Лезгинский демон-антагонист - Алпаб

В одной из прошлых своих публикации мы уже обращались к теме лезгинской мифологии, в частности в материале под названием «Лезгинский демонический персонаж в книге русского автора» были приведены краткие сведения из книги русского путешественника А. Калинина «Въ дебряхъ Кавказа (По Дагестану)» (1917) о персонаже лезгинской мифологии Алпаб (букв. с лезг. «Ал» — божество, «паб» — женщина). В данной же публикации хотелось бы более подробно описать данный демонический персонаж.


Все народы лезгинской языковой группы (лезгины, табасаранцы, цахурцы, рутульцы, агульцы) её представляли в виде обнаженной женщины, чаще нормального роста, с распущенными длинными волосами рыжего цвета, спадающими на лицо и закрывающими его, отвислыми грудями, которые она перекидывает за плечи. Алпаб, по представлениям лезгин, является олицетворением женской зависти и мести. Она, как правило, наносит вред роженице и ребенку. Считается, что Алпаб, как и другие представители злых сил, боится огня, шума. Поэтому производили шум, обходили село с факелами, чтобы напугать и прогнать её. Если узнавали, что Алпаб уже вынула внутренности роженицы, мужчины спешили с ружьями (с кинжалами, топорами и т.д.) и становились у сельских источников воды, чтобы не дать этой злой богине (демон меняющий обличие) подойти к воде. Считалось, что в этом случае ей ничего другого не останется, как положить внутренности на место, и роженица должна была выздороветь. Алпаб чаще представляется как злой демон, но анализ фольклорного и языкового материала позволил исследователю Ф.А. Бадалову (род. 1949) прийти к выводу, что она изначально была доброй богиней, даже женой громовержца Алпана, и более того она "обитала на небе". В целом данные описание практически полностью совпадаю с записями путешественника А. Калинина, которого мы уже упоминали выше:


«Есть у лезгина интересное пов;рье о красной женщин;, или алпабъ. Алпабъ происходитъ отъ нечистаго духа — дьявола. Она ростомъ съ трехл;тняго ребенка; волосы ея ярко краснаго цв;та и покрываютъ сплошь все т;ло. Живетъ она въ л;сахъ у береговъ хрустальныхъ родниковъ. Ц;ль ея жизни — извести родъ челов;ческій. Тайно, невидимо пробирается она въ жилища людей и вытаскиваетъ у женщинъ внутренности: легкія, печень, селезенку. Трудно съ нею бороться, но все-таки есть средства избавиться отъ ея мученій».


В работе дагестанского исследователя Р.И. Сефербекова мы находим дополнительные сведения о данном демоническом персонаже. Так, Алпаб в представлении лезгин жителей Самурской долины представлен(а) как «демон-антагонист рожениц». Его представляли в облике старой женщины (повсеместно) большого роста (сел. Ахты) с достигающими до пят (сел. Хрюг), длинными (сел. Луткун), густыми с проседью (сел. Мискинджа) или рыжеватыми распущенными (сел. Ахты) волосами и пальцами с когтями (сел. Мискинджа). По некоторым сведениям, Алпаб обладала большими медными грудями (сел. Ахты). Она являлась людям обнаженной (сел. Ахты, Хрюг) или же одетой в лохмотья (сёла Ахты, Луткун, Мискинджа). Обитала она будто бы в безлюдных местах, в горах, в пещерах (сел. Ахты, Мискинджа). Зимой она жила у реки (сел. Ахты).


Основная «функция» Алпаб — похищение внутренностей роженицы. Обладая даром перевоплощения, демон являлся к роженице в облике родственницы или соседки и начинал заговаривать с ней. Как только роженица открывала рот, Алпаб хватала её за язык и вырывала его вместе с внутренностями. Похитив внутренности, она спешила окунуть их в воду. Если демону это удавалось — роженица умирала. Бывали случаи, когда Алпаб заставали у рек и родников в вечернее время суток за выполаскиванием похищенных у роженицы внутренностей (сел. Луткун, Хрюг). Большое кровотечение при родах у роженицы также приписывали козням Алпаб (сел. Луткун, Мискинджа).


Однако , демона можно было лишить силы, отрезав у неё косы. Делал это схвативший её мужчина, который угрожал ей при этом обнаженным кинжалом. После того как у неё отрезали косы, с неё брали клятву больше не приближаться к женщинам тухума (патронимия), к которому принадлежал этот мужчина. Говорят, что помимо обнаженного кинжала (повсеместно) она боялась ружья (сел. Луткун), кованого железного гвоздя (сел. Ахты, Луткун, Мискинджа), который с целью подчинения Алпаб человеку забивали ей в голову, а также произносимых мусульманских молитв (сел. Луткун) и богобоязненных людей, праведников (сел. Ахты).


Рассказывают, что в 50-х гг. XX в. некий Абдулазиз из сел. Ахты Ахтынского района Дагестана будто бы схватил Алпаб за косы, отрезал их и хотел забить ей в голову гвоздь. Однако демон сумел вырваться и убежать от него. Абдулазиз стал преследовать его. Говорят, что Алпаб бежала быстрее лошади. Одним прыжком она перемахнула через реку Самур и скрылась в скалах заснеженной горы Фалван. После этого случая Алпаб якобы больше никогда не приближалась к женщинам из тухума Абдулазиза. Её именем вечером пугали детей: «Ал паб хъутхуз!» («Ал паб заберет!»). Что удивительно, будучи демоном-антагонистом рожениц, Алпаб была и «хозяйкой зверей» и якобы понимала язык животных. Она наказывала охотников, которые охотились на беременных самок диких животных (сел. Мискинджа). Особенным её покровительством пользовались туры («суван яц» — букв. с лезг. «горный бык»), у которых она будто бы поедала послед после родов (сел. Ахты). Следует отметить, что туры у местного населения считаются священными животными. На них можно охотиться (кроме самок), но мясо убитых туров нельзя продавать, а можно только безвозмездно раздавать людям.



Автор: ‘Али Албанви

На фото: Изображение Алпаб (реконструкция). Художник А. Ризаев.


Литература

1. Албанви А. Лезгинский демонический персонаж в книге русского автора [Электронный ресурс] Режим доступа: http://proza.ru/2021/04/01/726, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.05.2021). — Яз. рус.

2. Бадалов Ф.А. Домонотеистические верования лезгин (космогонические и антропогонические представления, пантеон божеств) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Москва —2006. С. 14–15. [Электронный ресурс] Загл. с тит. экрана. Электрон. версия печ. публикации. — Систем. требования: Adobe Reader. URL: https://clck.ru/UjA2u (дата обращения: 10.05.2021).

3. Бадалов Ф.А. Пантеон божеств [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/UjAHr, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.05.2021). — Яз. рус.

4. Сефербеков Р.И. Из мифологии лезгин Самурской долины: реконструкция образов пантеона и пандемониума. С. 154–158.


Рецензии
Альпаб имеет полное тождество с подобными другими духами у всех народв
Это Аруахи-здесь вместо Р звучит Л,Сознание Альвах из сельмого измерения,Альпака всякого рода, и также ЛИЛИТ.лилит имеет первую букву Л,которая является корнем в слове Альпаб
Отсюда вытекает,что каждый народ может добавить свою грань в общее философское построение этого духа

Геннадий Палеолог   10.07.2021 08:34     Заявить о нарушении