Абстрактный экспрессионизм

"Абстрактное искусство создает рядом с реальным новый мир, с виду ничего общего не имеющий с действительностью. Внутри он подчиняется общим законам космического мира. Так, рядом с миром природы появляется новый мир искусства, очень реальный, конкретный мир." (Василий Кандинский)

СТИЛЬ
Абстрактный экспрессионизм, как направление, зародился в Америке в 1943 году и просуществовал до 1950-х. Пока Европа приходила в себя после войны, Америка, наоборот, переживала подъем, в том числе и в искусстве. Изначально движение называлось "нью-йоркской школой" и состояло из разобщенных художников, творческие методы которых условно можно было разделить на две группы: живопись действия и живопись цветового поля. Первая создавалась стихийно - динамичными мазками и брызгами, выражающими мысли и эмоции. Вторая же подразумевала использование больших плоскостей однородных цветов, близких по тональности и не центрированных.
Все художественные поиски внутри данного направления отличались эмоциональностью и эксперссивным содержанием. Абстрактные экпрессионисты дерзко отказывались от воплощения в своих картинах реального мира, а сосредоточились на выражении подсознательных эмоций, демонстрируя непривычные методы и неожиданные для живописи инструменты и материалы: ножи, садовые совки, ножницы, побелку, сварочные аппараты.
Факт: Художница Джоан Митчелл писала огромные абстрактные полотна не кистью, а вовсе не предназначенными для этого инструментами, имеющимися под рукой. Делала она это яркими цветами и динамичными широкими мазками, сквозь которые просвечивался холст.
 

ТЕХНИКИ
Нередко художники, работающие в направлении абстрактного экпрессионизма, прибегали к автоматизму, который считался техникой сюрреалистов, и к импасто, который стал популярен благодаря импрессионистам.

Автоматизм
Это техника бессознательного создания изображений, которая позволяет высвободить подсознание и передать ему управление творческим процессом. Как и в некоторых других направлениях, и в этот раз не обошлось без идей Зигмунда Фрейда, который обращался к методу свободных ассоциаций и автоматическому рисунку для исследования подсознания своих пациентов. "Чистый психический автоматизм", - писал в своем манифесте Андре Бретон, французкий писатель и поэт, основоположник сюрреализма в литературе. Сам он экпериментировал с автоматическим текстом, а вскоре к нему присоединились и художники: появился и автоматический коллаж Макса Эрнста. Позже в технике стали использовать случайные текстуры с помощью фроттажа (перевод на бумагу при помощи натирки различных фактур), граттажа (процарапывание слоя краски до основы) и декалькомании (раздавливание сгустка краски на холсте). Оставалось сделать небольшую доработку, и случайные изображения при наличии некоторой фантазии приобретали черты узнаваемых предметов. Дальше - больше. Чтобы достичь максимального погружения в бессознательное, некоторые художники шли на весьма неординарные меры. Например, Жоан Миро истязал себя голодом ради галлюцинаций, которые он переносил на полотна, находясь в состоянии транса.
Факт: Картина Макса Эрнста "Весь город" выполнена без ущерба здоровью, в технике граттажа: краска, нанесенная на поверхность холста, стерта грубым материалом (остается только догадываться, каким) для создания случайного изображения, который в итоге оказался городом.

Импасто (от ит. impastare - "замешивать")
Это способ нанесения краски густым слоем, который часто выступает над поверхностью картины, в результате чего она становится рельефной. Живописцы-академисты долгое время с пренебрежением относились к густым слоям краски и видимым следам кисти, хотя даже великие мастера, в частности Рубенс, Рембрант и Гойя, нарушали заведенный порядок и нет-нет, да использовали импасто. Популярной техника стала благодаря Ван Гогу.
Для передачи текстуры в импасто используюся густые масляные краски, акрил или смешанные с краской материалы. Краска наносится как кистью, так и мастихином. Представители же абстракционного экспрессионизма для размазывания красок, создания пятен, клякс и следов капающей краски использовали любые подручные предметы: палочки, технические инструменты, ножи и т.п., а художественные краски заменяли промышленными эмалями. Импасто хорошо передает текстуру изображаемого объекта: складок, мятой ткани, бумаги, морщинистой кожи, не говоря уже об отражении в произведениях сильных эмоций.
Факт: Ван Гог часто наносил краски на холст прямо из тюбиков. Это видно на некоторых участках картины "Ирисы" с яркими, но тщательно выверенными цветами и текстурами.
 

