Песня Океанид

                Читая Гейне. 4

                (стихотворение в прозе) 

                Песня Океанид

   Вечером успокаивается море. На пустынном берегу сидит одинокий человек, пустым взглядом упершись в холодное небо, в холодное море и дальше за горизонт. Его печальные вздохи возвращаются, но не находят дороги к замкнутому сердцу, испускающему такой громкий стон, что стаи белых чаек, вспугнутых из песчаных гнезд, крикливо взлетают вверх, а он смеясь говорит им: "Вы, белоснежные птицы, реющие над морями, пьющие морскую воду и клюющие жирное мясо тюленей, ваша жизнь еще горше вашей пищи! Я же, счастливчик, наслаждаюсь только сладким! Я вдыхаю сладкий аромат роз, в лунном свете слушаю пение соловья, а самое сладкое на свете для меня это любить и быть любимым.

   Она любит меня! Она любит меня, эта прекрасная девушка! Она стоит на балконе своего дома и вглядывается в сумерки - не покажусь ли я в конце улицы. Верьте мне!

   Напрасны ее ожидания. Она вздыхает и спускается в сад, идет по лунной аллее и рассказывает цветам, как любит меня. Верьте мне!

   А позже в постели рассматривает мой портрет и прижимает его к груди, и даже утром за завтраком на хлебе с маслом видит мою смеющуюся физиономию, и от любви поедает ее. Верьте мне!"

   Чайки слушают хвастуна, и их пронзительные крики напоминают холодное, ироничное хихикание. Сумеречный туман рассеивается, из фиолетовых туч зловеще проглядывает желто-зеленая луна и из глубины морской пучины уныло, как свист ветра, слышится песня Океанид, прекрасных морских нимф. 

   "О ты, глупец, хвастливый глупец!

   Ты, мученик печали! Оттого убиты все твои надежды, несбыточные мечты твоего сердца. В твоей голове царит ночь, твой мозг пронзают молнии безумия!

   О ты, глупец, хвастливый глупец!

   Твое упрямство сродни упрямству Титана, укравшего у Богов небесный огонь и отдавшего его людям. Он, прикованный к скале и терзаемый коршуном, стонет так громко, что даже мы слышим этот крик о помощи и поднимаемся из глубины моря, чтобы облегчить его судьбу своим песнопением.

   О ты, глупец, хвастливый глупец!

   Было бы лучше тебе славить Богов и терпеливо нести свою тяжелую ношу, и нести ее до тех пор, пока Атлас сам не потеряет терпение и Вселенная низвергнется с его плеч в преисподню."

   Так пели Океаниды, прекрасные морские девы, пока их не накрыла высокая волна. Из-за облаков показалась луна - зевок ночи, а я долго еще сидел на пустынном берегу и невидящим взором смотрел вдаль.


Рецензии