ВоТ Польский Валерий Дмитриевич

Представляем Вам новый эпизод подкаста «ВоТ» - «Всё о творчестве с Григорием Беловым».

Вы можете послушать подкаст на любой удобной платформе - https://podcast.ru/1560156593

Статья с фото, видео и активными ссылками доступна в ВК - https://vk.com/ @russia_belov-vot-polskii-valerii-dmitrievich


Мы встречаемся с Польским Валерием Дмитриевичем - автором-исполнителем, композитором, немного поэтом. Как он про себя говорит - "просто автор текстов".
Из эпизода Вы узнаете:

- что общего между Павкой Корчагиным и нашим сегодняшним гостем,
- какая связь между героем гражданской войны Щорсом и Ленинградом,
- как повлиял фильм Андрея Тарковского "Зеркало" на дальнейшую судьбу нашего героя,
- София Ротару и Валерий Польский - судьба одной песни Арсения Тарковского.
- а главное, Вы услышите Валерия, который исполнит для Вас песни из разных эпох своей творческой жизни.

Григорий: В далёком 1951 году, на северо-востоке Украины в маленьком городишке Щорс родился маленький мальчик, которого назвали Валера. Помните старую песню времен гражданской войны: «Шел отряд по берегу, шел издалека, шел под красным знаменем командир полка…»? Так вот, — этот маленький зеленый и очень местечковый еврейский городок находится в двухстах километрах от Киева, в семидесяти от Чернигова и в ста километрах от Гомеля…. Сегодня этот город называется Сновск, который относится к Черниговской области.

Место очень красивое и певучее. Когда живешь на Украине, и пропитан этим воздухом и музыкой, не очень осознаешь, насколько это поэтично. Сейчас многие признают, что украинский язык и песни - это сама музыка, и ты с этим соглашаешься, хотя раньше об этом мало кто задумывался.

Время шло, а мальчуган рос. После окончания школы Валерий поступил в Ленинградский государственный университет и, закончив его в 1973 году, остался учиться в аспирантуре экономического факультета.

Сейчас он кандидат экономических наук, доцент и работает в «Корабелке» - это Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.

Здравствуйте, Валерий.

Валерий: Здравствуйте, Григорий. Рад нашей встрече.

Григорий: Валерий, насколько я знаю, Вы не только преподаватель, но и очень творческий человек, поэтому я и решил пригласить Вас поучаствовать в подкасте «ВоТ» - «Всё о творчестве с Григорием Беловым».

Расскажите немного о своей биографии.

Валерий: С удовольствием, Григорий. Как Вы только что сказали, украинский язык и песни — это сама музыка. У мамы был красивый мелодичный голос, и она очень душевно пела…Мама была красивой Женщиной - и телом, и душой. Сестра Тома закончила музыкальную школу и тоже неплохо пела. Батя шутил, что ему медведь на ухо наступил, поэтому вся музыкальность у нас от мамы. Моя дочь Ярослава тоже музыкальная, и великолепно поет!

Мои родители были добрыми и хорошими людьми, и в Щорсе их помнят до сих пор. Оба воевали и имеют награды. Светлая им память…

Отец работал секретарем райкома, и я его плохо помню в детстве. Когда я засыпал - он еще был на работе. Когда просыпался-отец уже ехал в какой-нибудь колхоз поднимать народ на борьбу за урожай. Он был настоящим коммунистом - честным, порядочным и очень внимательным к людям.

Стихи Андрей Малышко

Музыка Платон Майборода

Пiсня про рушник

Рідна мати моя, ти ночей не доспала
I водила мене у поля край села,
І в дорогу далеку ти мене на зорі проводжала,
І рушник вишиваний на щастя дала.

І в дорогу далеку ти мене на зорі проводжала,
І рушник вишиваний на щастя, на долю дала.

Хай на ньому цвіте росяниста доріжка,
І зелені луги, й солов'їні гаї,
І твоя незрадлива материнська ласкава усмішка,
І засмучені очі хороші твої.

І твоя незрадлива материнська ласкава усмішка,
І засмучені очі хороші блакитні твої.

