Какое ласковое слово

Какое ласковое слово

Вот когда у нас была единая страна, то был такой порыв в производственных коллективах - выдвигать и отбирать лучших людей куда-нибудь, скажем, в ударники коммунистического труда, на доску почета, в депутаты и или еще куда-то на конкурс, соревнования, турнир. В основном, тот процесс выдвижения и отбора так и назывался просто выдвижением кандидатов.

 Кто работал в той стране тогда, может вспомнить, наверное, как это дело происходило в его трудовом коллективе (заводском цехе, лаборатории, институте, школе, библиотеке, сберкассе, конторе или еще где), и может вспомнит, использовали ли тогда другие слова или оставалось стандартное выражение «выдвижение кандидатов на конкурс».

Дело не в названии, конечно. Главное, что было – человек, которого выдвинули, далее оставался «в тени», то есть сам он не участвовал в своем продвижении, ничего не платил за этот процесс. За него говорили результаты его труда и коллектив, в котором он работал.  Только если конечным этапом были соревнования или турнир, то сам человек там проявлял свое мастерство или умение в чем-то.

Хочется понять, почему со временем, то есть через десятки лет после того, как не стало единой страны, это процесс стал называться словом, которое в корне изменило сам процесс выдвижения, хотя смысл действия остался прежним.

Для выдвижения кандидатов сейчас используют слово номинация. Согласно Википедии, в зависимости от области приложения этого слова, оно может иметь много пояснений.

Однако, все-таки основное значение выглядит так:

Номинация (в культурологии):
1. процесс отбора лучших произведений или лиц для присуждения наград, званий и тому подобного на фестивалях и конкурсах;
2. категория произведений или лиц, из состава которой отбирают лучших для присуждения наград, званий и тому подобного на фестивалях и конкурсах;
3. тематическая позиция при присуждении наград, званий и тому подобного на фестивалях и конкурсах.

На литературном сайте Номинация означает, что автора выдвигает определенная группа людей на конкурс, то есть предлагается рассмотреть литературные труды этого автора. Наверное, это хорошо, и в советские годы такое выдвижение автора за его труды было почетным. То есть сам автор не страдал (денег за выдвижение не платил), его труды участвовали в конкурсе (в данном случае, литературном), и если его труды оценивали как лучшие, то это было почетно, оценивалось премией и т.д.

А что происходит с номинацией сейчас для автора?

Его (предварительное) выдвижение никуда не двигается и не доходит до стадии оценки и отбора, пока автор не заплатит восьмую часть миллиона (сумма может быть немного другой, так как она привязана к объему бесценного произведения автора, что предстоит оценивать).

И вот здесь возникают вопросы, которые есть и ответы на все сразу.

Значит, номинация автора на литературном сайте, это совсем не выдвижение кандидата на конкурс, как это было в советское время? Ведь автора вынуждают заплатить деньги, и только после этого его труды будут читаться и отбираться членами конкурсного жюри.

Будет ли это на самом деле считаться номинацией? Если сравнить с определением выше (из Википедии), то конечно нет. В определении из Википедии ничего не сказано про уплату денег. Значит номинация только тогда есть номинация, когда денег с автора не требуют.

Значит на литературном сайте реализуется только первая ступенька к номинации. А на второй ступеньке происходит оплата номинации. И вот кто заплатил – тот получает номинацию, а кто нет – то … ступай живи в другой стране – той, которая осталась в прошлом.

Вот только где взять машину времени для такого перемещения?

Кажется, что вот в той прошлой стране, если бы при выдвижении кандидата на конкурс еще бы сразу выставили счет к оплате или просто вычли сумму из его зарплаты, то … кандидат бы (как минимум) оскорбился таким выдвижением.

А как максимум (или это минимум его действий все же?) он бы написал заявление в профком, партком, местком, милицию, газету, ну – куда положено при оскорблении советского человека в стране «где так вольно дышит человек».  И даже если человек дышал тогда не совсем вольно, все-таки кажется, что профкомы-месткомы и прочие органы «прижали бы к ногтю» тех, кто вздумал с ударника коммунистического труда (то есть автора нетленных произведений) брать деньги за выдвижение (номинацию) на конкурс.

Интересно, что некоторые авторы гордятся сегодня вот этой первой ступенькой в процессе, что не сходится с определением номинации в Википедии. Неужели, они рабы гордыни? Ну, сказали им ласковое слово, и все – они тепленькие. Вроде бы, грамотные люди, такие иногда из буковок и слов предложения составляют, что у читателя не просто слеза из глаз выступает, но и строчки плывут перед глазами, как шлюпки, отчаливающие от тонущих в шторм кораблей.

