Не смейтесь над плачущим ребенком

Не смейтесь  над плачущим ребенком.
Его  проблемы могут быть более острыми, чем ваши. А вы останетесь в его памяти как жестокий  и страшный человек.

Мне было тогда около 6 лет, моей сестре - 7.
Шел 1944 год. Донбасс уже освободили от фашистов, и мы с мамой возвращались   туда, откуда  в 1941 году уехали в эвакуацию.

В памяти - вагон-теплушка, внутрь  которого свет пробивается только через  малюсенькое оконце под потолком  и прорывается  ослепительным прямоугольником, когда  дверь   отодвигают в сторону.

Мы - на полу в углу вагона, подальше от двери. Какое-то тряпье под нами  и пучки соломы.
 
Помню мелькание деревянных электрических столбов и рыжую низкотравную степь, когда дверь вагона была открыта. Это мы  перевалили за Уральские горы. Теперь  перед нами просторы страны, только недавно испытавшие  бои.
 
Поезд останавливается в степи.
Вдали  виден подбитый танк.
- Немецкий! - закричали в вагоне.
В дверной проем мы увидели, как по степи  к танку бегут люди из нашего поезда.
 
Вместе со всеми выпрыгнула из вагона и мама.   
Мы тихонечко сидели в углу и ожидали. 
И вдруг, мимо нас медленно поплыли столбы. Поезд начал движение. 
В дверном проеме медленно проплывала степь.
Мамы не было.

Я до сих пор помню ощущение пустоты вокруг и чувство отчаяния, которое охватило меня.
Я заплакала, вслед за мной заплакала сестра. 
 
Из темного угла вынырнуло  лицо старика, который, оказывается, сидел всю дорогу  почти рядом с нами. 
Мне это лицо показалось страшным - космы давно немытых волос на голове, заросшее щетиной лицо и гнилые зубы, которые появлялись, когда морщинистое лицо растягивалось в насмешливой улыбке. 
Эти зубы долго преследовали меня.
- Ага!- радовался он,- Нет вашей мамы! Все!

Мы прижимались друг к другу и продолжали плакать.
Никто, заметьте, никто не стал нас успокаивать.
Никому, кроме этого уродливого лица, не было до нас дела.

На всю жизнь я запомнила весь ужас отчаяния ребенка,  оставшегося без матери.

Через некоторое время поезд опять остановился в пути и в дверном проеме мы увидели нашу маму. 
Она бросилась к нам, и мы втроем долго рыдали.
   
Когда поезд без всяких сигналов тронулся, страх потерять детей придал ей силы.
Маме удалось сесть в последний вагон.

Я никогда не осуждала маму - она была еще так молода и неопытна!

Никогда, слышите, никогда не смейте смеяться над плачущим ребенком!
 

10.05.2021.


Рецензии