А годы бегут...

А годы бегут…
--
Почти по Маяковскому:
«…я итожу то, что прожил,
и роюсь в днях - ярчайший…».
---
      Давненько, в самом начале сотрудничества с телевидением, при собеседовании главный редактор дал наказ: «Главное – тональность в начале выступления. Избегайте менторского тона. Искренность, и ещё раз искренность».
Стараюсь это сохранить и в  рассказе о пройденном…
---
Самой себе хочется ответить, почему мне никогда не хотелось писать о «девочке в красивом платьице».
Скорее всего, потому, что росла под крылом старшего брата. Не любила, когда меня мама наряжала.
Я играла с мальчишками  в ножички, в жёстку…
«Для мальчишек благодать
Хором посчитать по праву,
Кто ногой сумел поддать
Маленький кусочек меха,
В середине со свинцом…».
Но, пожалуй, главное – сердце успокаивается и ликует, когда вспоминаю детство сына.
А вот, полистать в памяти страницы юности -  приятное занятие.
Именно в те годы начинаешь познавать и понимать что-то в  жизни, в людях, в искусстве.

Жизнь баловала верными друзьями, встречами с интересными людьми, с книгами, с музыкой.
---
Как-то  автор, знающий цену и боли, и прекрасного,  разместила на своей странице   очень тёплые воспоминания о «Легенде века» - Александре  Вертинском*.
Она так  искусно бросила камушек в реку, что пошли… круги… круги…
Всколыхнула, растревожила память.
Захотелось вдруг иллюстрировать годы прожитого строками из «песен-настроения», как часто называли работы Вертинского.
Укрепилась эта задумка, прочитав некоторые его  книги, работы исследователей творчества мастера.
Так хорошо,  слушая песни –баллады «русского Пьеро», листать странички прожитого.
---
В ряде статей авторы подчёркивали:
 «Пылкость и чувственность поэта зачастую восстают против своего обладателя».

Как же знакомы эти чувства  «бунтарства», поиска истины, очарования и разочарования…

«Сквозь чащу пошлости, дрожа от отвращенья,
Я продираюсь к дальнему лучу.
Я задыхаюсь. Но в изнеможеньи
Я все еще о чем-то бормочу…».
---
Я как-то писала, что  «в Риге, в парке «Аркадия» у нас была скамейка – «Блок». В студенческие годы, влюбляясь, разочаровываясь, приходили сюда поплакаться».
Была и скамейка – «Вертинский».
Здесь собирались любители изящного.
Сокурсник Петька, модно завязывая шарф, вставал в позу страдальца и грассирующим голосом пел:
«Настойчиво, нежно и рьяно
Я ей напеваю в тоске:
«Мадам, уже песни пропеты!
Мне нечего больше сказать!
В такое волшебное лето
Не надо так долго терзать!
Я жду Вас, как сна голубого!
Я гибну в любовном огне!
Когда же Вы скажете слово,
Когда Вы придете ко мне?».

В те годы Вертинский был одним из самых популярных исполнителей.
Наш друг-однокурсник, преклоняясь перед артистом, знал многие его работы и просвещал нас.
Когда в Риге выступал Вертинский, именно он раздобыл где-то контрамарки, и мы окунулись в этот таинственный мир необычных песен, необычного облика певца, необычной манеры исполнения.
Каждая песня отражала   внутренний мир  совершенно разных людей.
«Певец печали»  пел об обманутой и обманувшей любви, о розовых городах и несуществующих странах.
Как щемяще звучала в его песнях тоска по родине.
«Проплываем океаны,
Бороздим материки
И несем в чужие страны
Чувство русское тоски».

Как мы смеялись, когда на следующий день после концерта наш просветитель принёс потрёпанные листки старой газеты -   "Сегодня   вечером" от 19   июля   1928   года с мнением критиков того времени:
«В 1928 году на Рижском взморье в Эдинбурге  (это в Дзинтари) выступал знаменитый русский шансонье, сочинитель и исполнитель "интимных исповедей». На сцене комок нервов, декадентский излом настолько суггестивный, что немедленно находит отклик в нервной системе неуравновешенной части аудитории…».

Неуравновешенность нашей молодости сменялась с годами поисками себя, своего пути…
В конечном итоге все  друзья юности обрели и сохранили то, к чему стремились. Состоялись в профессии, познали счастье в личной жизни.
Не подвели нас и дети.
Значит, у всех  наших жизнь состоялась…
Жаль только, что время разбросало нас по разным городам и странам.
Мы не могли тогда даже в страшном сне, представить, что будем жить в разных государствах…

 «Все бывает не так, как мечтаешь под лунные звуки…».
---

Друзья, с которыми шагала все последующие годы, как и друзья юности, -  бесценный дар.
Бережно храним этот дар, радуемся, что не растеряли чувство локтя, взаимопонимание.
Сегодня сердце на разрыв  от невозможности  навестить тех, кого не пощадила пандемия. Тяжко…

«Есть обиды, долги, есть собака и муки…».

