Ум. Интеллект. Разум. Информация к размышлению

Ум. Интеллект. Разум. Информация к размышлению.

     Ум. Интеллект. Разум. Эти понятия постоянно присутствуют в подсознании людей, но, как ни странно, принципиальных отличий между ними беседующие зачастую не ощущают. Отсюда возникает путаница в мыслях и неопределенность в умозаключениях. Давайте попробуем разобраться в этих хитросплетениях, опираясь на логику.

     Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 2005г.:
 - «Ум – способность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни. Такая способность развития в высокой степени, высокое развитие интеллекта. О человеке как носителе интеллекта».
- «Интеллект – ум, мыслительная способность, умственное начало у человека».
- «Разум – способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания, ум, интеллект. Ум, умственное развитие».
     Масло масляное, не находите? Как думаете, что из этих определений первично, что вторично и что является итогом мыслительной деятельности? И только ли человека? А мыслительный процесс у животных присутствует?

     Возьмем другой словарь – Новейший словарь иностранных слов и выражений. 2005г.:
- «Интеллект – ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека».
     Как и в первом случае имеем наличие терминов, не позволяющих определить, что есть что!

     Толковый словарь Даля (из Википедии) в некотором сокращении.
     «Ум – общее название познавательной и заключительной способности человека, способность мыслить; это одна половина духа его, а другая – нрав, нравственность, хотенье, любовь, страсти; в тесном значении ум или смысл, рассудок, есть прикладная, обиходная часть способности этой, низшая степень, а высшая, отвлеченная – разум. В животном умственные и нравственные способности, спорящие в человеке, слиты в одно, поэтому животному, с одной стороны, нравственные, а с другой стороны, отвлеченные понятия недоступны. И сверх того, оно не может улучшать данного ему природой искусства (постройку логова, гнезда, сотов и пр.). Тем не менее низшая степень ума должна быть признана за некоторыми животными, но разума нет ни в одном. Принимая ум в сем ограниченном, тесном смысле, можно сказать: умная лошадь, собака, но разумная, сказать нельзя.
     В просторечии, ум нередко принимает значение воли; худой ум, худой разум, не только глупые поступки, безрассудные, но и безнравственные, вредные, преступные; в сем случае ум потому худ, что не смог осилить воли. У всякого свой ум и разум, свой царь в голове, не только свои убежденья, но и своя воля и своеволье. Ум не односум, свое говорит, а хотенье – свое».
     Вот в этом определении Даля содержатся схожесть и различие между терминами Ум и Разум. Схожесть в том, что оба понятия имеют в основе мыслительную деятельность, которая предполагает овладение знаниями посредством опыта и памяти. Различие лишь том, что Ум рассматривается как прикладная, обиходная часть мыслительных способностей, как низшая степень, а Разум как высшая степень мыслительной деятельности, отвлеченная, то есть абстрактная, с учетом нравственности, что подтверждается основным постулатом христианства «не навреди».

     Представим определения понятий Ум, Разум, Интеллект с позиции Википедии в краткой формулировке.
     «Ум – это совокупность способностей к мышлению, познанию, пониманию, восприятию, запоминанию, обобщению, оценке и принятию решения кем-либо.
     Разум - философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить вообще, способность анализа, абстрагирования и обобщения.
     Интеллект (от латинского intellectus «восприятие», «разумение», «понимание», «понятие», «рассудок» или «ум» - качество психики, состоящее из способности осознавать новые ситуации, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а также внимание, волю и рефлексию».

     Говоря об Интеллекте, следует привести расширенное толкование этого понятия из Википедии.
     «Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т.д. О наличии интеллекта можно говорить при совокупности всех этих способностей, в отдельности каждая из них не формирует Интеллект. Интеллектом может обладать система, составляющие элементы которой каждый в отдельности интеллектом не обладают.
     Различное содержание деятельности требует развития определенных интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации.
     Существенное качество ума индивида – предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.
     Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта. У конформных индивидов формируется так называемое целевое мышление – сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов – созерцательность. В групповом мышлении начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации в структуре интеллекта, в его организации».
На мой взгляд, такое определение философского понятия «Интеллект» дает вполне достаточное смысловое представление о сути этого явления.
    

Разум. Наиболее полная и достаточно конкретная характеристика этого явления содержится в выражении из интернета: «Разум – способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества, сознательно находить целесообразные способы их преобразования».
     И другое определение из интернета: «Разум – РАзУМ – просветленный УМ. Таким образом наши предки разделяли такие понятия, как умный человек и разумный человек. Ум и РАзУМ. Умным мог быть любой человек, который мог достаточно хорошо и быстро соображать, принимать решения и анализировать. Разумным называли только человека с просветленным умом»! Просветленный ум, на мой взгляд, когда человек ставит интересы общества выше собственных и несет эту идею людям. 

     В определениях четко прослеживается плавное перетекание уровня совершенствования человека по схеме: Ум – Интеллект – Разум, которые находятся в плотной взаимосвязи как единое целое. Интеллект можно рассматривать как потенциал насыщения Ума, определяющий уровень Разума индивида. Схематично в максимально упрощенном виде этот процесс можно представить в виде стакана, заполняемого водой, где Ум – стакан, вода – Интеллект, стакан с водой – Разум. Иначе это выглядит так: Ум в процессе жизнедеятельности формирует более совершенный инструмент познания для своего совершенствования и роста до уровня Разума.
      Поскольку человек смертен, то его наработки и опыт передаются последующим поколениям, которые продолжают развитие на базе наработок предыдущих поколений. Таким образом, человечество бессмертно, но только при условии совершенствования Разума до уровня исключения возникновения ситуаций, способных уничтожить разумную жизнь на планете Земля. С такой позиции можно говорить, что человечество в настоящее время имеет весьма скромный уровень Интеллекта, что говорит о недостаточно развитом Разуме, поскольку основной мерой Разума человеческой цивилизации является уровень социальной справедливости в человеческом обществе. Именно с достаточного уровня социальной справедливости в обществе может развиваться нравственность и духовность людей как характеристика уровня разумности человечества.
     Механизм развития Интеллекта человечества, как рабочего инструмента Ума в его совершенствовании до уровня Разума, представлен в статье «Проект Россия. Концепция построения социально справедливого общества» на сайте «Проза.ру». Автор: «Виктор Павлов 4» и в других статьях.

11.05.2021г.
Павлов Виктор Иванович
pavlovvi@mail.ru


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.