Я візьму той рушник, простелю, наче долю,
В тихім шелесті трав, в щебетанні дібров,
І на тім рушничкові оживе все знайоме до болю —
І дитинство, й розлука, і вірна любов.

І на тім рушничкові оживе все знайоме до болю —
І дитинство, й розлука, й твоя материнська любов.

Музыкальную школу я не закончил, но поступать пытался в Киевский театральный институт. Курс набирал тот самый Николай Павлович Мащенко, который поставил фильм про Павку Корчагина с Владимиром Конкиным. Я думаю, его ещё кто-то помнит, наверное? Короче, он меня не взял - вылетел я с последнего испытания, - слишком много возле института стояло черных генеральских Волг и Чаек, а у меня оставалась одна неделя на подготовку к экзамену, который случился первого августа.

И надо же было такому случиться - через мой город проходила железная дорога, и через 22 часа можно было оказаться в Ленинграде на Витебском вокзале. Ровно через неделю, 1 августа 1968 года, я стал студентом экономического факультета ЛГУ. Мне достаточно было сдать только один экзамен, так как у меня была серебряная медаль. Я его успешно сдал. Тогда мне было семнадцать с половиной.

Если коротко, то не знаю, потеряло ли что-нибудь театральное и киноискусство, но то, что экономическая теория ничего не приобрела — это точно.

Жили мы в начале в Старом Петергофе и там кто-то из старшекурсников показал мне пару аккордов на гитаре. С тех пор она всегда со мной, хотя к своему стыду я так и не научился играть на ней. Поэтому я просто бренчу и сопровождаю свое пение несколькими аккордами.

Григорий: Да, интересная история. А давайте мы поподробнее поговорим о Вашей творческой жизни и начнём именно с того момента, когда Вам показали первые аккорды.

Валерий: Однажды, глубокой ночью осенью 1969 года, когда мы учились на втором курсе, мой сосед по комнате, с которым мы жили в общежитии номер 6 на Мытнинской набережной, Валера Рыбаков прошептал мне в ухо: «Вставай и бери гитару, я песню написал».

Я думаю, это была едва ли не первая песня, о всесоюзной переписи населения 1970 года.

Текст песни о «переписи населения»

Потом мы с Валеркой создали творческое содружество «Пол-Фиш» и записали на древний катушечный магнитофон «Астра» мой первый альбом. Это были сопливые песни о любви:

Я жду тебя уж столько зим

Помочь мне можешь только ты

Я буду ждать одну тебя

И буду ждать тебя всегда

Стишата, конечно, еще те, но мелодии мне удались неплохие. Сейчас это смешно, но тогда мы ходили влюбленные, и я заунывно пел Валеркины «стихи». Кассета с записью альбома куда-то запропастилась, думаю кто-то из девчонок ее прибрал, и слава Богу, что так.

К сожалению, наши пути-дорожки с Валерой разошлись, я даже думаю, что он ушел с факультета…

Григорий: Валерий, расскажите, а когда Вы начали увлекаться настоящей поэзией?

К настоящей поэзии я обратился уже в аспирантуре. Тогда как раз вышел в прокат фильм Андрея Тарковского «Зеркало», и мы дружной аспирантской толпой пошли в кинотеатр «Великан» смотреть его. В фильме много стихов Арсения Тарковского, отца Андрея. Он читал стихи сам, и я был просто сражен его поэзией. Поход на «Зеркало» для нас был сильнейшим эмоциональным ударом. После окончания фильма мы просто шли и молчали… Около часа шли и молчали…

В итоге у меня родился целый цикл из 7 песен на стихи Тарковского. Григорий. Я покажу Вам несколько песен из этого цикла, чуть позже, когда вернёмся к разговору о поэзии.

А сейчас я хотел бы пригласить Вас на прогулку по моему городу, где я родился и вырос. Мы пройдем по зеленым улицам и заглянем в окна старух и стариков, которые выглядывают из них. Заглянем туда, где между рамами на нас смотрит старая прошлогодняя вата, по которой разбросаны блестки…

Арсений Тарковский

Позднее наследство

Позднее наследство,
Призрак, звук пустой,
Ложный слепок детства,
Бедный город мой.

