Память о Великой Отечественной

Отгремели последние залпы салютов, и опять наступило время спокойных размышлений, что такое Великая Отечественная война для нынешнего поколения.

Набивший оскомину Виктор Шендерович продолжает призывать  всех каяться за 9 Мая, ему вторит Ксения Собчак и другие.

А мне повезло (или не повезло), я успела близко пообщаться с ветеранами войны тогда, когда они были молоды, в «здравом уме и твердой памяти».

Я приехала в Ульяновск по распределению Ленинградского института и трудовую биографию начала под наставничеством прямым и косвенным Нины Ивановны Шуруповой, добровольной ушедшей на фронт в 21 год (зенитчица), и Ольги Никитичны Тупицы, ушедшей на фронт в 18 лет (штабистка).

«В штабе писарем отсиделся» - говорил Данила Багров в фильме «Брат». Ольга Никитична тоже «отсиделась», если не считать прямого попаданияя в блиндаж, где она «сидела». Счастье, что удалось быстро откопать, и молодой организм справился.

Потом я работала под прямым началом Героя Советского Союза  Дмитрия Яковлевича Старостина, человека удивительной организованности и порядочности.

И, наконец, уже с разгоревшимися спорами вокруг книги Астафьева «Прокляты и убиты» сложились доверительные контакты с директором теперь забытого кинотеатра «Рассвет» Сергеем Алексеевичем Котовым, представителем последнего военного призыва, человеком очень нравственным, патриотичным и интеллигентным.

Интересных встреч было много, но с этими людьми сложились доверительные отношения, я верю в их искренность, честный взгляд на происходившее.

Был еще кинооператор из Самары, я сопровождала его в поездках по кинотеатрам 2 дня, но имя его не помню. Зато факт, рассказанный не на сцене, а в кулуарах забыть не могу.

Когда немцев погнали, некоторые населенные пункты отбивали настолько стремительно, что фашисты не успевали закончить свои страшные дела. Так, в одном из сел немцы сложили тела живых через ряд с бревнами. Такой жуткий параллелепипед получился. Поджечь не успели. Спасти удалось лишь верхние ряды, остальные были раздавлены. За это надо каяться по господину Шендеровичу?

Все вспомнилось мне, когда я смотрела вчера 10.05.21 концерт в
продюсерском центре ILEZER MUSIC GUITARDO. Песни о войне и песни военных лет исполняли преподаватели и ученики центра.

Первой песней была «Катюша» (М. Блантер — М. Исаковский). Исполнена нестандартно  и так задушевно, как я еще не слышала.

Совсем юная ученица, не более 7 лет, Аня Михеева прочитала "Балладу о зенитчице" Роберта Рождественского, напомнившую мне о Нине Ивановне Шуруповой. И далее память тоже понесла меня по рассказам и суждениям моих знакомых ветеранов войны.

«Снегири» Юрия Антонова на стихи Михаила Дудина сами по себе воспоминания.

Это память опять, от зари до зари
Беспокойно листает страницы.
И мне снятся всю ночь на снегу снегири,
В белом инее красные птицы.

Под прекрасный аккомпанемент на гитаре нашего преподавателя Дмитрия Чернова, вокалистов GUITARDO ожили лица Дмитрия Яковлевича, Сергея Алексеевича, Ольги Ильиничны. Из сказочно теплого Туапсе Ольга ушла в 18 лет на фронт. Я готовила  торжественный вечер к 30-летию Победы и задала Ольге Ильиничне прямой вопрос: «Почему? Ведь всего 18!» И получила честный  ответ: «Иначе смерть. За спиной только Кавказ. А здесь я могла выжить».

Очень тронула песня «Белые панамки», я ее никогда раньше не слышала раньше.

На полянке детский сад,
Чьи-то внуки, чьи-то дочки,
И панамки их торчат,
Словно белые грибочки.

Ленинградские дети отправлены из города, подальше от войны. Но «Мессершмитт»...

А панамки на волне -
Словно белые кувшинки.

И исполнение волнительное — Анастасия Мулгачева, худенькая, миниатюрненькая, словно сама из тех девочек, только, к счастью,  выжившая, рассказывает языком музыки о действительно произошедшем  на Ладожском озере в один из осенних дней 1941 года.

Заключительной стала песня Екатерины Комар «Мир без войны».

Что-то в мире случилось такое
Сердце стало у всех ледяное...

Написанная к проекту «Дети войны», она объединяет всех, юных и старых, белых и черных, успешных и умных, сильных и не очень.

Жили, что б не врозь,
Небо что б без слез, в мире без войны.
Предательства и вины,
Мы все изменить должны, должны.


На фотографии Аня Михеева, юная ученица курса актерского мастерства Евгении Жуковой.


Рецензии
Нина,дед мой живым вернулся с той войны,а вот из его двенадцати детей только трое остались в живых-1908 год рожд,1918 год(моя мать)и 1928 год,а ведь он ещё и финскую прошёл,он был лесником и очень метко стрелял,знал прекрасно повадки зверей и птиц,даже снег ведёт себя словно живой когда ветер или тепло его трогают,учил зимой разводить при ветре костры,а ведь ветки сырые,как прогреть место для ночлега и чем застелить,как шалаш из того,что есть вокруг сделать и костры развести с двух сторон для тепла и летом от мошкары,какие травы собирать для напитков и чая,чем можно питаться в лесу,ведь он всегда на дальних кварталах строил землянки,от дождя и чтоб можно было зимой погреться,а сколько же рассказов его слушал всегда о войне и о солдатах.

С уважением.

Юрий Симоненков   01.02.2022 03:29     Заявить о нарушении
Вам повезло с дедом. Может, от него у Вас такое доброе сердце. Мой отец тоже вернулся с фронта живым. Но меня всегда приводит в ужас первый день войны. Как мама пережила это: отца забрали в первые же дни, она осталась одна в бараке, с маленьким ребенком, в далеком поселении за Полярным кругом. Мужчины ушли, а женщины остались выполнять их работу: сплавлять лес. К сорока годом все обезножили. Как только то поколение перенесло все это?! А теперь оказывается, что войну выиграла Америка. Уму непостижимо.

Нина Ватрушкина 2   01.02.2022 11:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.