Бардовское движение в Краснодарском крае

БАРДОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В СЕРЕДИНЕ 1960-Х – СЕРЕДИНЕ 1980-Х ГОДОВ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ


В конце 1950-х годов, в период хрущёвской «оттепели», возникло творческое направление, за которым закрепилось определение авторской песни. Её родоначальников и последователей называли, как правило, бардами. Бардовское движение охватило не только главные культурные центры СССР, но и регионы, не стал исключением и Краснодарский край.

Реконструкция истории бардовского движения на Кубани потребовала обращения к таким источникам, как сборники песен бардов; фотоматериалы; личная переписка; интервью с основателями бардовского движения в крае – Р. А. Шмаковым, Э. В. Гончаровым, а также Л. П. Уманцевой, вдовой краснодарского поэта В. М. Жилина (Шейфермана); документы ГАКК; материалы краевых и всесоюзных периодических изданий.

Бардовское движение на Кубани зародилось позже, чем в Москве и в Ленинграде. Одним из первых контактов кубанской интеллигенции и столичных бардов стало неформальное выступление Б. Ш. Окуджавы на квартире краснодарского композитора Евгения Алабина в 1960 году [1]. Родоначальниками бардовского движения на Кубани стали Валентин Ушканов, Аркадий Попов, Борис Бондарев. Песни сочинялись для узкого круга любителей, исполнялись в туристских походах и на «четвергах» секции спелеологов, которая действовала в 1965 году при Краснодарском городском клубе туристов. Э. В. Гончаров вспоминал: «В. Ушканов по роду своей деятельности инженера-конструктора, часто бывал в командировках в Москве. Из столицы он привозил новые бардовские песни, записанные на магнитофонную плёнку. Плёнки прослушивались и тиражировались среди друзей» [2]. К спелеологам приходили послушать песни участники других секций, увлечённые горным туризмом. Подпевать не возбранялось. Так песни заучивались. Постепенно спелеосекция стала превращаться в песенный клуб. Заявили о себе новые авторы и исполнители: Алла и Николай Дуваровы, Евгений Шишкин, Владимир Антропов, Людмила Зайцева, Владимир Борботько, Алексей Некрасов [3].

В основном бардовская среда формировалась из представителей интеллигенции – инженеров, геофизиков, технологов, журналистов, преподавателей [4], хотя встречались среди них и рабочие «от станка». Всех объединяла увлечённость туризмом. На вопрос корреспондента газеты «Комсомолец Кубани»: «Почему вы занимаетесь туризмом?» – бард и художник-пейзажист Сергей Дудко ответил: «Нам это нужно. Наверно, так уж мы устроены. Вместо эстрадных мелодий будем слушать свист ветра в скалах» [5].

Р. А. Шмаков в интервью 2008 года отметил, что для него и его товарищей бардовская песня стала своего рода «гигиеной души». Э. В. Гончаров добавил: «Мы хотели петь те песни, которые выражают наше настроение. Таких песен не было, и мы их сочиняли».
 
Вы в спальном мешке когда-нибудь спали?
Вы слышали, как вечерами парни
Поют о дорогах, о перекатах?
Как будто песней оберегают
Все то, что в жизни с трудом досталось [6].

В этих строках Э. В. Гончарова, по сути, обозначена основная тематика бардовского творчества.

После выхода в свет постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» от 30 мая 1969 года авторская песня в Краснодарском крае звучала на конкурсах туристской самодеятельности во время так называемых туриад и традиционных туристических слётов [7]. В 1971 году в структуре краевого совета по туризму была создана краевая секция туристской песни с планом работы и годовой сметой расходов, выделены средства на приобретение гитар, магнитофонов, плёнки [8]. Во время туристских слётов члены секции проводили краевые вечера, фестивали, конкурсы самодеятельной песни, в которых принимали участие представители туристических клубов Краснодарского края, Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы, Минска, Куйбышева [9]. В 1974 году краснодарцев во главе с председателем секции Э. В. Гончаровым пригласили в Киев на фестиваль туристской песни [10]. В 1975 году краснодарский дуэт Аллы и Николая Дуваровых стал лауреатом VIII Грушинского фестиваля [11].

Все мероприятия по развитию самодеятельного туризма на Кубани проводились в тесном контакте с краевыми комсомольскими, профсоюзными, спортивными, общественными организациями. Краевой фестиваль туристской песни «Кубань-75» состоялся 7–8 июня 1975 года в полевых условиях [12], а следующий фестиваль «Кубань-76» в соответствии с планом массовых мероприятий краевого совета по туризму прошел 9–11 апреля 1976 года [13].

