Дед Василий

Почти в центре села Боровиха стоит небольшой, но добротный дом, проходя мимо которого, все односельчане приветливо заглядывали в ухоженный двор и с уважением здоровались с его хозяевами, Еремиными.
 Уже два года жили Еремины втроем:  дед Василий и  его внук Андрей с пятилетней дочкой Олей. Лена, бывшая жена Андрея, еще в 1995 году связалась с одним приезжим, забеременела и уехала с ним на Кавказ, к морю, в надежде на красивую жизнь. Андрей сразу заявил Лене, что Олю с ней не отпустит, но жена и не настаивала. Ее новый мужчина ей прямо сказал, что будет обеспечивать только своего ребенка.
 Андрей потосковал немного, потом поднял голову, он решил, что такой женщине не место в их доме, а дочь он и сам сумеет воспитать хорошим человеком. Дед поможет. Дед Василий и помогал: кашу сварит, сказку расскажет, в садик Оленьку отведет, заберет. Хорошо, жили они совсем рядом с детским садом. Андрея дома почти не было, он работал на заводе, в районном центре, его год назад повысили в должности, времени свободного стало меньше, но и зарплата повысилась. Андрей даже опасался, как бы Лена об этом не узнала, прибежит еще обратно.
Оленька росла смышленой крепенькой девочкой и почти не болела. Но в марте, втайне от воспитательницы, Оля наелась сосулек и заболела ангиной. Ночью у нее поднялась такая высокая температура, что пришлось вызвать Скорую помощь.
Когда в дом вошли врач и молоденькая медсестра, Андрей удивился, медсестра показалась ему знакомой.
- Извините, Вас не Тамарой зовут? – спросил он, очень смущаясь.
Девушка кивнула, а он вспомнил, как катал ее, маленькую, на веловипеде. Тамара была двоюродной сестрой его одноклассника. Тогда Андрею было четырнадцать, а Томе десять лет. Она и тогда была хорошенькой, но сейчас она стала очень красивая! Андрей так засмотрелся на нее, что чуть не упал, споткнувшись за свой же порожек.
- А где мама девочки? – дежурным тоном спросила врач.
- У нас нет мамы, - твердо ответил Андрей, - У девочки есть папа, и дедушка. Этого достаточно.
 Врач скосила на Андрея глаза, но больше ничего не спросила. Она померила Леночке температуру, сказала  Тамаре, какой укол сделать и велела на следующий день вызвать врача на дом. Когда они уже уходили, Тамара вдруг задержалась и, немного смутившись, спросила:
- Я тоже живу здесь, в этом селе, хотите, я завтра вечером приду посмотреть Олю? Может, научу ее горло полоскать?
Андрей даже замер, он очень хотел. Он ничего не сказал, только закивал головой, Тамара улыбнулась и ушла. На другой день она, действительно, пришла проведать Олю, потом еще пришла и еще…
Когда в дом вошли врач и молоденькая медсестра, Андрей удивился, медсестра показалась ему знакомой.
- Извините, Вас не Тамарой зовут? – спросил он, очень смущаясь.
Девушка кивнула, а он вспомнил, как катал ее, маленькую, на веловипеде. Тамара была двоюродной сестрой его одноклассника. Тогда Андрею было четырнадцать, а Томе десять лет. Она и тогда была хорошенькой, но сейчас она стала очень красивая! Андрей так засмотрелся на нее, что чуть не упал, споткнувшись за свой же порожек.
- А где мама девочки? – дежурным тоном спросила врач.
- У нас нет мамы, - твердо ответил Андрей, - У девочки есть папа, и дедушка. Этого достаточно.
 Врач скосила на Андрея глаза, но больше ничего не спросила. Она померила Леночке температуру, сказала  Тамаре, какой укол сделать и велела на следующий день вызвать врача на дом. Когда они уже уходили, Тамара вдруг задержалась и, немного смутившись, спросила:
- Я тоже живу здесь, в этом селе, хотите, я завтра вечером приду посмотреть Олю? Может, научу ее горло полоскать?
Андрей даже замер, он очень хотел. Он ничего не сказал, только закивал головой, Тамара улыбнулась и ушла. На другой день она, действительно, пришла проведать Олю, потом еще пришла и еще…
- Это твой дедушка? – упавшим голосом спросила Тома, - Ты знаешь того, кто рядом с ним?
- Нет, никогда не видел, смотри, тут сзади написано: «С другом Павлом» - прочитал Андрей и обнял девушку, но Тома этого даже не заметила.
 С того дня Тамара изменилась, она стала раздраженной, могла прикрикнуть на Олю, вздрагивала, когда Андрей ласково прикасался к ней, а с дедом совсем отношения испортились. Когда Андрея не было дома, она специально насыпала деду горсть соли в суп или даже чай. И ухмылялась, когда он кривился. Нарочно толкала его, если проходила мимо, делала вид, что не слышит, когда дед просил воды или лекарство, если ему становилось плохо.
