Что нас объединяет?

- Ба, что значит копейка? «Копеечка», понятно, супермаркет.  А копейка?
- Денежка, милый.
- Какая это денежка? Разве на неё можно хоть что-то купить?
- Было можно. На одну покупали коробку спичек. На три – газировку в автомате.  Я обожала с двойным сиропом. За шесть копеек. Мороженое эскимо – 11 копеек. Было ещё клюквенное  в стаканчике, то стоило 7 или 9, - бабушка закрыла глаза и почему-то облизнулась.
- А ты не врёшь? Куда всё делось?
- Время другое,- вздохнула бабушка,- да и вкусы изменились. У нас дети собирали картинки от жвачек, это было круто. Ни чипсов, ни коллы, ни суши с роллами, ни пиццы.
- Да, как же вы жили?
- Хорошо жили. Играли во дворах в «классики», «выбивалы», крутили «прыгалки», ходили на Первомай с зелёными веточками и цветами из гофрированной бумаги. Радовались победам лучшей в мире страны. Стыдно  было говорить про деньги.
- Стыдно? Это вообще что такое?  При чём деньги?
- Понимаешь, Петруша, деньги были, без них мы и не жили, но целью заработать денег мы не "заморачивались". Государство платило. Было бесплатным и учёба, и секции, и кружки, и врачи, и жильё, да и многое другое. Мы думали об идеи. И друзья были настоящими, и праздники за общим столом, и песни от души, когда хотелось петь. Бывало твой дед, а он песни любил, в обнимку с товарищем идёт и поёт « Ой, мороз, мороз, не морозь меня». Молодым был. Горячим. Правду любил. Денег не брал, когда друзьям строил дачу или помогал сделать диплом выпускникам вузов…
- Чокнутые.
- Да, у меня друзья с детства сохранились. С 5 лет с балетной студии дружу с Кузочкой. С Галкой – с рождения твоей мамы. С Хаввой почти 30 лет.
- Кузочка. Это имя?
- Нет, конечно. Куда бы нас жизнь ни бросала, всегда на связи.  А новых  нет. Да кто и был, всё само по себе рассосалось…
- А она, Кузочка, богатая? Вилла, крутая машина.
- Для нас, живущих совсем в другой стране, такой вопрос не существовал. Богатая… Красивая… Успешная – это сегодняшнии эпитеты. У нас были – верная, добрая, честная.
- Ба, да как можем мы понять с тобой друг друга? Ведь все ваши идеалы «пожрала»  моль. Они оказались не состоятельными. Да и моль – слово из прошлого. Сегодня и яблоки черви не жрут, да и моль подохла – натурального меха и шерсти нет, и зачем они? Вот вы золотые побрякушки в ушах носили, так и они исчезли. Мода давно прошла, а ты вот носишь.
- Это память. Подарок твоего дедушки.

  Пасхальные дни… Ольга хлопотала на кухне. Аромат «долмы» из виноградных листьев невообразимо заполнил дом, как будто Сам Христос зашёл на трапезу.
- А ну, выдави мне чеснок в простоквашу.
- Это можно,- соус для «долмы» готов.

Что нас объединяет, таких разных: живших и живущих, молодых и не очень, рождённых в стране, исчезнувшей с географической карты и тех, кому выпало проходить свои уроки в новой реальности?  Где мы вместе?
 
С открытого окна доносилось пение птиц. Молодая зелень раскрасила мир в яркие тона.
- Петруша, слышишь? Всякое божье творение  радуется  Господу.
Христос Воскресе!
Внук громко произнёс:
- Воистину Воскресе!

 - напечатано в Антологии русской прозы 2022,  т. 3


Рецензии