37 лет на Украине. Часть 1. Первые впечатления

37 лет на Украине. Часть 1. Первые впечатления.

Шел июль месяц 1979 года. Из Великих Лук, где мы жили до этого, отправили контейнер с домашними вещами до Лисичанска. Нас ждала Украина. Ждал нефтеперерабатывающий завод – НПЗ, куда было приглашение на работу с последующим предоставлением жилья.

Мы прощались с Великими Луками, с городом, где прожили перед этим четыре самых трудных, интересных и, возможно, самых счастливых года. Своих первых семейных четыре года в городе, куда нас занесла судьба. А может и не судьба, а наши непутевые головы?.. Или, все-таки жребий, который выпал нам, когда мы, с трех-месячным ребенком на руках,  кидали на вокзале в Москве на удачу медный советский пятак?..

* * *
Перед тем, как сдать комнату коменданту в семейном общежитии, нам пришлось переклеить обои, покрасить пол и оконные рамы. Иначе мне не выдавали трудовую книжку на радиозаводе, с которого я увольнялся, и к которому относилось это малосемейное общежитие.

Наконец, все было готово. Комендант подписал мне обходной лист,  в отделе кадров я получил свою трудовую книжку, сдал пропуск. Больше с радиозаводом меня ничто не связывало.
Переночевав одну ночь у своих друзей, на следующий день мы с женой и двумя маленькими детьми сели на проходящий поезд Рига – Москва, и еще через сутки были дома, у своих родителей в городе Пучеже, Ивановской области, решив устроить себе небольшой отпуск перед тем, как лететь дальше, на Украину.

Две недели проскочили, как один день. Ветер странствий звал в дорогу. Младшую дочь, которой едва исполнилось два года, решили временно, пока не получим жилье на новом месте работы, оставить у бабушки, матери моей супруги. Сами со старшей дочерью, которой в то время было уже четыре года, садимся на самолет из Горького до Северодонецка, и через шесть часов мы уже в Лисичанске, у родственников жены.
Все было заранее договорено и спланировано. Родственники выделили нам из своих трех комнат, одну, самую маленькую, площадью около девяти квадратных метров, где нам троим предстояло прожить полтора года, пока мы ждали свою квартиру.

* * *
Первое впечатление, это - неимоверная жара!
Как я уже говорил, был июль месяц. Почти самый разгар лета.  Мы, привыкшие к умеренному климату средней полосы, Волжским и Псковским просторам, с первого мгновения, когда сошли с самолета в Северодонецке, окунулись, похоже, в настоящее пекло. Пекло донецких степей шахтерского края.

Как потом оказалось, что июль это еще не самый жаркий месяц. А вот август - вообще кошмар! Но об этом мы узнаем несколько позже.

Добираясь на такси из аэропорта города Северодонецка до Лисичанска, где жили наши родственники, наблюдали выжженную солнцем придорожную траву и сухой, голый песок, который временами маленькими смерчами взметался вверх от порывов жаркого воздуха.

Я-то уже видел все это в прошлый раз, когда приезжал в этот город на разведку и за приглашением на работу. А жена и дочка были здесь впервые.

Наша четырехлетняя малышка с интересом вертелась на заднем сидении такси, рядом с матерью, комментируя проплывающие пейзажи.
- Мама, смотри! Река!.. - Это когда мы пересекали мост через реку Северский Донец.
- Мама, смотри! Горы какие-то!.. - Это когда мы проезжали мимо терриконов выработанной породы одной из многочисленных шахт этого края.
 
Жена моя, ко всему привычная, на этот раз, ошеломленная увиденным, молчала, видимо рисуя в своем богатом воображении нашу непростую будущую жизнь на новом месте...

* * *
Второе, уже лично мое впечатление, впечатление от НПЗ, куда на следующий день я пришел устраиваться на работу. Такого даже представить не мог. Это - запах! Запах бензольных и пироконденсатных фракций, запах химии, запах нефти. Если кто-то побывал хоть раз рядом с нефтеперерабатывающим заводом, знает что это такое. Даже сейчас, когда я пишу эти строки в 2021 году, от одной только мысли, я снова, из памяти, ощущаю этот запах...
 
Я еще не был на территории самого завода, который огорожен высоким забором, но уже "вкушал" все «прелести» этого «аромата».
 
Даже возле административного здания, находящегося вне периметра основного производства,  когда в первый день подписывал обходной лист о приеме на работу, этот запах, удушающий запах, проникал во все мое существо, в мое сознание, в мой мозг, в мои легкие, в мой желудок, мою кожу.
От этого запаха невозможно было скрыться. Даже зайдя внутрь здания, посещая разные кабинеты, отдел кадров, профком, поликлинику, проходя разные инструктажи, я чувствовал этот ядовитый запах.

Кругом меня ходили люди, бегали, суетились по своим делам, я не замечал, чтобы они страдали от этого запаха, на них он не влиял.

Только спустя две недели, я привык к этому запаху и перестал его замечать. На здоровье он вроде бы тоже не повлиял. Я чувствовал себе вполне нормально. Ни головных болей, удушья, отсутствия аппетита не наблюдалось.  Наверное, так уж устроен человек, что ко всему привыкает.


Рецензии