Хроники городского леса. 22 апреля

Скажи, фиалка, отчего
Так рано к нам ты воротилась,
Когда в полях ни одного
Еще цветка не распустилось?

Алексей Плещеев

      22 апреля я совершил преступление. Преступление  намеренное, по предварительному сговору, преступление за которое я, однако,  не понесу никакого наказания, как и  за большинство экологических преступлений. Впрочем,  в этот день все бывает  не так, как всегда. Это день рождения вождя, день посадки деревьев, день субботников, День Земли. 22 апреля я уговорил местных депутатов вычистить Березовую Рощу.

Можно ли дважды вступить в одну воду? Можно ли дважды наступить на одни и те же грабли? Можно. Сорок лет назад я по глупости вычистил школьный заповедник, поднял пионерскую дружину на борьбу с сухостоем. Три километра мы шли под развернутыми красными знаменами с барабанным боем и позывными горнов. Водители редких машин высовывались из окон и махали руками. Как и положено по уставу,  мы выставили часовых у знамен и спустились в дебри глубокой балки. Отряды соревновались, кто больше упавших стволов вытащит,  с грохотом и треском выламывали сухостой из земли и складывали в огромные пирамиды на окраинах леса.  Домой возвращались уставшие и довольные, а после нашей чистки в заповеднике исчезла большая колония дроздов.  Дрозды в заповедник больше не вернулись. Может там произошли и другие изменения, но как же их было  проследить неграмотным энтузиастам?

   22 апреля, через сорок лет после первого преступления по неосторожности,  мы с депутатами нагрузили кузов  самосвала    сухостоем. Мужчины поднимали  упавшие стволы, женщины ветки, а малыши трогательно собирали веточки в пакеты. Коммунальщики каждому предлагали вручить новенькие грабли, чтобы собрать сухую листву. Нет картины более печальной для эколога, чем черные мешки с прошлогодней  листвой. На такое преступление я уже пойти не мог. Что важнее привлечь внимание жителей к проблемам городского леса, или оставить лес в неприкосновенности? Сознание, что нигде и никогда городские леса не останутся в первозданном облике, было слабым утешением.

   Я готов уже был к наказанию от природы, когда  свершилось чудо. На следующий день в роще поселились грачи. Вы любите грачей? Весной мы их действительно ждем, вспоминаем картину Саврасова. Но вспоминается и «Семейная хроника» Аксакова. Отец писателя не любил грачей – они сушат вершины берез.  Эту печальную картину я наблюдал много раз.  Берез действительно страдают и гибнут, а грачи переселяются в новые места, в новые рощи, чтобы погубить их через ряд лет. В нашей роще грачи уже жили когда-то, но после того, как пришли лесорубы и устроили маленький лесоповал по просьбе жителей, чьи окна затеняли деревья, грачи исчезли. И вот они вернулись в наше Простоквашино, и не знаешь – радоваться или печалиться. Хорош были грачевник  на картине передвижника, возле древней церквушки, но и на фоне девятиэтажных домов он смотрелся неплохо.

   Роща стояла чистая и пустая и вдруг сразу и кажется ниоткуда из сухих листьев явились миру  крошечные цветы. Настал час фиалок. Вы гуляли, читатель в весеннем  лесу,  где фиалки – у корней, как писал Бунин?  Фиалки такие крошечные, что обычно художники в натюрмортах изображают их где-нибудь на подоконнике вместе с вербой. И только на картине Гелены Павленко я видел настоящий фиалковый лес. Фиалки крошечные и это хорошо. Никому в голову не придет желание нарвать их в букетик, или сплести венок. Фиалки маленькие, но муравьи еще меньше и, однако,  муравьи  - главные хозяева леса. Жизнь фиалок и муравьев связаны навсегда. На каждом крошечном семечке фиалки прикреплен лакомый кусочек для муравьев.  Не зазорно и человеку почувствовать себя в роль муравья. Именно так поступал Гете. На каждую прогулку в окрестностях Веймара он брал семена фиалок и разбрасывал их, умножая красоту природы.

    Можно любоваться только фиалками, можно вдыхать, опустившись на колени их незабываемый запах, который называют фиалковым. Но гораэдо важнее прикоснуться к сообществу Рощи, увидеть не только фиалки, но и медуницу, что  поднимается  выше, но слишком редка, увидеть золотые  чаши  стародубки, увидеть муравьев, бегущих к вершинам берез по своим неведомым делам и услышать крики черных грачей у новеньких черных гнезд. Майская Березовая Роща приветствует вас и ждет встречи. Успехов


Рецензии
Понимаю каждое Ваше слово, дорогой Юрий! Нельзя сжигать листья, иначе не вырастут цветы и трава, а будет пыль и пустыня. Листья - это и корм для деревьев.

С теплом и Уважением,
Лев.

Лев Неронов   15.05.2021 18:02     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.