Что мне показалось интересным в книге Феликса Чуев

Что мне показалось интересным в книге Феликса Чуева «Молотов. Полудержавный властелин»? Заметка.


Огромная книга (по объему) – книга Феликса Чуева «Молотов. Полудержавный властелин» [736 страниц]. Наверное, всю её я так и не прочитал.

Есть упоминания о Кржижановском, о Дзержинском, впрочем весьма отрывочные, практически бессодержательные. «Большевиков среди поляков было мало. Но были. Был Дзержинский. Этот человек высокого стиля. Поляки тогда были еще хуже, чем сейчас.

Ярузельский нас выручил, по-моему… Раньше для меня такой же приятной неожиданностью был Фидель Кастро.» (Высказывание Молотова – согласно Чуеву).

Империализм, империалисты, правый уклон, левый уклон. Крестьяне, кулаки, пролетариат, либерализм, буржуазия…

«— Почему сидели Туполев, Стечкин, Королев?

— Они все сидели. Много болтали лишнего. И круг их знакомств, как и следовало ожидать… Они ведь не поддерживали нас…»

Странный, отрывистый стиль изложения.

Что-то о Рузвельте, о Трумэне, о Черчилле… «С Эйзенхауэром я встречался. И с Даллесом встречался. Эйзенхауэр — так, добродушный. Даллес — это такой крючок, что уж помни, что это крючок.»

Излагать мнение о книге Чуева и о высказываниях Молотова в критическом ключе? Как-то невежливо. Молотов – человек исторический…

Что написал Молотов? Какие работы, книги? Что можно прочесть из Молотова, если не считать работ Чуева?

Продолжаем читать Чуева.

«— Всю дорогу от Москвы до Иркутска я [Молотов] по этапу прошел вместе с уголовщиной. В самой Иркутской области я шел пешком за лошадью, это была осень, начало зимы. В Верхоленске — городке на Лене — меня и еще нескольких ссыльных высадили.

Шли пешком. Надо было пройти за день двадцать — двадцать пять километров, и ночевка. Но ноги я натер. А в общем, прошел хорошо. Семь дней, кажется, шли. Двести километров примерно. От Москвы до Иркутска — на поезде. (…) А в общем, для меня это прошло благополучно — ничем не заразился. Не болел. Конечно, идти по этапу и хворать — весьма нехорошо. Тут можно было подхватить серьезное что-нибудь.

Сибирские реки… Три большие реки. Обь, Енисей, Лена…. От Москвы до Иркутска — через Челябинск.»

«— А до этого я в тюрьме посидел, — продолжает Молотов, - ... Уголовники. Они относились неплохо, политиков признавали как людей, которые борются за что-то. В большинстве случаев, если человек не стяжатель своего рода, не подхалим перед начальством, относились с уважением. Подходят, говорят: «Кого из ваших почистить? Сколько времени даете? Полчаса?» Запросто обделают… «Уж больно много у вас «шляп»!» Потом показывают, что украли. Стоят, разговаривают, один подтолкнет плечом, а другой — в карман…»

Чем завершить эту заметку?

«…Мы и ракетами начали заниматься всерьез во время войны. Могли бы мы запустить первый в мире спутник в 1957 году и первого человека в космос в 1961-м, если б не стали этим заниматься значительно раньше?

— Мне об этом рассказывал академик Василий Павлович Мишин, — говорю я [Феликс Чуев]. — Он долгое время был первым заместителем Королева, а потом и его преемником на посту Главного конструктора. «Будущий советский космос, — сказал он [Мишин], — начался в конце войны с обмена посланиями между Сталиным и Черчиллем»…

«В тот же день, — рассказывал Василий Павлович Мишин, — мы с Серегой (С. П. Королев. — Ф. Ч.) были на ковре у Сталина…

А к Октябрьским праздникам мы отправили в Москву на железнодорожной платформе готовую крылатую ракету, машину «Татра», ящик чешского пива и написали: «Подарок Сталину». Так начинался советский космос»».

Фамилию «Циолковский» я в книге Феликса Чуева «Молотов. Полудержавный властелин» не обнаружил.


[2170. Оригинальная историческая концепция В.В. Залесского «Восточно-республиканский космический проект и российская (советская) интеллигенция». - 29 апреля 2021 г.]


10 мая 2021 г. 06:48


Рецензии