Их не оскорбляет, что с них требуют денег за попадание на вторую ступеньку процесса, где «заплатил = попадаешь в номинацию». Поневоле вспоминается Золотой ключик и Поле чудес, на котором Лиса и Кот умели сказать нужные слова (которые сами расценивали как «в три короба наврешь») деревянному человечку, и «делай с ним, что хочешь».

Но, видимо, не все авторы горды осознанием того, что они, мол «избранные (номинированные)». Не все рассматривают такую «номинацию» как божественную отметку.

Может это просто разумные люди, задающие себе вопрос «Ну почему автор должен платить за то, чтобы его литературный труд прочитали?» Да и ласковое слово, каким поднимают автора на первую ступеньку, не сходится с определением из Википедии. Или такие авторы догадываются, что ответ на все вопросы надо искать во фразе «ищите, кому это выгодно».

Есть и оскорбленные тем, что за вторую ступеньку в этом нелитературном процессе надо платить восьмую часть миллиона.
А ведь какому русскому автору не хотелось бы, чтобы его книга была прочитана мэтрами и (возможно) добралась до пьедестала почета?

Да, в странное время живем, однако.  Вот подумал о тех авторах, что взобрались на вторую ступеньку (там, где платить надо – за свой же труд, однако). Ну, а если отдали осьмушку миллиона, то, наверное, и дошли до конечной – там, где, собственно, и разбор происходит.

Первая ступенька и ласковое слово. Редкий автор сможет отдать такую осьмушку за ласковое слово. Просто нет у авторов такой осьмушки.

Да, и – оно того стоит ли?

Ласковое слово номинация. Ласковое ли на самом деле?

Несколько десятков лет назад шел в кинопрокате фильм с таким названием – Этот безумный, безумный, безумный мир. Автор не помнит, сколько раз в названии повторяется слово «безумный», и извиняется перед читателем, если он не добрал.

Грустно почему-то.


Рецензии
Я прочел вашу дельную статью, в которой есть ряд правильных суждений. И в самом деле, на кой чёрт я должен платить за какую-то "номинацию"? Есть еще одно слово: "оборзели". Борзая собака - это, наверное, хорошо, но к борзым людям я отношусь с иронией и небольшой дозой презрения. Удачи вам в творческом поиске! Да, кстати, о мире действительно была фраза "Этот безумный, безумный, безумный мир". Оно, конечно, преувеличение, наш мир не безумен. Но в известной мере циничен, как ни странно. Почему странно? Потому что жизнь - это благо, и к ней нужно относиться с почтением. Жизнь - нечаянная радость, по выражению одного из пишущих.

Вадим Бережной   25.10.2021 09:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим, за Ваш отклик и пожелания.

Да, там, оказывается, стремление (очень сильное) к деньгам и приводило к появлению определения "безумный". А если то стремление убрать, то все будет в порядке. Однако заменителя денег (как меры "борзовости" или "циничности") общество не придумало.

И, конечно, Вы правы, что жизнь - это радость.

Вот только подумалось, что радость в одном месте сопровождается иногда горем в другом. И они взаимосвязаны, то есть одно порождает другое.

Может потому еще и не забылся описанный в сети случай про мальчика Яшу, который вот вырос в семье (в которой вероятно не все было гладко между отцом и матерью, раз мать часто уходила на сторону, и .. в нее попало семя другого мужчины), где отец заботился о мальчике как о родном и поднял его с пеленок и определил в жизни.

Ошибку мамы не прояснишь в деталях (умерла уже), а взрослый Яша узнал, от какого семени произошел и ...

вычеркнул отца (который его вырастил и считал родным сыном) из своей жизни, и...

поменял отчество и свою фамилию на фамилию того - другого, кто разбрасывал свое семя, не задумываясь о том - а дальше что?
Раз женшина хочет, а он - может.

Он оказался богатым, и одарил богатством Яшу, раз неожиданно получил взрослого сына. Вот только подумалось, а стал бы он богатым, если бы не разбрасывал семя по сторонам, а выхаживал маленького Яшу, "вытаскивая" его из его детских болезней и принимая на себя "стружки пиления" жены про неудачи и прочее?

А было бы у него время на творчество и зарабатывание денег, если бы он занимался с маленьким сыном, обучая его хотя бы чему-нибудь?

Вот такая жизнь получается. Она - радость или горе? А кому - как.

Как же измерить циничность поступков, происходящих в мире, что выстраивает связь радости и горя?

С уважением,

Виктор Виров   27.10.2021 13:57   Заявить о нарушении
Циничность людских поступков определяется состоянием общественного сознания и его морали. Теорией морали занимается наука этика, а еще есть такая великая штука как литература, а также классовая борьба... это, впрочем, уже их другой оперы. Разрешите пожелать вам новых открытий в сфере человеческих отношений. И всех благ!

Вадим Бережной   27.10.2021 17:30   Заявить о нарушении
Опечатка: "из другой оперы".

Вадим Бережной   27.10.2021 17:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.