Бродяга на ярмарке рус

Шумит ярмарка в Новгороде-Северском. Из разных мест привозят товары купцы: из Гомеля – льняные вышиванки с орнаментом, из Чернигова – конскую упряжь, из Киева – красные ленты, браслеты, ожерелья, из Брянска – горшечные изделия, есть даже купцы из Москвы со шкурами и мехами диких зверей. И совсем уж не счесть возов с домашней живностью, солениями, мешками с зерном и мукой. Шумит ярмарка, сталкивает людей, литвины беседуют с русинами, татары с московитами, тут же цыгане крутятся, и жиды зазывают в корчму.
После удачной продажи пшеницы решил зайти в корчму и Михайло. Зайти, выпить чарку зеленого вина и отправляться домой, чтобы успеть до темноты. Продать пшеницу – полдела, надо ещё деньги в дом привезти.
Несмотря на то, что солнце только-только повернуло на закат, корчма была наполовину заполнена. Михайло взял у жида чарку зелёного вина и сел за стол, оглядывая присутствующих. Трое крестьян в углу шумно праздновали чьи-то крестины, семинарист писал что-то в тетрадке, прихлебывая остывший чай, еще какие-то мужики, как и Михайло, сидели то тут, то там, каждый со своими мыслями.
Михайло уже собирался уходить, как дверь корчмы отворилась, и на пороге появился бродяга. Оборванный, какой-то всклокоченный, он ходил от стола к столу и заговаривал с посетителями. О чём-то спрашивал, и получив ответ, шёл дальше, нигде надолго не задерживаясь. Подошёл к Михайло.
- Скажи, добрый человек, - заговорил бродяга, вытирая пот со лба, - не встречалась ли в ваших краях необычная волчица: серая с белой полосой по спине? Может, сам видел или сказывал кто?
- Нет, - покачал головой Михайло, - не слышал о таком. А ты кто и почему её ищешь?
- Э… - махнул рукой бродяга, - всё равно не поверишь…
- А ты начни, а там и видно будет. Выпьешь чарку?
- Не откажусь, - ответил тот, присаживаясь за стол.
- Ну, говори, не томи душу. Откуда ты родом? Зачем ищешь волчицу?
- Родом я литвин, - начал бродяга, - с черниговщины. А ищу я жену, превращенную в волчицу злыми людьми.
Он выпил принесённую жидом чарку зелёного вина и замолчал, задумавшись.
- Как так? – удивился Михайло. – Зачем?
- Из злости да из зависти. Жил рядом с нами сосед, злой и завистливый. Случится у кого какая радость, его прямо колотит от зависти, если же проведает, что у кого-то беда, ходит довольный, словно эта беда ему в радость. И вот решил он жениться, присмотрел невесту в соседней деревне, горбатую и некрасивую, зато богатую. Пришёл в гости, стал хвастаться, что скоро женится на богатой девушке и всего будет у него в два раза больше: и дом больше, и стадо, и поле… А жена моя возьми и спроси, как же, мол, ты жить с горбатой собираешься? Или у богатой девицы горба не видно?
Ничего не ответил сосед, только зубами от злости скрипнул и вышел, хлопнув дверью. Подивились мы, да и забыли, а сосед, как видно, не забыл. На свадьбе его принёс нам с женой две чарки красного вина, выпейте, мол, за здоровье молодых. Насторожила меня неожиданная ласка соседа и не стал я пить, выплеснул незаметно. А жена, добрая душа, выпила за здоровье соседа и пошла танцевать. Только гляжу, вдруг стала она волчьей шерстью обрастать. Потом повалилась на четвереньки, завыла жалобно и бросилась в лес. И вид у неё был как у волчицы, только по спине белая полоска шириной с ладонь. С той поры больше её и не видели.
Бродяга закончил рассказ и вздохнул.
- Эх ты, горемыка, - промолвил Михайло. – Может, ещё выпьешь?
- Выпью, - кивнул тот. – Вот если бы ты ещё поесть предложил, совсем хорошо было бы…
- Чтож и поешь, - кивнул Михайло. Кликнул корчмаря, заказал бродяге вторую чарку, щей да каши. Немного посидел, глядя на бедолагу, да и вышел.
Он ехал домой, не зная, верить в рассказ бродяги или нет. Ехал, всё больше погружаясь в дрёму жаркого летнего вечера. И где-то перед самой деревней, на краю леса увидел мельком волчицу, смотревшую ему вслед. Ту самую, с белой полосой на спине. Хотя, может быть, она только привидилась Михайло в полудрёме, кто знает?


Рецензии