Дом, милый дом...

Есть на свете место, куда я часто уношусь воспоминаниями, которое мне иногда является во сне. Это то самое место, где я родился и прошли мои светлые годы детства, остались яркие впечатления, в основном добрые, трогающие душу. Это моя Родина, а именно город Спасск-Дальний в Приморском крае. Я родился и пошел в школу на улице Дербенева 24. Это был белый двух-этажный дом, в котором все соседи друг друга знали. У нас был уютный дворик, огороженный деревьями, кустами вишни, трубами и сараем. В раннем детстве для меня это был целый мир, за который особо и не хотелось даже выходить, в нем я чувствовал полную безопасность, под защитой родных и зорким глазом соседей, сидящих на лавочке и наблюдающих за детворой, периодически одергивая нас фразочками «не хулиганьте», «не обижайте друг друга». Это так мило сейчас вспоминать, какие добрые лица были у бабушки Гали, тети Раи, деды Вани, дяди Толи. Увы, все они уже покоятся в могилах. Но они по-своему любили нас, угощали пирожками или блинами, по-доброму подшучивали, а мы им устраивали концерты и пели песни, используя палки как микрофоны, в качестве сцены используя огромный железо-бетонный блок. Было весело, нас окружали заботой и вниманием, душевностью и щедростью. Тогда нам мир казался таким доброжелательным, а жизнь казалась бесконечной. Я считал, что всегда буду ребенком и даже сама мысль о становлении во взрослого человека со временем пугала меня. Рай означал для меня, что я всегда буду ребенком, со мной всегда будут мои друзья из нашего двора, а дедушка с бабушкой никогда не состарятся и всегда будет так.  Казалось бы, все это наивные детские мечты и иллюзии, но я бы многое отдал, лишь бы снова оказаться там.

Когда я смотрю на фотографии детства, то невольно накатывают слезы, ведь дедушка уже умер, да и бабушка состарилась,  не такая бодрая и активная как раньше. К тому же, мои друзья детства уже выросли и стали взрослыми, даже обзавелись семьями. Спустя 13 лет я слетал на Родину и хотел окунуться в приятную ностальгию, но был глубоко разочарован. Ведь друзья уже другие и ничего общего, кроме воспоминаний о былой дружбе, нас более не связывает. Ландшафт изменился, город уже другой, много вырубили деревьев, тот дворик уже не тот. Да и я уже другой, а тот беззаботный ребенок остался где-то там, в далеком прошлом. Побродив по городу, я не почувствовал себя дома, совсем не как в детстве. Тогда, даже после переезда в Москву,  я прилетал на самолете или приезжал поездом «Москва – Владивосток» туда каждое лето вплоть до 9 класса школы. И когда я приезжал в родной город, я сразу же ощущал себя дома, на своем месте. Я знал, что меня все очень ждут, как родные своего любимого внука, так и друзья из моего двора. Едва ли я приезжал, то уже стучалась детвора в дверь и все спрашивали, когда выйдет Вова. Мы играли в прятки, казаки-разбойники, вышибалы, «сабжу», строили халабуду. Мы целый день летом носились как ошалелые, нас под самые сумерки в 10 вечера было с трудом загнать по домам. Даже днем, когда звали на обед, я и мои друзья очень нехотя отрывались от наших увлекательных игр. Мне, проводящему почти все свободное время дома в четырех стенах, до сих пор удивительно осознавать, что когда-то я жил буквально на улице, ну разве что спал и ел дома. А какие удивительные истории из своей жизни рассказывали мои бабушка с дедушкой, а также соседи, когда мы собирались на лавочках и лузгали семечки. Старшее поколение дружило с младшим, обе стороны тянулись друг к другу. Мне было чертовски приятно, что мой дедушка мог завлечь своими рассказами моих друзей, ощущалось некое единство и будто наш двор это одна большая семья. Сейчас нигде не найдешь такого единения, чувства общности, доброжелательности и открытости друг другу. Вокруг лишь цинизм, беспринципность, фальшь, лицемерие, жестокость, пошлость. Тогда мы были невинны, помыслы и чувства искренни, чисты как бриллиант. Господи, неужели человек обречен безвозвратно утрачивать свою детскую наивность и мечтательность,  обретая  грубость и жесткость? Я бы очень хотел еще раз вернуться в то состояние. То есть, Родина это даже не конкретное место рождения, а именно и время, когда мир был совсем другой, более добрый и ласковый. Да, может быть, кто-то посмеется над такой моей откровенностью, убеждая перестать впадать в детство и жить реальной жизнью. Но, я все-таки не вижу смысла стыдиться своих чувств, своей искренней ностальгии. Всю жизнь в моем сердце будет храниться то светлое, что осталось в безвозвратно ушедшем детстве. 