 Дед не жаловался Андрею, он не понимал, за что ему это, но терпел. Не хотел дед Василий отнимать у Оленьки еще одну маму, ведь малышка к ней очень привязалась. Но тяжесть в душе давала о себе знать, поэтому он стал слабеть и угасать.
- Тамара, - однажды тихо окликнул девушку, лежавший на кровати дед Василий, - Чувствую, умру я скоро, не будет вам обузы. Прошу только, скажи, за что ненавидишь меня? Что я такого сделал? Я не понимаю.
 Тома холодно посмотрела на деда, помолчала и не выдержала:
- Вы Павла Большакова помните? Я его дочь! Вы думаете, я любить Вас должна за то, что Вы убили моего отца? – в глазах Тамары стояли слезы ненависти.
- Ты дочка Павла? Конечно, я его хорошо знаю. Мы работали вместе и дружили, хоть он и молодой был совсем. Хороший парень, правильный. Только я его не убивал! Почему ты так думаешь? Да он и сейчас жив – здоров! Вон на Новый год мне открытку прислал. Постой, ты дочка Валентины Петровой? Как же я раньше не догадался! А ведь ты очень похожа на Павла.
 Тамара смотрела на деда широко открытыми глазами:
- Мой отец живой?! – еле слышно прошептала она.
- Конечно, живой, - закивал дед, - Но он не знает о тебе. Ты не представляешь, как он будет рад. Ведь у него так и нет других детей, он даже не женился.
Дед Василий посмотрел на ошеломленную Тому, и рассказал ей о событиях двадцатитрехлетней давности:
- Твоя мама и Павел очень любили друг друга. А твоя бабушка случайно узнала через кума, который работал в милиции, что Павел был условно судим, они мальчишками угнали чужую машину покататься и разбили ее. Все на суде признались, что Паша отговаривал мальчишек от этого, но судья не прислушался и ему дали срок, хоть и условный, как и другим. Вот твоя бабушка и пошла к нему домой, да сказала, что, если он срочно не уедет, она заявит на него, что он ее обокрал, и тогда его точно посадят в тюрьму. И чтоб не вздумал ничего говорить твоей маме. Если он хочет, чтобы она была счастлива, то тихо исчезнет из ее жизни. Вот он и уехал. Только почему ты думаешь, что я его убил?
- Мама мне так сказала, даже фотографию Вашу показала, ту, где вы вдвоем с моим отцом. Сказала, что вы пошли на охоту, папа попал в трясину и стал тонуть, а Вы ему не стали помогать, струсили, - Тамара задумалась, - Мама, наверно, ненавидела его, за то, что он ее бросил и сказала, что он погиб. А фотография, видно, случайно под руку попала, вот она и наговорила. А я запомнила. На всю жизнь.
 Тамара виновато посмотрела на старика и слезы полились у нее из глаз:
- Простите меня, дедушка, пожалуйста, я сама не своя от злобы стала, мне даже страшно, как я Вас обижала. Не умирайте, я не прощу себе этого.
- Томочка, да как я могу на тебя обижаться? Ты же дочка Павла, а он, между прочим, меня как раз из болота однажды и вытащил. Наверно, он подарил Вале фотографию и рассказал об этом случае, а она потом придумала свою историю.
 С того дня Тома стала ухаживать за дедом, как за самым дорогим ей человеком. Дед Василий окреп и совсем передумал умирать, по крайней мере, еще лет на  десять. Тамара чувствовала себя виноватой перед всеми и всячески старалась загладить вину. Андрей не мог понять такие перемены в ее настроении  и однажды прямо об этом спросил. Тамара виновато опустила голову и все честно рассказала ему.
- Ты теперь больше не будешь любить меня? – вздохнула она, закончив рассказ, - Если хочешь, я уйду. Я тебя пойму, правда. Я знаю, что поступила ужасно.
Первым желанием Андрея было выгнать Тамару из дома, но увидев, как она переживает, он вздохнул и мягко ответил ей:
- Ты честно призналась, да и дед тебя очень любит,  вижу ведь. И Оля, - он помолчал, - И я.
Тамара благодарно посмотрела Андрею в глаза и уткнулась лицом ему в грудь. А он тихонько обнял ее:
- И пора бы уже о свадьбе подумать, хватит тебе в невестах ходить.
 Валентина, когда узнала правду, очень обиделась на мать, но бабушка Рая была уже очень старенькая, и Валентина не смогла долго на нее злиться. Жила она уже давно без мужа, было у нее одно неудачное недолгое замужество, а потом больше никого достойного и не встретила. Она сразу написала Павлу письмо. Едва получив его, Павел тут же приехал. Счастью его не было предела. Валентина родила ему такую красавицу-дочь!  И она его до сих пор любит. Даже согласилась на свидание. И еще одна радость, он вскоре породнится со своим старым другом, дедом Василием!
  Как же долго Павел ждал свое счастье, целых двадцать четыре года!


Рецензии