Сныть

                Cныть.

          Как-то я проводил в местном музее занятия с учениками четвёртого класса Тугулымской школы. На встречу принёс три растения: камыш, тростник и рогоз. Сразу задал вопрос: «Кто знает название этих растений, и что о них вы можете рассказать?». Почти все подняли руки. Большинство назвали тростник камышом, несколько ребят назвали камышом рогоз. А когда я спросил о третьем растении, руку поднял только один мальчик в очках. Но и он назвал камыш какой-то крупной осокой. Рассказать о них никто даже не пытался. Единственное, что знали ребята, это то, что все они растут по берегам прудов и озёр, а ещё то, что из спелого колоса рогоза здорово летит пух.
          Когда я назвал настоящие названия этих растений, зал притих, а потом поднялся такой гвалт, что нам втроём с музейными работниками с трудом удалось навести порядок. Пришлось мне самому рассказать всё, что я об этих травах  знал: отличие друг от друга, места произрастания, полезные свойства.
Слушали внимательно, некоторые девочки пытались даже  записывать. (Я не буду повторяться, если кто-то хочет узнать подробнее, прочтите два рассказа «Шумел камыш…)
          Когда я закончил, оставалось ещё достаточно отведённого для занятия времени. Я спросил, о каких бы дикорастущих растениях ребята хотели бы знать. Сначала все молчали переглядываясь. Потом одна девочка встала и попросила рассказать ещё об одном растении. Точного названия она не знает, но в начале лета они с подружкой и мальчишками ходили за речку. – Не с нашими, конечно, -- оглянулась она, -- а  с соседскими. Там недалеко от берега росла такая трава -- она показала рукой на уровне плеча – и мальчишки  ломали её стебли  и ели.
         -- Дак это пучки! – крикнул толстый мальчик с последнего ряда – Мы их тоже едим, и очень вкусные!
         --  А какие цветы были у этого растения? Форма и цвет? – проигнорировав реплику мальчика, спросил я у девочки.
           -- Ой! Он был похож на такой большой зонтик, собранный из нескольких маленьких зонтиков, а сами цветочки мелкие и белые.
           -- Вот так, молодой человек, -- обратился я к толстому мальчику, -- надо было дослушать, а уж потом высказывать своё мнение. У «пучек», как Вы сказали, зонтики вырастают до двухметровой высоты, а цветы жёлтые или жёлто-зелёные. Пучки – это местное, народное название. В детстве мы тоже с большим удовольствием ели очищенные стебли. Только детство моё проходило не здесь, а в предгорьях Урала, то и назывались они там по-другому – пиканы. Научное же название этого растения – борщевик сибирский.
        -- Что же касается Вашего растения , -- вновь повернулся я к девочке, -- то это сныть обыкновенная.
        -- Ага, мне мама потом так и сказала. А бабушка говорит, что это никакая не сныть, а козья нога.
        В зале все дружно засмеялись.
        -- Садитесь, пожалуйста, -- рукой показал я девочке. – народ иногда даёт точные, но смешные названия. Правильно, в старину сныть у нас называли козьей ногой или ножным капканом. А знаете почему? Не знаете! Да потому, что листья сныти напоминают козий след. Времени у нас осталось немного,
Поэтому я очень коротко расскажу о ней.
        Сныть – это многолетнее травянистое растение, высотой до одного метра (в этом тоже отличие от борщевика) с мощными корневищами и трубчатым стеблем. Листья  сверху гладкие, а снизу опушённые, мягенькие. Растёт на богатых иногда влажных почвах на пустырях, вырубках, садах, парках, а также в лиственных и смешанных лесах. Теневынослива, поэтому может образовывать настоящие заросли под пологом леса, но в этом случае не цветёт. Это тоже одна из особенностей сныти. Цветёт в июне-июле, а поспевает в августе. Плоды – продолговатые тёмные двусемянки длиной два-три миллиметра.
        Молодые листья и черенки сныти используются в пищу: они  идут в салаты, из них варят ботвинью. Сныть хорошее кормовое растение. Молодые побеги вместе с листьями с удовольствием поедаются всеми травоядными животными. Кроме прочего, сныть является отличным медоносом и может вполне заменить иван-чай.
        В народной медицине настой сныти помогает от подагры и ревматизма, а мази на её основе используются против грибка. Лечат с её помощью артриты и артрозы.
          Итак, время нашей встречи подходит к концу, а в следующий раз я постараюсь рассказать всё о борщевике сибирском. Чтобы вы не путали его с другими видами борщевиков, а то последнее время о нём стали говорить, как о ядовитом растении и злостном сорняке, а это в корне неверно.


Рецензии
Доброго дня Вадим!

Знаете, похоже, камышу, тростнику и рогозу реально не повезло, их путает, наверное, девять десятых населения.
Хотя, в принципе, запомнить несложно, они ведь серьезно отличаются внешним видом.
А вот сибирского борщевика у нас нет, зато его ядовитый родственник благоденствует, увы...

С уважением,

Сергей Макаров Юс   23.08.2022 07:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей!

Вадим Светашов   23.08.2022 09:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.