Путешествие в обратно глава 32
Рядом с раздаточной находился маленький буфет, где можно было купить сладости. Родители оставили мне на столе 15 копеек, которые я машинально сунул в карман, не зная как их использовать. Теперь стало ясно, для чего они предназначались.
За дальним от двери столом разместился 3 “А”. Я увидел Димку и махнул ему рукой. Наш класс без суеты расселся за соседним столом. Витька опять помог мне найти мое место. Он подтолкнул меня к Нестеровой - моей соседки по столу. Обед состоял из трех блюд: рассольник, котлета с картофельным пюре с ополовиненной помидорой и компот. Пахло так аппетитно, что у меня потекли слюнки.
- Приятного аппетита ребята, - сказала Нина Григорьевна и ребята приступили к еде.
Такой вкуснятины я не ел давно, а если быть точным - 60 лет! Скорее всего это связано с давно забытым вкусом еды из моего детства. Больше всего мне понравилась котлета. Уже в зрелом возрасте я нашел рецепт приготовления школьных котлет, он оказался простым, а по вкусу превосходил все котлеты, какие мне приходилось есть в моей жизни. Компот из абрикосов тоже был отменным. Косточки от фруктов, которые лежали в тарелке бесцеремонно сгреб Витька, любитель семечек, спрятав их в карман брюк.
- Возьми мои тоже, - сказала добрая Таня Нестерова, передавая косточки Вити.
Не поблагодарив, он сунул их в тот же карман.
Обед прошел в тишине, так как все поползновения к шуму вовремя пресекала Ниной Григорьевной. Больше всех досталось Рохлину, который несколько раз порывался пойти за добавкой. После нескольких замечаний, ему пришлось покинуть столовую раньше остальных. Проходя мимо раздаточной, он остановился у подноса, на котором стояли стаканы с молоком. Выпив два стакана молока залпом, он пропихнул пальцем в рот пенку повисшую на губах, потом посмотрев на учительницу, которая молча наблюдала за его выходкой, взял третий стакан и с трудом выпив содержимое, удалился.
До следующего урока оставалась несколько минут. Сладкоежки потянулись в буфет, остальные - на школьный двор, чтобы размяться.
Я заглянул в буфет, мне не терпелось посмотреть школьный ассортимент сладостей. На самодельной витрине, под стеклом лежали аппетитные булочки с повидлом, маком и корицей. На втором ярусе - кексы, сметанники, ватрушки и, о чудо, мой любимый воздушный молочный коржик в форме ромашки. Стоил он - семь копеек. Стоило мне только прикоснуться к сахарному “лепестку” коржика, как он отделился и тут же растаял у меня во рту. Я съел коржик за несколько секунд, мне хотелось продлить удовольствие и купить второй, но прозвенел звонок, надо было спешить, подниматься на пятый этаж в актовый зал на урок пения.
Учительницу пения...Нинель Терентьевну Эстрину, я запомнил из-за ее высокого роста. Если бы она не сутулилась, то выглядела бы как гренадер в юбке. С таким ростом ей бы играть в баскетбол, а не преподавать пение. С прической “бабетта” - огромным рыжим начесом на макушке и прямой челкой, ее рост доходил до метр девяносто. К тому же она была очень крупной женщиной с внушительным бюстом и полными ногами-бутылочками.
Пока “певичка” цокала на высоких каблуках от входной двери к сцене, Рохлин, до этого долбящий по клавишам пианино, успел добежать до последнего ряда, столкнуть со стула Раечку, сидящую рядом с Сугробовым, и примоститься рядом с ним, но получил отпор. Сугробов схватил Рохлина за ухо, как проходившего мальчишку, потянул к себе и обхватив за шею рукой, слегка придушил. Рохлин от боли захрипел и забил руками, как курица крыльями, которую кухарка тащит на кухню.
- Сугробов! Отпусти Рохлина и пересядь на первый ряд! - Рявкнула певичка.
Сугробов отпустил Рохлина.
- Я жду. Не задерживай урок.
Сугробов встал и пересел на первый ряд, за ним последовала Раечка.
После небольшой паузы Нинель Терентьевн встала, оправила юбку и произнесла.
- У меня для вас, ребята, хорошая новость. Через неделю к нам в школу приезжает известный композитор и детский педагог Дмитрий Борисович Кабалевский!
Обычно, после такого вступления должны были последовать аплодисменты, но в зале было тихо. Никто из нас не знал и никогда не слышал о таком композиторе.
- Хор старшеклассников, - продолжила учительница, - готовит к его встречи песню “Полоска” на стихи Некрасова, а третьеклассникам предстоит выучить песню Дмитрия Борисовича “Наш край”. Перед тем как перейти к разучиванию песни, я хотела бы рассказать вам немного о нем.
Я не любил петь, может потому что у меня было не все в порядке с музыкальным слухом. На уроке пения старался сидеть тихо и не высовываться, когда же этого невозможно было избежать, то пыхтел, краснел и даже заикался, чем вызывал смех у ребят.
- Композитор Кабалевский, - продолжила голосом ведущей музыкального утренника, учительница - закончил московскую консерваторию и стал преподавать в детской музыкальной школе. Дмитрий Борисович учил детей понимать музыку. Как вы думаете, ребята: о чем говорит музыка?