ХУДОЖНИК
Джексон Поллок
С Джексона Поллока начинается одно из наиболее радикальных абстрактных течений в современном искусстве. Он переосмыслил художественные методы и стал самым известным абстрактным экспрессионистом 40-50-х годов. Идеи Поллока во многом основаны на теософии (мистическое богопознание, оккультизм) и искусстве индейцев, с которыми его свела судьба при обучении в нью-йоркской Лиге студентов-художников. Поллок разработал инновационный авторский творческий метод дриппинг (от англ. drip - "капать"). За это художник даже получил прозвище Джек Дриппер. В технике дриппинг, или капанье выполнена одна из самых известных работ Джексона Поллока "Алхимия".


ПРОИЗВЕДЕНИЕ
"Алхимия"
Картину "Алхимия" относят к живописи действия абстрактного экспрессионизма. Обычно Поллок работал над огромными полотнами, расстилая их на полу. Но эта картина написана на скатерти, натянутой на ткацкий станок матери художника. Автор создавал работу, обходя полотно вокруг и разбрызгивая краски. Его ничуть не заботили традиционные художественные техники, инструменты и сюжеты. Поллок одним из первых начал эспериментировать с синтетическими красками, например, предпочитал промышленную глянцевую эмаль, которая стоила дешевле масляных красок и была более жидкой, а, значит, подходящей для капанья. Кроме того, Поллок при создании картины обратился к опыту автоматизма: он двигался вокруг холста в ритмичном танце с экспрессивными жестами - так краска ложилась текстурно. В картине "Алхимия" использовано 19 цветов. К традиционным масляным краскам художник добавил алюминевую и алкидную эмали, песок, гальку, волокно и дерево. Искусствоведы усматривают в ней идеи психиатра Карла Густава Юнга, высказанные в его труде "Воспоминания, сновидения, размышления". Некоторые видят в картине бесконечно повторяющие себя фигуры - фракталы.


ТЕМА
Абстракция
Логично, что абстракция - это основная тема в произведениях абстрактного экпрессионизма.
В 1906 году шведская художница Хильма аф Клинт под влиянием теософии написала первую абстрактную картину. Позже она же создала серию абстракций из геометрических фигур и символов, выполненных энергичными мазками.
До этого времени большинство художников тем или иным образом стремились в своих произведениях изобразить реальный физический мир. Хотя еще в 1888 году Гоген в письмах другу писал: "Не старайтесь слишком подражать природе. Искусство - это абстракция". В начале 1910-х годов свою первую абстрактную картину пишет Василий Кандинский - тоже под влииянием теософии, но еще и для выражения музыки через цвет и форму. Кубические эксперименты Пикассо и Брака искажали видимую реальность. Картины фовистов Матисса и Дерена, не боявшихся необычных и даже дерзких цветовых решений, показывали нечто большее, чем реалистические сцены из жизни - они давали фонтанирующую энергию, передавая красками личные эмоции.
Геометрические фигуры, цвета, формы, знаки, абстракция неизменно популярны у множества художников этого направления. Для них абстрактное искусство стало проявлением настоения, чувств, эмоций, религиозных убеждений.
Факт: Ливанская художница-абстракционистка Салуа Рауда Шукер сочетала изогнутые и прямые линии, характерниые для исламского искусства, со своими собственными оригинальными идеями. "Композиция в синем модуле", написанная во время ее учебы в Париже, передает скорее эмоции, нежели сюжет. В работе чувствуется влияние Школы изящных искусств, а также кубиста Фернана Леже, чью мастерскую посещала художница.


Рецензии