Среди организаторов бардовских слётов велись дискуссия о сути творчества, критериях отбора песни для публичного представления. Так, Э. В. Гончаров полагал, что «проводя отбор, надо выпускать достойных», что «авторской песне предназначено нести в народ добротную поэзию». Р. А. Шмаков соглашался с тем, что «лабуды» много, особенно у претендентов из глубинки, но при этом настаивал на менее строгом отборе, руководствуясь необходимостью поддержки авторов, вовлечением их в бардовское движение. В интервью Э. В. Гончаров назвал позицию своего оппонента «логикой гуманизма» и добавил, что идея Руслана оказалась сильнее.

Авторская песня кубанцев была доступна не только участникам туристских кружков, слётов, походов. Как альтернативный путь её распространения можно рассматривать лекционно-концертную деятельность бардов в сотрудничестве с обществом «Знание». Р. А. Шмаков вспоминал, что предварительно руководство общества требовало список и тексты авторских песен. Как свидетельствует, отчёт краевой секции туристской песни активистами на основе личных фонотек была создана клубная фонотека бардовской песни, которая перманентно пополнялась и систематизировалась. Сборники лучших песен тиражировались и направлялись в секции туристской песни городов края. Распространение магнитофонных записей путём продажи не одобрялось туристским крайсоветом [14].

По данным Р. А. Шмакова, в 1980 году краевой совет, следуя «рекомендации из Москвы», закрыл секцию самодеятельной туристской песни. Фонотеку опечатали. Активистам предложили перейти в хоровое общество на улице Клубной. Туристский клуб отказался материально поддерживать конкурсы авторской песни на слётах. В октябре 1981 года без посторонней помощи барды организовали слёт, на котором присутствовало 168 человек. На следующий год они собрались на второй слёт в Оленьем приюте, во время которого Р. А. Шмаков провёл аукцион звукозаписей. Выручка покрыла расходы на нужды по организации акции. Успех мероприятий укрепил бардов в том, что подобные слёты КСП нужно проводить ежегодно.

В 1982 году в Краснодаре был организован клуб бардовской песни, названный «Оазисом» по предложению начинающей исполнительницы М. Мартыновой, увидевшей в нём «островок творчества в пустыне попсы и идеологической зашоренности советской песни». Клуб возглавил Р. А. Шмаков. В него вошли молодые барды: А. Гончаров-младший, Б. Рубцов, В. Лазаренко, А. Киселёв, Е. Варенцова и др. Однако этот клуб просуществовал «до первой неудачи», постигшей бардов на третьем слёте КСП в 1983 году. Сроки слёта были перенесены на последнюю декаду октября, а местом проведения выбран кемпинг «Межгорье». Осенние дожди помешали полноценному проведению встречи.
Р. Шмаков, В. Лазаренко, А. Киселёв, Е. Варенцова ушли из «Оазиса» и организовали в Доме работников просвещения новый клуб бардовской песни «Орион». Спустя шесть месяцев клуб «Оазис» распался окончательно. Молодые авторы из «Ориона» организовали самостоятельные клубы бардовской песни – «Сирена», «Оптимист», «ЭРОН (Энергичные Ребята Отличного Настроения)».

На четвёртый слёт КСП кубанские барды собрались в 1984 году. Он был посвящен памяти Юрия Визбора. В 1985 году состоялся пятый юбилейный бардовский слёт.

Начало «советской перестройки» ознаменовалось упадком бардовского движения. Его возрождение произошло уже в 1990-е годы.

Итак, к середине 1980-х годов бардовское движения на Кубани имело в своём арсенале опыт проведения фестивалей самодеятельной песни и участия во всесоюзных акциях. В творчестве бардов преобладала в основном туристская тематика. Фестивали бардовской песни стали неотъемлемым элементом музыкальной жизни региона.

Литература и источники
1. Жилин В. М. Краснодарская разноголосица, или Как упоительна жизнь: книга прозы. Туапсе, 2001. С. 96–97.
2. Гончаров Э. Догорает костёр. Краснодар, 2000. С. 10.
3. Там же. С. 14.
4. Установлено по списку членов секций Краснодарского городского клуба туристов. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Р-1624. Оп. 2. Д. 72. Л. 45.
5. Комсомолец Кубани. 1971. 13 мая. С. 4.
6. Гончаров Э. Догорает костёр... С. 70.
7. ГАКК. Р-1624. Оп.1. Д.492. Л. 1.
8. Гончаров Э. Догорает костёр... С. 15.
9. ГАКК. Р-1624. Оп. 2. Д. 72. Л. 1–2, 44.
10. Гончаров Э. Догорает костёр... С. 21.
11. ГАКК. Р-1624. Оп. 2. Д. 72. Л. 16.
12. Там же. Д. 71. Л. 2–4.
13. Там же. Д. 181. Л. 2.
14. Там же. Д.72. Л.11–12, 31.

Культурная жизнь Юга России № 3, 2009. – С. 107-108


Рецензии