Правила созерцания

Открыв дверь, попадаю в до боли знакомое пространство. Звон колокольчика, доносившиеся крики с открытой кухни, звук поднятия подноса. Все обычно удивляются, почему я так быстро произношу названия заморских блюд. Я думаю, эти названия въелись в меня, словно слова любимой песни.

Я часто здесь бывала. Я пила здесь кофе после длинного дня в школе, перед вечерними курсами, которые казались еще длиннее. Я оглядываюсь в тот угол кафе и вижу себя 18- летнюю, смотрящую в окно и пьющую кофе. Я вижу учебник. Теперь его уже нет со мной. Только цвет остался в памяти, он был лимонного цвета.
Вижу себя здесь постарше, сидящей со своей лучшей подругой. Наблюдаю себя везде, не сосчитать сколько дней мы провели здесь, болтая обо всем на свете. Теперь нас здесь нет.

-Давай пойдем в тот зал?
Этот зал меньше. Я веду нас именно за тот столик, за котором я обычно сидела  в одиночестве. Так странно сидеть здесь вдвоем с кем-то.

Мне всегда нравится сидеть рядом с окнами. Наблюдать за движущимся вне меня миром, пока внутренний мир внутри меня словно замер здесь, наверху.
Я не обращаю внимания на людей или машины, но смотрю вдаль на здания.

Солнце медленно заходит за горизонт, с этой стороны его не видно. Небо становится все темнее и темнее. Я чувствую, как заканчивается этот день.
 
- Как- то раз я пошел в Эрмитаж, ты же была в Эрмитаже? – Я киваю головой. – Меня привели смотреть на картины. Я ходил по Эрмитажу и наслаждался отнюдь не картинами, а потолком, стенами и паркетом. А какая там лепнина! Я шел по залам и думал: вот здесь была прихожая, здесь встречали гостей, а тут, должно быть спальня…

Поход в Эрмитаж был словно для меня покорением горы. Взяв буклет, я побежала по длиннющей лестнице мимо- мимо всех залов, вдоль всех- всех картин, прямиком на третий этаж- к Клоду Моне.

- Как- то раз нам почти даром достались билеты в Третьяковку, и мы прошли за день все залы. В конце женщина – смотрительница нам сказала, что мы не правильно смотрим на картины: нужно осмотреть один зал и уйти домой- обдумать увиденное. А на следующий день- другой зал.

Мне придется поселиться в Париже на некоторое время, чтобы таким способом осмотреть все залы Лувра.

- Что ты чувствуешь, когда смотришь на картины?
Я отвечаю банальную фразу: Ничего особенного, но мне нравятся пейзажи.
На самом деле, ответ прост- я хочу оказаться внутри картины.

Паустовский писал, что художники и писатели по сути своей похожи.
И те и другие должны рассмотреть самое лучшее в мире и суметь выразить это. Он писал про картины Левитана, про его тонкий взгляд на природу, взгляд, который не каждому дан. Я сожалею, что никогда не видела картин Левитана вживую.

- Ты когда- нибудь был в Плесе? – спрашиваю я.
- Нет, но мой друг там был. Говорит, что там очень красиво.

Неудивительно, что Левитан выбрал именно это место для своего творчества.
Скоро наступит лето, и настанет моя пора поехать в Плес. Более нельзя задерживаться.

А тем временем мы направляемся в парк.
Я никогда не была на самой территории МГУ, никогда не видела его столь близко. Мы проходим мимо. Лестница университета повергает меня в изумление. Каждое утро блестящие умы входят и нисходят по ней.

Мы идем медленно. Для меня здание проплывает мимо, словно в замедленной съемке. Садящееся за горизонт солнце за нашими спинами ярко освещает фасад. 

- Ты раньше видел эти скульптуры человечков на крыше?- спрашиваю я.
-Да.
- Я их вижу впервые.

Я словно новорожденный ребенок смотрю на это здание. Я осознаю, что увидеть на картинке  и вживую- это две разные вещи. Картинка не передает эмоций.  Сейчас я будто внутри картинки.

Громко кричат птицы. Весна в самом разгаре.
Кто- то пробежал в траве.

- Тебе не холодно?- спрашивает он.
- Немного.– отвечаю я.
Мне почти всегда холодно. Но сегодня этот холод бодрит. Это весенняя прохлада перед знойным предлетним Маем.

Повсюду деревья. Листья вычерчиваются словно отдельными штрихами на темнеющем небе. Солнце уже почти зашло за горизонт.
Стремительно темнеет. 

- Мне нравится быть одной. Так я могу настроиться на нужную волну и замечать детали вокруг меня. Людские разговоры отвлекают от созерцания. - Я говорю это, и сама же в эту секунду сомневаюсь в своих словах.

Правда ли это?
Правда ли, что слова отвлекают?

Далекая страна. Воспоминания, ставшими мутными.
- Все будет в порядке.
Мы стоим у лестницы на узкой улочке между домами. Настолько узкой, что здесь может пройти лишь один человек. Подобный закат был единственный в моей жизни. Небо было моего любимого оттенка, синее- синего.
Я переминалась с ноги на ногу и  смотрела вдаль. Небо отпечаталось в моем сердце , как и эти слова. Где-то хлопнула дверь.
- Все будет в порядке.


Рецензии
Здравствуйте, Виолетта. Прочел несколько вашитх мемуаров и миниатюр. Знаете, вы меня поразили своей самобытной манерой письма и авторского стиля, а еще какими-то одухотворенностью и романтизмом. Читаешь ваши строки и сам попадаешь в Торжок, в Эрмитаж, в другой предмет вашего внимания и размышления. Здесь и искусствоведение, и философия и еще что-то ваше - притягательное. Вы - молодец и у вас свой стиль и вас с другими не спутаешь. Дерзайте и ищите свое. Вы безусловно талантливы. А еще от ваших строк и мыслей веет какой-то детской чистотой и непосредственностью. С уважением С. Горбунов.

Сергей Александрович Горбунов   18.12.2022 19:55     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей.
Спасибо Вам за добрые слова.
Всех Вам благ в наступающем году!

С уважением, Виолетта.

Виолетта Мерцалова   21.12.2022 04:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.