Тяготит мне плечи
Бремя стольких лет.
Смысла в этой встрече
На поверку нет.

Здесь теперь другое
Небо за окном —
Дымно-голубое,
С белым голубком.

Резко, слишком резко,
Издали видна,
Рдеет занавеска
В прорези окна,

И, не уставая,
Смотрит мне вослед
Маска восковая
Стародавних лет.

Есть у Тарковского белые стихи…. «Листья». Я с опаской подходил к этой песне. Немного боялся и думал: «Как же без рифмы?» Очень долго у меня ничего не получалось. Я уже было подумал, что ладно, надо оставить эту затею. Но однажды утром взяв в руки гитару, я почувствовал вдохновение и сразу спел эту песню. Сегодня она звучит так:

Арсений Тарковский

Сколько листвы намело...

Сколько листвы намело. Это легкие наших деревьев,
Опустошенные, сплющенные пузыри кислорода,
Кровли птичьих гнездовий, опора летнего неба,
Крылья замученных бабочек, охра и пурпур надежды
На драгоценную жизнь, на раздоры и примиренья.
Падайте наискось наземь, горите в кострах, дотлевайте,
Лодочки глупых сильфид, у нас под ногами. А дети
Северных птиц улетают на юг, ни с кем не прощаясь.
Листья, братья мои, дайте знак, что через полгода
Ваша зеленая смена оденет нагие деревья.
Листья, братья мои, внушите мне полную веру
В силы и зренье благое мое и мое осязанье,
Листья, братья мои, укрепите меня в этой жизни,
Листья, братья мои, на ветвях удержитесь до снега.

Григорий: Как я понимаю, у Вас появился целый цикл песен по Тарковскому. Вы его записали и сделали альбом?

Валерий: Нет, к сожалению. Весь альбом давно у меня в голове и на языке. Нужно найти звукорежиссера, который бы помог его записать и аранжировать.

Григорий: Я думаю, наши слушатели помогут Вам в этом. После нашего подкаста, наверняка, найдутся творческие люди, которые бы с удовольствием поработали с Вами над альбомом.

Валерий: Это было бы здорово, но я продолжу разговор об этом цикле Тарковского.

Много лет назад Соня Ротару спела песню-хит «Вот и лето прошло» в стиле «ум-ца-ца» очень быстро и звонко, и тогда мне показалось, что без души. Я обиделся за такое исполнение стихов Арсения Тарковского. Эти стихи нельзя исполнять в ресторанном стиле. Их нужно петь по-другому.

Я допускаю, что моя мелодия и исполнение не являются эталоном, тем более широкая публика знает эту песню в исполнении Ротару, но, как мне кажется, этот вариант-антитеза вполне может иметь право на существование.

Арсений Тарковский

Вот и лето прошло...

Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.

Всё, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло.
Только этого мало.

Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Всё горело светло.
Только этого мало.

Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала.
Мне и вправду везло.
Только этого мало.

Листьев не обожгло,
Веток не обломало...
День промыт, как стекло.
Только этого мало.

Летом 1980 года мой приятель Миша Ярцев сгреб меня в охапку и потащил в мастерскую художника. Мы пошли по улице Желябова (теперь Большая Конюшенная), и я попал в чудный и неизвестный мне мир, где хозяйничал Андрей Геннадиев. Тогда я осознал, насколько это самобытный и глубокий художник. Мастерская была уставлена рыцарскими доспехами и чудными тонкой работы женскими нарядами, был там, конечно, и манекен. Я взял гитару и спел песню на стихи Тарковского «Манекен». У Андрея засветились глаза, - ему очень понравилась песня. Мы мило общались, как вдруг кто-то из гостей посмотрел на часы и громко сказал: «Мужики, еще 15 минут, и мы перейдем в категорию «антисемитов» (спиртное продавали до семи часов вечера))))

Андрей под дружный хохот начал облачаться в рыцарские доспехи, и мы нестройной толпой поспешили к винному подвалу. Впереди шел рыцарь. Его кудри развевались по ветру, а железное убранство издавало грозные звуки.

