Жалею

(Эссе)


У меня сегодня случился припадок любви в обозримых пределах, конечно. С изумлением обнаружила, что люблю своих врагов (односторонних). Почему односторонних? Всё просто.
Потому что я-то их врагами не считаю и никогда не считала. Зачем? Как известно, хватит и "друзей", при которых недруги краснеют от бессилия.

Вот что писал по этому поводу Александр Сергеевич в стихотворном романе "Евгений Онегин":
Враги его, друзья его
(Что, может быть, одно и то же)
Его честили так и сяк.
Врагов имеет в мире всяк,
Но от друзей спаси нас, боже!
Уж эти мне друзья, друзья!
Об них недаром вспомнил я.

Всё верно. Худшие враги – из бывших друзей: бьют по твоим слабостям, им одним ведомым, по наиболее уязвимому месту. Потому запоздалое прозрение: молчи!

А Соломон в Притчах (25:2) наставляет: "Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его."

Ох! Негуманно это как-то, даже сурово. Получается, что от твоих добрых дел кому-то станет совсем недобро. Это нормально?  Как хочу, так и ворочу...

Однако вернёмся к любви.
Нравственно и духовно мир деградирует, он становится неуправляемым и душевная энергия принимает угрожающие формы.
А смысл самого слова "любовь" окончательно размазался, ибо каждый думает в меру своей загрязнённости. Теперь, во времена стремления к всяческой свободе, люди чаще всего понимают любовь как влечение тела к телу.
Конечно, все слова со временем утрачивают свой первоначальный смысл. А в нашем мире, где царят энтропия (мера хаоса в какой-либо системе) и апостасия (отступничество), это особенно заметно. Поэтому приходится эти смыслы отыскивать и восстанавливать, если не хочется съехать в трясину "общечеловеческих демократических ценностей"

Так вот...
Оказывается, раньше на Руси не было слова "любить", было только слово "жалеть"
Именно: ЖАЛЕТЬ. Не с высоты своей правильности, мерзкого тщеславия, образованности,  должности и прочих сомнительных преимуществ, а просто от широты сердца, потому что по другому не получается.
Жалеть траву, которую топчут все, кому не лень.
Жалеть кошку, которая, кроме меня никого не знает, и от радости (большой любви) покусает и оставит кровавые царапины, где сможет. Не научилась прятать когти. Жалею и терплю...
Жалеть воробышка, мокнущего в дождь под ещё толком не развернувшимися листиками деревьев.
Жалеть, наконец, врагов, которые меня не жалеют (не научились, наверное, прятать коготки).
 
Как писала Ирина Снегова, поэтесса не слишком популярная, но для таких литераторов-неумех, как я, вполне известная и читаемая. Э...э...э... что писала... А вот что :

"У нас говорят, что мол, любит, и очень,
Мол, балует, холит, ревнует, лелеет…
А, помню, старуха соседка короче,
Как встарь в деревнях, говорила: жалеет.
...
Недавно, больная бессонницей зыбкой,
Я встретила взгляд твой – тревога в нем стыла.
И вспомнилась вдруг мне та старая бабка –
Как верно она про любовь говорила!"

Здорово. Без выкрутас, без высоких поэтических фантазий. Просто и понятно.

Вообще, отношения не только "любовные", а элементарно-обыденные одного Homo sapiens к аналогичному индивиду, очень даже занятные.
Я лично получила (особенно в соцсетях) уйму впечатлений и уроков. Мне даже открыли глаза на то, что я собой представляю (в их глазах, конечно). Ужас. Более не порядочного человека, чем я (в их глазах, конечно), не встречала за всю свою жизнь. И сама себе руки бы не подала. А они... ничего... продолжают вроде как общаться, хотя и редко. А я и не жду. А честно сказать: с места навстречу не сдвинусь. Чего навязываться-то туда, где одни вежливые нейтральные шапки. Мне там не нравится.

Пролетарский вождь В.И.Ленин много чего успел наговорить... но против одной фразы не попрёшь: "Лучше меньше, да лучше..."

Именно!

Пусть будет одна Родина (какая бы ни была), но своя. Пусть будет один муж, но на всю жизнь (до пока... и т.д.). Пусть будет одна подруга (даже с чудинкой), но верная. Про родителей я вообще молчу – их не заменит никто. Семья, дети, внуки, близкие... да и дальние тоже... пусть их немного, но если добавить любовь (в её изначальном понятии), то больше и не нужно.


Художник Виктор Юшкевич. Белорусский пейзаж.
      


Рецензии