Одиссея капитана найдёнова

ОДИССЕЯ КАПИТАНА НАЙДЁНОВА.                Куда только не заносила судьба русского человека,в какой только земле не лежат его кости, история какой страны может смело говорить о том, что на её страницах нет места русским! Революция 1917 года и Гражданская война вынудили покинуть Россию несколько миллионов её сыновей и дочерей. И разбросало их по всей земле… Мой рассказ об одном таком человеке,русском капитане Николае Найдёнове, который волею судеб стал одним из отцов-основателей авиации Саудовской Аравии.                А началось всё с того, что в 1916 году правитель Хиджаза (Хиджаз- территория на западе Аравийского полуострова, часть Саудовской Аравии. Историческое место возникновения ислама-здесь находятся священные города мусульман Мекка и Медина. Административный центр-Джидда. В 1916-1925 годах независимое государство, возникшее в результате восстания арабских племён против Османской империи. Первым королём Хиджаза был Хусейн бен Али (1916-1924), вторым-его сын Али ибн Хусейн (1924-1925).), Хусейн ибн Али аль-Хашими заявил о независимости от турок. И неизвестно чем бы это закончилось, если бы в 1918 году Османская империя не «приказала долго жить». За Аравийский полуостров тут же началась борьба таких держав как Великобритания, Италия и Франция. Соответственно, каждая из них хотела контролировать саудовские вооружённые силы. Британцы попытались создать боевую авиацию саудитов своими руками, но у них это плохо получалось- условия в пустыне были очень тяжелые для британских авиаторов, в результате чего те быстро разбежались. Но британцы народ упёртый, и там где не смогли решить проблему англичане, там срочно зовут… русских, а именно лётчиков, которые бежали из Советской России. Однажды к бывшему офицеру Русской армии Максимову, который работал таксистом, подсел джентльмен и попросил отвезти его в самый дорогой ресторан. Там он назвался посланником Хиджаза и предложил ему работу по созданию авиаотряда из иностранцев. Максимов долго думать не стал- жалованье в 30 золотых фунтов стерлингов в месяц, плюс свой дом и льготы, что ему терять? И Лоуренс Аравийский (это был именно он), который 29 июля 1921 года вместе с бывшим капитаном ВВС Великобритании Бруком подписали в Джидде соглашение о помощи в создании вооружённых сил, не прогадал. Максимов из Александрии привёз капитанов Боброва и Найдёнова, которые влачили там нищенское существование работая портовыми грузчиками. Найденов Николай Филиппович родился в 1891 году в Российской империи. Окончил Одесское мореходное училище, в 1916 году -авиационную школу. Прапорщик, летчик 6-го истребительного авиаотряда. Дата формирования отряда-25 мая 1916 года, командир отряда- Моисеенко-Великий Николай Николаевич, капитан, военный летчик. В Вооруженных Силах Юга России в 5-м авиационном отряде. Авиация ВСЮР: 5-й авиаотряд (сформирован 1 октября 1918; 2 самолета) к 5 октября 1919 был в составе Войск Северного Кавказа. Капитан. В эмиграции в Египте, служил в Хиджазе… Привезли и других русских специалистов. Они подписали контракт на полгода и начали ремонт техники. А лётчики Найдёнов, Бобров и полковник Широков поступили на службу в армию Хиджаза. Авиационная техника из-за постоянных песчаных бурь находилась в очень плохом состоянии, но команде Максимова удалось привести её в надлежащий вид достаточно быстро. Уже в январе 1922 года в армии Хиджаза появилось девять исправных самолётов. Но остальные уже нельзя было отремонтировать. Правительство Хиджаза давило на Максимова и Найдёнова. В результате Найдёнов с рядом специалистов уехал из страны. А на их место взяли других русских авиаторов, их участь оказалась печальной- 10 января 1922 года лётчик Минчанок разбился прямо на смотре короля, 25 февраля разбился Юнмейстер, остальные отказались летать и их уволили.  