Толпа почтительно расступилась перед рыцарем и кассирша, не глядя спросила, что «пробить»? Андрей просунул кулак, в котором были зажаты мятые рубли и «трешки» и гордо сказал: «Два коньяка!»

В этот момент кассирша взглянула на Андрея и ахнула. Андрей дернул головой и его забрало с грохотом захлопнулось. У тетки глаза просто вылезли на лоб!

Немую сцену трудно было описать словами!

Арсений Тарковский

Манекен

В мастерской живописца сидит манекен
Деревянный, суставчатый, весь на шарнирах,
Откровенный, как правда, в зияющих дырах
На местах сочленений локтей и колен.

Пахнет пылью и тленом, пахнёт скипидаром,
Живописец уже натянул полотно.
Кем ты станешь, натурщик? Не все ли равно,
Если ты неживой и позируешь даром.

Ах, не все ли равно. Подмалевок лилов,
Черный контур клубится под кистью шершавой.
Кисть в союзе с кредитками, краска со славой.
Нет для смежных искусств у поэзии слов.

Кто хозяин твой? Гений? Бездарность? Халтурщик?
Я молве-клеветнице его не предам,
Потому что из глины был создан Адам.
Ты - подобье Адама, бесплатный натурщик.

Кто я сам, если плачут и ходят окрест
На шарнирах и в дырах пространство и время,
Многозвездный венец возлагают на темя
И на слабые плечи пророческий крест?

Андрей, наверное, уже и не помнит эту историю, но нам было весело!

Григорий: Валерий, я знаю, что после окончания аспирантуры Вы сразу начали преподавать. Где это было и в каком ВУЗе? Расскажите поподробнее об этом.

Валерий: У меня была «целевая» аспирантура. Я знал, что после ее окончания надо ехать и работать в другой город. Восемь лет моей жизни, после окончания аспирантуры я проработал в Сыктывкаре, и именно оттуда я несколько раз в год прилетал в Питер. Кроме большого желания увидеть своих друзей и сам город (многие из вас будут долго смеяться), другой причиной столь частых визитов было желание купить в Ленинграде и привезти в Коми элементарной еды! Мясо, кура, масло, - чего в местных магазинах вообще не наблюдалось никогда! В продаже я ни разу этого не видел.

Но именно здесь я написал свой цикл Тарковского и именно отсюда, с 1980 года, в течении семи лет ездил на фестивали эстонской рок-музыки в Тарту. В этом мне помогал эстонский друг Виктор Хютт.

Тогда в «Союзе» не было не только секса, но и рока, а в Эстонии существовал этот чудный фестиваль. Именно в Тарту я впервые пел на Ратушной площади, где было почти четыре тысячи зрителей. Это было одно из самых запоминающихся событий в моей жизни. Именно там, стоя на сцене, я впервые осознал великую силу воздействия на большую массу людей и ощутил обратную связь от 8 тысяч глаз!

Мои отдельные приветы и самые наилучшие пожелания моим друзьям - семейству Боба Лисовика и Лены Северовой. Именно эта семья осуществляла мою связь с Питером и не давала мне засохнуть в Сыктывкаре, чтобы не происходило. Мы дружим до сих пор, и я с благодарностью вспоминаю, все, что нас связывает.

Вот одна из песен того периода на стихи Эльдара Рязанова:

Эльдар Рязанов

Все беспричинно

Все беспричинно. Чей-то взгляд. Весна.
И жизнь легка. Не давит ее ноша.
И на душе такая тишина,
что, кажется, от счастья задохнешься.

Все беспричинно. Чей-то взгляд. Зима.
И жизнь бежит. И неподъемна ноша.
И на душе такая кутерьма,
что, кажется, от горя задохнешься.

То ночь жарка, а то морозен день…
Вся жизнь в полоску, словно шкура тигра.
А на душе такая дребедень…
Да, жаль, к концу подходят эти игры…

Григорий: Валерий, а есть ли у Вас свои кумиры и духовные наставники, те на которых хочется равняться?

