О композиции произведения

Перечитывая свою «Повесть о сибирском коте», я задался вопросом – к какому типу композиции она относится? Схема построения этого произведения оказалась довольно странной и не подпадающей под принятые типы. Вероятно, это произошло оттого, что два десятилетия назад я писал книгу по наитию, не придерживаясь литературных правил в силу отсутствия литературного образования и опыта. В результате главный герой произведения, кот Кузя, хорошо прописанный в первых главах книги,  завладел умами и сердцами читателей, но затем исчез из их поля зрения, изредка мелькая на страницах основного текста, и появился вновь в последних главах, где ушел не только из книги, но и из жизни.
 
В повести насчитывается до десятка историй о других кошках, сделан обзор появления и эволюционного развития их рода, изложены физиологические особенности и способности кошек к рассудочной деятельности и даже  выполнен сравнительный анализ поведения и образа жизни кошки и человека. Можно было бы отнести повесть к кольцевому типу композиции, когда «главное действующее лицо» появляется в ее начале и погибает в конце, но тогда игнорируется и тем самым перечеркивается основная содержательная часть книги. Из других типов построения произведения более близкой к повести, состоящей из серии рассказов, является рамочный тип, в котором события одного рассказа являются рамкой для других, вставленных в него. Здесь несоответствие состоит в том, что в «Повести о сибирском коте» отсутствует рамочный рассказ, он как бы растворен в книге и отражен в ее названии.

В результате всего, новоявленный тип композиции относится к разновидности рамочного или претендует на самостоятельную категорию, которую можно было бы назвать сборной, то есть состоящей из сборника рассказов, объединенных одной темой. Конечно, не каждый сборник представляет собой целостную композицию, построенную по единой идее и замыслу, разномастные истории остаются пестрым лоскутным одеялом. Так и сборник моих рассказов о животных при подготовке к печати был разбит на две части: «Люди и звери» (рассказы о диких животных) и «О братьях наших меньших» (рассказы о домашних животных), при этом каждая часть формировалась в определенной логической последовательности. Обе части раскрывают богатый внутренний мир животных, удивительную осмысленность их поведения и поступков, восприятие добра и неприятие несправедливости. Каждый из рассказов пронизан любовью к собратьям по планете, ратует о защите и покровительстве над живой природой. В результате отдельно взятые и независящие между собой рассказы составили цельную картину мира млекопитающих, наделенных рассудком, но лишенных способности языкового общения с человеком.


Рецензии
Спасибо.
Всего доброго!

Наталья Караева   24.05.2021 15:57     Заявить о нарушении
Не ожидал, что краткая ремарка второстепенного значения получит одобрение.
Спасибо,

Александр Ведров   25.05.2021 16:54   Заявить о нарушении