Максимова пытались заставить лететь в Медину, чтобы сражаться с Недждом. Но он не стал этого делать и устроил забастовку. В результате его и механика Клибенского тоже уволили. Но тут саудовцы поняли, что погорячились и предложили Найдёнову вернуться, в Египте была нанята русская группа - четыре механика и лётчик Широков. Клибенского тоже вернули. 23 марта 1923 года Широков совершил полёт на отремонтированном самолёте из Джидды в Таиф. А в начале 1924 года саудовские самолёты, управляемые русскими лётчиками, совершили бомбардировку Турабаха. Но 20 августа 1924 года войска короля Неджда Абдул Азиза Ибн Сауда вошли в Хиджаз. 3 октября Хусейн отрёкся от престола в пользу своего сына, а 13 октября армия Неджда захватила столицу Хиджаза Мекку. Командование Хиджаза попробовало воспользоваться преимуществом в воздухе и отправляло Широкова бомбить войска противника. Но авиационных бомб у них не было, а были гранаты и самопальные снаряды. Дело опасное и Широкову было предложено 60 золотых фунтов в месяц и бутылка виски в день, он вылетал на бомбёжки. За голову Широкова была объявлена награда. 18 января 1925 года самолёт Широкова взорвался в воздухе. До сих пор неясно, была ли это диверсия или же самопал взорвался. Но его голову пронесли по позициям войск Неджда. Оставшиеся русские сражались до 21 декабря 1925 года, когда король Хиджаза капитулировал. Их судьба неизвестна, может быть попали в плен, а может быть бежали. Но новой власти русские специалисты также требовались. И Максимов с Найдёновым продолжали восстанавливать авиатехнику. А также уже в 1927 году они обучили восемь арабских лётчиков. Соответственно за такую работу жалованье и льготы были существенно увеличены. Королевская семья вела борьбу против ваххабитского движения "Ихван", которые занимались грабежом и убийствами. Русские лётчики также приняли участие в этой борьбе. Среди них был капитан Бобров, трагически погибший то ли после того, как был вынужден из-за поломки сесть и отстреливался, то ли было предательство. Но его голову, нанизанную на копьё, ваххабиты пронесли по улицам. Абдель Азис ас-Сауд объединил страну и дал ей название в 1932 году- Саудовская Аравия. Он решил присоединить Йемен. В сентябре 1932 года йеменцы подбили самолёт и британо-немецкие спецы отказались дальше воевать. Их выпороли и уволили. И вновь на помощь были призваны русские, которые прекрасно проявили себя в Йеменской войне 1932-1934 года, например, они отремонтировали сбитый в 1932 самолёт. Из-за чудачеств местных властей русские постоянно уезжали из Саудовской Аравии, но их просили вернуться. 3 июня 1934, российский пилот Николай Найденов и механик Максимов, возвратились в Джидду из Египта с намерением еще раз восстановить бездействующие военно-воздушные силы Хиджаза. Они обнаружили три вполне пригодных самолета, у которых нужно было просто заменить шины. Заказ на шины был немедленно сделан. 2 июля первый самолет был уже отремонтирован, и начались испытательные полеты. 5 июля Найдёнов, после ремонта бомбардировщика, решил испытать его, но во время посадки самолёт врезался в стену и перевернулся. Сохранил ли его Бог или Аллах неизвестно, Найдёнов получил лишь лёгкие травмы. 