Конечно, этот вопрос адресовался к тем кто ходил в музыкальную школу или просто был любознательным и интересовался музыкой, но таких было мало, так как основная часть класса была из рабочих семей. Первым руку поднял Мишка Фрид. Он никогда не принимал участия в дворовых играх, хоть и жил в соседнем дворе. Пока мы гоняли мяч на площадке, он где нибудь в тенечке сидел за шахматной доской с младшим братом Аликом или занимался в музыкальной школе по классу скрипки.
- Пожалуйста, Миша.
- Музыка говорит нам о настроении, - коротко сказал Миша и сел.
- Правильно. Музыка всегда говорит нам о настроении...композитора. Еще. Таня.
- Музыка говорит не только о настроении, но и о характере. Музыка бывает медленной или ритмичной.
- Тоже верно. Кто еще хочет сказать?
Руку больше никто не поднимал.
- Ладно. Тогда я расскажу вам, что думает об этом Дмитрий Борисович Кабалевский. Вы наверное помните, что раньше много веков назад ученые люди предполагали, что земля держиться на трех китах. Кабалевский, для более точного понимания, использовал это определение для музыки. Музыка держится на трех музыкальных китах: марше, танце и песни. Сейчас я вам наглядно продемонстрирую это, сыграв три разных музыкальных кусочка.
Она села за пианино и проиграла марш, танец и песню. После чего встала взяла со стола рулон свернутого ватмана.
- Девочки, - обратилась она к сидящем на первом ряду, - помогите мне прикрепить лист к доске. Скрепки на столе.
На прикрепленном к доске листе ватмана крупным шрифтом было написано два куплета песни “Наш край”:
То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
Где найдёшь ещё такой!
Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд -
Край родной, навек любимый,
Весь цветет, как вешний сад.
Край родной, навек любимый,
Весь цветет, как вешний сад.
Весь цветет, как вешний сад.
- Сейчас я вам спою всю песню, а вы слушайте и запоминайте мотив.
Грудным поставленным голосом учительница спела песню. Мне понравилось. Песня оказалась мелодичной и несложной в исполнении.
- За десять минут до конца урока я дам вам время, чтобы вы переписали текст песни в свои тетради и дома выучили его. А пока сделаем так. Я буду вызывать по четыре человека, и мы вместе будете петь по куплету. Лучших я возьму в хор третьеклассников для участия в концерте, посвященном встрече с композитором. Итак, первая четверка.
Учительница не стала мудрить и пригласила четырех девочек из первого ряда. Девчонки спели куплет так как будто они эту песню пели раньше. Среди них сразу же определился лидер - Таня Жильцова. Ее и отметила Нинель Терентьевна. Потом были еще две четверки в перемежку с мальчиками. Учительница отобрала Сашу Сугробова и Наташу Кожевникову, которая смешно вытягивала губы при пении, чем развеселила всех ребят.
Дошла очередь и до меня. Я пел в четверке с Вовкой, Витькой и Оксаной Багмет. Меня забраковали сразу, а вот Витьку и Оксану отметили и записали в будущий хор. Я нисколько не расстроился. Какой из меня певец, да и время не хотелось терять на всякие репетиции и распевки. Меня больше интересовали дворовые, подвижные игры.
Из тридцати человек Нинель Терентьевна отобрала четырнадцать: 5 мальчиков и 9 девочек.
Переписав текст песни мы с тем и разошлись.
Домой шли втроем: я, Вовка и Витька. Вовка все оглядывался назад в надежде увидеть преследующего нас Вышенского. Я то знал, что третьегоднику после нашего поединка сегодня не до меня будет. Когда Вовка в очередной раз оглянулся назад, я посмотрев на него и сказал:
- Нет, кита, нет кита, нет кита не видно.
- Какого кита? - Удивился он.
- Кита из песни “рыба-кит” - сказал я улыбаясь.
- Че то я такой песни не слышал, - сказал Вовка.
- И я не слышал, - поддакнул Витька.
“Откуда вам слышать. - подумал я. - Песня - то была написана позже. На пластинках ее еще не было, да и автор - Юрий Ким еще только заканчивал последний курс института.”
- Напой Юрок, слова такие клевые.
- Да я не все слова помню.
- Ну спой, что помнишь, - поддержал друга Витька.
- Ладно слушайте:
Как-то юнга Дудочкин
Бросил в море лот, лот, лот, лот.
И на эту удочку клюнул кашалот!
Вот и кит, ну что за вид,
Ну только рёбра видно,
Фу, какой худой такой,
Ну до чего ж обидно.
На далёком севере
Ходит рыба-кит, кит, кит, кит,
А за ней на сейнере ходят рыбаки.
Ну, нет кита, ну, нет кита,
Ну, нет кита не видно.
Вот беда, ну, вот беда,
Ну до чего ж обидно.
Подходя к дому ребята вместе со мной во всю глотку заорали:
Ну, нет кита, ну, нет кита,
Ну, нет кита не видно.
Вот беда, ну, вот беда,
Ну до чего ж обидно.
Свидетельство о публикации №221051101327