Ночные Бомбардиры

Номером двадцать пятым в материале о братской могиле № 61-78  [http://proza.ru/2021/03/17/1554] значится летчик гвардии старший сержант стрелок – бомбардир 60 гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, 272 авиационной дивизии, Малашкин Василий Наумович. Попутно я занимался исследованием подвига штурмана ИЛ-2 зимою 1943 года в наших местах и понял, что документы авиационных частей сохранились в большей степени, чем документы стрелковых, танковых, артиллерийских соединений. Логично предположить, что этот факт объясняется отдаленностью и защищенностью аэродромов пилотируемых частей. Вот, что из информации я смог восстановить. Гвардии старший сержант стрелок – бомбардир Малашкин Василий Наумович, 1916 г.р. член ВЛКСМ. Пропал без вести  в ночь с 4 на 5.02.1943 г. Дата смерти: 10.02.1943 г. (эта день указан на воинском захоронении № 61-78 в хуторе Белянин, Багаевского района, Ростовской области). Мать летчика -  Малашкина Александра Николаевна, проживает (ла) в Темигроевском районе, хутор Партизанский/Партизан. (Темиргоевская — станица в Курганинском районе Краснодарского края. Административный центр Темиргоевского сельского поселения) [ЦАМО. Ф. 33. Оп. 11458. Д. 38], [ЦАМО. Ф. 58. Оп. 18001. Д. 1079].
В журнале боевых действий полка находим такую информацию: 1. 4.02.1943. одиночными вылетами самолеты осуществили бомбардировку района станиц Старочеркасская / Ольгинской, взлетая с аэродрома Комаров. В тот ночной вылет домой не вернулось 4 экипажа. Самолеты По-2 были двухместными. Израсходовано 10 фугасных авиационных бомб (ФАБ - 100), ШКАС – 1715 патронов (ШКАС (Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный) — первый советский скорострельный синхронный авиационный пулемёт.); 356 бомб авиационных осколочных (АО -10); разбросали листовок 180.000 штук). Уничтожена 1 автомашина, 1 дот, создано два очага пожара. ПВО противника сопротивления не оказывали. 5 февраля стало известно, что 2 экипажа из не вернувшихся 4 февраля находятся на вынужденной посадке. 5 февраля разбит один самолет У - 2 (По – 2). Сопротивление оказывали зенитная артиллерия (ЗА) и истребительная авиация противника. Несмотря на сообщение о двух из четырех не вернувшихся экипажей в боевых донесениях полка о потерях с 4 по 12 февраля 1943 года фигурируют лишь два летчика: наш сержант Малашкин Василий Наумович и Якин Иван Георгиевич гвардии старший сержант, пилот 60 ГАПНБ, член ВЛКСМ с 1937. Он родился 1920 г. Башкирская АССР, г. Уфа. Доброволец. Не вернулся с боевого задания в ночь с 4 на 5 февраля 1943 года. Сестра Никольская  Александра Георгиевна г. Уфа, ул. Златоустовская 4. Смею предположить, что пилот Якин И.Г. и бомбардир Малашкин В.Н. – экипаж утерянного в ночь с 4 на 5 февраля 1943 года ночного бомбардировщика 60 гв. нбап. По – 2. Я надеялся, что через информацию о сержанте Якине И.Г. найду подробность гибели обоих, но нашел лишь очередную военную загадку. Пару слов о боевой машине их полка.
У-2 или По - 2 машина наиболее дешевая из тех, что производились в СССР. Самолет – многоцелевой. Это позволяло использовать машину для штурмовок и бомбардировок вражеских позиций, хотя боевые вылеты производили, как правило, ночью, так как днём самолёт становился лёгкой добычей для истребителей противника и мог быть сбит наземным огнём даже из стрелкового оружия. Все эти достоинства - недостатки У-2 (По - 2) привели к тому, что он широко применялся в ВВС СССР в качестве ночного бомбардировщика, самолёта разведки и связи. Достоинством данной модели были: 1. возможность управления даже неопытным пилотом; 2. безопасность управления; 3. возможность летать на низкой высоте кромок деревьев; 4. разность скоростей вражеских истребителей и У-2, что приводило к невозможности длительного преследования цели со стороны врага.
Загадка расследования в том, что пилот Якин И.Г. и бомбардир Малашкин В.Н. (возможный комплект экипажа У-2/По-2 потерянного в ночь с 4 на 5 февраля 1943 года) покоятся в различных могилах, различных хуторов Багаевского района. Оба пропали без вести в ночь на 5 февраля, но захоронение сержанта Малашкина В.Н. датируется 10 февраля 1943 года в братской могиле хутора Белянин № 61-78, а пилот Якин И.Г. похоронен 12 февраля 1943 года в хуторе Елкин. Захоронения в ту пору происходили беспорядочно, иногда бойцы лежали в стылой земле до марта – апреля. Два однополчанина, с большой достоверностью, члены одного экипажа, пропав без вести 4/5 февраля 1943 по утверждениям списков захоронений братских могил, находящихся друг от друга в 24 километрах в хуторе Белянин (время смерти 10.02.1943 г.) и в хуторе Ёлкин (время смерти 12.02.1943 г.)


Рецензии