А как нелегко их детям.
Дочь заболевших друзей с утра, до работы, - к маме в больницу; после работы - закупка по списку для только что выписавшего  отца.
Всё оставляется у порога.
Звонок в дверь.
С лестничной площадки, глотая слёзы, посылается воздушный поцелуй…
---

Интересный вопрос  задал мне человек, вернувшись из больницы:
   - Скажи, почему так много стало людей, для которых  стонать, руками махать и «подпускать дым без огня» стало почти нормой?   В больнице особо замечаешь разность  восприятия больными  жизни, самих себя.  Одни стойко преодолевают  недуги и сложности бытия. Им чужды угрюмость и унылость. Они способны на деятельное сострадание, не распространяя вирусов тоски и безысходности. Для других  брюзжать, ругать всех и вся -основное занятие.

 Вопрос, прямо скажем, на засыпку.
Задумалась.
    - Возможно, это усталость, возможно - в их окна редко светит солнце и тень ложится на душу…

Искренне жаль и тех, кто лишил себя  опыта подпитываться  красотами природы. Мимо кого прошли хорошие книги, музыка.
Это, конечно, не панацея от бед, но лучик света, греющий и сохраняющий волю для  сопротивления злому, чуждому, наносному…
---
Вертинский и его творчество оказались так созвучны с нашим нынешним  временем.
В его  юбилейный год всей душой чувствовали, что  ОН вернулся на родину еще раз.
В тот прекрасный март 2014 года мы собрались,  слушали его песни-ариетки. Вспоминали первые встречи с исполнителем «тоски и печали».  На душе было тепло. Это было истинное наслаждение  поэтическим, музыкальным  выражением самых затаенных чувств,
Соглашались с высказываниями, что - «жизнь, полная треволнений, искушений, ошибок и поисков настоящего счастья» продолжается в каждом  поколении».
Сегодня у певца, которого такие метры как Окуджава считали родоначальником авторской песни, много продолжателей из молодых, прорывающих к людским сердцам.
Это  вселяет надежду, что тонкая ниточка связи поколений не утеряна, и верится, «что всё устроится, всё наладится…».
---
Вопрос, прозвучавший днями, обратила к себе:
- «Твоя бодрость, не совсем растраченный оптимизм
 – бравада?  Самообман?».
Мне легко дался ответ – нет!
Это подарок от родителей, от судьбы, от накопленного опыта – быть  устремленной  не в прошлое, каким бы притягательным  оно не было, а в настоящее, понимая:

«Даже светлые подвиги - это только ступени
В бесконечные пропасти - к недоступной весне…».

Жить хочется днём сегодняшним, разделяя со всеми все тяжести времени, пытаясь, не охами-вздохами, а посильными поступками протягивать руку помощи другим.
Словом, «бороться и искать, найти и не сдаваться».
---
А песни Вертинского, его жизнь дали  многим  уроки стойкости, трудолюбия, дарения  себя людям.
Его возвращение на Родину состоялось  в ноябре 1943 гола . И он, со всей присущей ему энергией, сразу  включился в культурную жизнь страны.
В свои  55 лет  даёт по 24 концерта в месяц, снимается в  таких фильмах, как « Кровавый рассвет», «Анна на шее», «Пламя гнева», «Великий воин Албании Скандербег», пишет книги, сценарии.
На всех жизненных виражах маэстро сохранял  принципиальность, верность самому себе.

«Я менял только роли и гримы…
 Я всегда был за тех, кому горше и хуже,
Я всегда был для тех, кому жить тяжело.
А искусство мое, как мороз, даже лужи
Превращало порой в голубое стекло.».

А как важен его посыл:

«И еще понять беззлобно,
Что свою, пусть злую, мать
Все же как-то неудобно
Вечно в обществе ругать...».
---
Как же трудно принимать, что давно нет страны,
куда он прорывался годами через границы и океаны.

Может быть именно сейчас, когда  годы берут своё, «награждая» болячками и потерями близких, начинаешь по-особому ценить и понимать то культурное наследство, которое  досталось нам. В том числе и  песни А. Вертинского, раскрывающие   «русскую душу в ее бесконечных хождениях по мукам».
Песни ласкающие, призывающие к раздумью, на разных этапах жизни по-разному проникая в душу…

 «… дни бегут,
Как уходит весной вода,
Дни бегут,
Унося за собой года».
---
И всё же…
И всё же:
«Пусть голова моя седа
Зимы мне нечего пугаться
Не только грусть мои года
Мои года - моё богатство…
А если скажут мне века
Твоя звезда, увы, погасла
Подымет детская рука
Мои года - моё богатство…».
---
* http://proza.ru/2021/04/29/82


Рецензии
Здравствуйте, дорогая Дина!

Вертинского видела в фильмах.
На концертах никогда не была.

Когда услышала его в первый раз в записи, удивилась.
Его исполнение резко отличалось от других певцов.

Сейчас всё можно найти в интернете.
Периодически слушаю Вертинского.

Большое спасибо за ваш содержательный очерк.

С признательностью, Любовь.

Любовь Кирсанова   12.12.2021 10:52     Заявить о нарушении
Да, и я слушаю..настроение меняется,
а нынче каждая минутка радости ...подарок.
С душевным теплом к вам,

Дина Иванова 2   12.12.2021 12:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.