Надеюсь, мой родной город будет развиваться и процветать, хоть реальность и говорит об обратном. Заводы закрылись окончательно, молодежь старается оттуда уехать во Владивосток или Хабаровск, где можно получить достойное образование, а также есть более-менее нормально оплачиваемая работа. В Спасске-Дальнем жизнь течет тихо, время там словно остановилось. Город будто бы и не изменился с 90-х, переменилась лишь обертка в виде обилия рекламы, машин, торговых центров, наличие смартфонов у жителей. В остальном же это такой же тихий провинциальный городок, пребывающий на грани вымирания из–за убыли населения, оттока молодежи. Когда-то это был центр строительной индустрии Дальнего Востока, цемент Спасска шел на постройку крупных городов края. Был тракторный, арматурный, кирпичный и цементный заводы, но лихие 90-е «сделали свое дело», как это происходило во многих таких же моногородах нашей необъятной страны. Был также и военный городок, где папа проходил службу летчиком, там был вертолетный полк. Но военных сократили, а  мы вынуждены были мигрировать на Запад, хоть и не хотели срываться с места, где у родителей были друзья и подруги, да и климат там очень благоприятный, растут абрикосы и черешни, виноград и дыни. Дальневосточный Юг всегда меня манил своей первозданной дикой природой, близостью Тихого Океана, красивыми сопками и долинами, ярким слепящим солнцем даже зимой. Несмотря на 7–часовую разницу с Москвой, я всегда довольно быстро адаптировался и акклиматизировался там по прилету, ведь в родных краях все-таки. Мы с мамой замечали, что прилетая в Москву, мы дольше привыкаем, чем когда прилетаем на Родину. Оно и понятно, хмурый климат Москвы и Подмосковья ни в какое сравнение не идет с климатом континентальных районов Приморья, где солнце в изобилии почти круглый год. Туманы с моря, которые накрывают в мае-июне Владивосток и Находку, не доходят до Арсеньева и Спасска, застревая на сопках и выливая там большую часть своей влаги. Поэтому, я в детстве часто удивлялся, что вылетая из Москвы в июне при температуре +23, прилетал во Владик и мог окунуться в морскую прохладу с моросью при +15, но затем мы ехали на машине 4 часа до Спасска, а  там уже было +35 при малооблачном небе. Хотя и побережье Приморья тоже благоприятно, но там самый сезон для купания это с июля до начала октября. Осень в Приморье солнечная и сухая, в отличии от Средней Полосы России. В сентябре в школу мы ходили в футболках и рубашках, еще продолжался сезон купания и сбор фруктов, в то время как по телефону из Москвы мне мама жаловалась на холод и сырость. Не говоря уже у хмурой московской зиме, которая ни в какое сравнение не идет с ясной морозной зимой в Спасске, где благодаря сухому воздуху, яркому солнцу и почти полному отсутствию ветра мороз -20 переносился даже легче, чем -10 в Москве. На побережье зима мягче и по температурам похожа на московскую, но зато солнца также много, правда уже ветра с моря могут подпортить комфорт. Также и весной в Средней Полосе как повезет, на побережье Приморья тоже не всегда солнце из–за возможных туманов и ветров с моря, но зато в глубинке в районе Спасска или Арсеньева солнца много и раньше распускается листва. По моему мнению, именно в тех краях надо создавать эко-поселения и выдавать тот самый дальневосточный гектар, а не в более холодном Хабаровском крае или Амурской области, где более-менее благоприятны по климату  лишь крайне южные области вдоль среднего течения Амура. Приханкайская равнина, в которой располагается мой родной Спасск, весьма уникальное место, здесь плодородная лесостепь, где некоторые умудряются выращивать даже персики. А уж крупными сладкими абрикосами или здоровенными баклажанами тут ни кого не удивишь, до сих пор моя двоюродная бабушка заготавливает в деревне много банок с лече, аджикой, вареньями из ягод. В свое время в детстве мы хранили заготовки в погребе в подполье, а также в подвале дедушкиного гаража. А клубнику в июне собирали ведрами и ее некуда было девать, угощали соседей и они тоже угощали нас излишками со своих дач. Было очень круто, до сих пор вспоминаю ароматный вкус клубники размером с небольшое яблоко. Очень хочу, чтобы эти края еще возродились! Но, как бы ни была жестока реальность, я все равно буду гордиться своей Родиной, которую люблю всем сердцем. Ведь когда любишь родной город, ты не думаешь только о его недостатках , а акцентируешь свой взор на добродушной атмосфере и связанных с ним воспоминаниях, которые он мне подарил. Я надеюсь, что несмотря на дороговизну перелетов,  не раз туда еще вернусь и напишу свои рассказы про мой любимый Приморский край! И вам советую посетить эти чудесные края, чтобы увидеть, как цветет лотос, бьются об скалы могучие волны Тихого Океана, а лианы обвивают деревья в густых непроходимых лесах.

Слава Приморью!


Рецензии
Хорошо, что ты остаешься патриотом своего родного края. То место, где прошло детство, живет в сердце всегда. Жаль время летит и не щадит нас. Мы взрослеем, после стареем. И наша память стирает милые следы светлого прошлого. Увы, ничего не вернуть. Остаётся лишь писать мемуары

Мария Гвоздева   14.05.2021 21:28     Заявить о нарушении