31 июля Найдёнову удалось поднять в небо второй отремонтированный самолет. И вскоре пригодные к полету самолеты вместе с персоналом были, наконец, перемещены в Таиф. В Таифе была оборудована главная база саудовских ВВС. Один из самолётов был переоборудован под медицинский, для королевской семьи. С 1936 года русские лётчики начинают полёты в сложных метеорологических условиях при сильном ветре. Песок бил об крылья самолётов. Но, не смотря на это, они уже летали на расстояние в 300 километров. Пилоты обслуживали 12 самолётов и хотели привлечь саудовцев к этому. Но для них техника оказалась очень сложной. При этом за 15 лет работы русских пилотов, не произошло ни одной катастрофы. Были у саудовцев и итальянские техники, но они проигрывали в мастерстве русским. В ноябре 1934 представитель компании Misr Airwork в Египте посетил Джидду и предложил поставлять современные самолеты. Еще двое русских, пилот Кучлавский и механик Маковецкий, прибыли 18 ноября. В 1936 году, помимо прибывших с самолетами итальянцев, трое русских, двое из которых - Найденов, Максимов – все еще продолжали работать у саудитов. Николай Найденов, вместе с итальянским инструктором Джованни Батиста Чикко обучали аравийских орлов. Главный штаб Военно-воздушных сил продолжал располагаться в Таифе, но появились аэродромы и посадочные площадки в других городах, в Италии были приняты на обучение еще шестеро саудитов. В 1937 году итальянцы прислали четырех инженеров, монтажников и радиооператоров, и в королевстве появился еще один русский механик. Абдул Азиз чутко следил за напряженной предвоенной обстановкой, пытаясь разглядеть расстановку сил и сделать правильный выбор союзников. В 1937 году в Джидде в присутствии короля Абдель Азиза состоялся первый воздушный парад. В нем было задействовано шесть самолетов, четыре из которых пилотировались саудовскими лётчиками. В мае 1938 года под руководством Найденова был совершен перелет на четырех самолетах по маршруту Джидда – Янбу – Джидда. Около 300 км отряд преодолел за 2 часа 10 минут строго по графику и без происшествий. Один самолет пилотировал Найденов, за штурвалами двух других сидели саудовские летчики, четвертым управлял итальянский инструктор. До конца 1938 года на регулярной основе практиковались подобные тренировочные полеты с аэродрома Джидды. В течение всего 1938 года Найденов, совместно с итальянскими инструкторами, активно занимался повышением мастерства саудовских пилотов… 3 марта 1939 итальянцы были поставлены в известность, что в дальнейшем правительство намеревается посылать курсантов в авиашколу Египта, к апрелю 1939 года итальянцы покинули Саудовскую Аравию. Король поручил подготовку пилотов британцам, которые готовили их в Египте. Те же, в свою очередь, по просьбе Найдёнова, привлекли русских. В 1939 году у Саудовской Аравии было две лётные базы, отряд лётчиков и отряд техников… Вскоре летчик Николай Найденов покинул Саудовскую Аравию и вернулся в Египет, где оставался до самой смерти и был похоронен в Каире. На кладбище греческого монастыря Святого Георгия в Старом Каире среди русских могил есть одна, где значится капитан авиации Николай Филиппович Найдёнов, умерший в египетской столице в возрасте 56 лет 28 марта 1947 года. Здесь же годом позже была похоронена и его 52-летняя жена- Лидия Анисимовна…                Вот так завершилась героическая одиссея русского лётчика Николая Найдёнова, которого по праву можно считать одним из создателей ВВС Саудовской Аравии. «Не на русском погосте лежат твои кости, но помнит Россия тебя»…                При подготовке статьи использована информация из открытых источников Интернета, находящихся в свободном доступе, а так же следующие издания Балмасова C. ; Л. Андерсона; «Возрождение» Париж. 1927. 31 июля.; «Русская эмиграция, Франция 1917-47 гг.» Париж, 2001; «Российский некрополь в Египте». Автор В. В. Беляков, «Погребённые в Египте с дополнением лиц из поминального списка О. Д. Сериковой»; Сайт историка Сергея Владимировича Волкова- «Белое движение в России: организационная структура».                На фото: Командующий Русской армией генерал Врангель принимает доклад летчика 5-го авиационного отряда. 1920 год.


Рецензии