обрывисто:
-Заметил,   что водитель и охранник стараются в мою  сторону не смотреть, взглядами переговариваются. Понял: замышляют    , что-то со мной    недоброе. Скорей всего  убить, тело забросать в лесу ветками –и ходу на машине с деньгами?  Потом их поделить и скрыться! Россия- большая! Война всё спишет. Решил уехать ,
 когда они уснут. Так и сделал: ночью  забрался  в кабину ЗИЛа- и в путь!  Чтобы было наверняка,  уезжал подальше от войны и опасных напарников.  Доехал где-то до Самары, а там в прямиком  в местное управление милиции. Так мол и так,  вывез из оккупированной Беларуси  машину денег.
 Вначале  Залману  хотели  « сшить»   дело: будто он угнал её специально?  Повезло: следователем  оказался рубаха- парень: не побоялся никого из  сотрудников НКВД.
-Угнал машину  с деньгами в  Беларуси и прикатил на ней прямо   к нам? Да если бы
 он захотел её  угнать, закопал бы деньги где-то в лесу, а сам смылся,- заявил им.
Короче, отпустили, дали документы о приёме всей  суммы.
 А дальше , куда? Ведомо, куда: на фронт! Беларусь в огне, родной городок
 под немцами.
- А ведь вы  могли  куда-то скрыться с деньгами? Почему это не сделали?- спрашиваю у Залмана.
 Не услышал или сделал вид, что не услышал?
Повторил во второй раз?
- Я знал  твоего деда,  знаю твоего отца. Как ты такое мог подумать обо мне? Или просто берёшь на мушку. Не надо-  меня многие брали.
 Снял  военную  фуражку, вытер седую голову.
- Я должен был вернуться домой! А если бы взял  хоть  одну копейку, путь в местечко мне был бы закрыт. Думал, останется хоть кто-то живой?  Семья  ждала меня- так и не уехала. Всех положили в песочек: родителей, жену, сестер, маленьких детей.  Хорошо, хоть остался сын старший сын Исачок,  он не находился в городе.
-А что потом?
- Что потом? Пришёл  на работу ,  сдал о документ о доставке денежного груза в России, подготовил себе замену и ушёл на пенсию.
- И всё?
- А что ещё?
- Хоть бы какую –то медаль  за выполнение правительственного задания? Какой-то процент денег от миллионной суммы, что вы спасли?
-Медаль  мне заменит жену? Деньги мне вернут моих детей?
 Посмотрел в сторону, провёл рукой по глазам…
- Знаете , что вас зовут миллионщиком?
- Знаю! Смеюсь вместе с шутниками, когда мне  говорят.
- Скучно одному дома?
- А я не один. Посмотри,- показал взглядом на семейные  фотографии,  развешенные на стенке,- да и дела есть.
- Какие дела?
-  Постоянно хожу к своим. Они там, в братской могиле за городом ?Твои там тоже?
- Тоже…
 
-  Почему, когда мы ещё  не были знакомы,   вы смотрели   на меня будто знали?
- Конечно знал!  Я знаю каждого еврейского мальчика, каждую еврейскую девочку, которые  родились  после войны в нашем местечке . Смотрю  на тебя, смотрю на других  - и как –будто вижу  своих. 
- Которые не родились?
- Да! Которые не родились…


Рецензии