Валерий: Кумиры и духовные наставники? Да, моим учителем, который привел мой голосовой аппарат в сегодняшнее состояние своей уникальной методикой, стала Наталья Исааковна Пирозерская. Она была блестящим педагогом вокала, которая создала и поправила голосовые данные не одного десятка людей. Все ей очень благодарны, в том числе и я. Многим безумно сегодня не хватает ее занятий и наставлений. Светлая ей память.

Кумиров мы создаем сами и с легкостью от них отказываемся, если с головой всё в порядке. Людей, которые оказали то или иное влияние на мое музыкальное мироощущение - великое множество! Разделить музыкальное и любое другое миропонимание, и мироощущение — совершенно невозможно! Сегодня мой сын Лёва, который ходит в седьмой класс музыкальной школы — мой кумир и мое Солнышко. Я у него многому учусь! Он занимается на хоровом отделении и много поет. Лёва был отобран в «Детский хор России». Ну чем не кумир?

Григорий: Валерий, а откуда Вы черпаете своё вдохновение?

Валерий: А что это такое вдохновение? Когда ты в полном ауте пытаешься выжить в современном мире? Когда из тебя вдруг непонятно почему полезла какая-нибудь мелодия, или корявый текст? (Я подчеркиваю, что стихов не пишу. Стихи, это «от Бога», а таких талантов мне не дано). Или может тогда, когда ты едешь в автобусе и судорожно ищешь клочок бумаги, чтобы что-то не записать? Не знаю…

Григорий: Я думаю, вдохновение — это то, что нас направляет на творческий путь.

Валерий: Творческий путь? Это загадочный для меня вопрос. Как только кто-то заговорит о своем творческом пути — это меня напрягает. Пусть другие люди оценят то, что ты собираешься делать или сделал. А творчество это или просто изведение бумаги или пленки — вот это вопрос. Как там было у Жванецкого (если не ошибаюсь): «Сажусь творить — не творится…»

Эти вопросы для меня принципиально важны. Сегодня в эпоху цифры эфиры наполнены колоссальным количеством художественных и поэтических фейков.

Графомания правит балом на просторах интернета. Это относится практически ко всем сферам жизни, но мы сейчас говорим о поэтическом и музыкальном творчестве. На фоне некоторых современных «поэтов» даже и мои корявые строчки иногда кажутся мне чем-то значимым… однако, НЕТ!!!

Я говорю себе: «СТОП… парниша. Ну какой из тебя поэт? Если ты умеешь сплести пару строчек и срифмовать их: рука-река, ушла-пришла, зашла-подошла. Это же издевательство над поэзией, которая ,конечно, есть состояние души».

Как там было у Андрея Вознесенского: «Две тысячи семьсот семнадцать поэтов нашей федерации стихи напишут за меня, они не знают деградации…»

Григорий: Мне кажется, Вы жестко оппонируете графомании?

Валерий: Это просто «фанера» везде, и во всем. Вопрос для меня тоже очень важный. Я уже 10 лет не включаю телевизор, но, когда попадаю туда на 5 минут - хочется сходить и принять душ. Понимаете, мне кажется, что мы живет в такое время, когда о вкусах надо не только спорить, но и кричать! У каждого поколения должен быть свой «Битлз». Мне повезло, ибо в мои тинейджерские годы удавалось через треск глушилок слушать «их» музыку. Эти бесконечные ток - шоу, а точнее сказать, прачечные для нижнего белья, воспитывают дурновкусие и просто отупляют людей. Один «народный любимец» бегает по сцене с павлиньими перьями, у другого кличка паркетного исполнителя, а вот эта прожила часть жизни за стеклом и свихнулась от популярности. Важно понять, что я - не сторонник запретов, и пусть цветут все цвета радуги. Только у человека в нашей стране должен быть свободный выбор во всем.

Григорий: А какой Ваш девиз по жизни?

Валерий: Мой девиз по жизни: «дожить до рассвета». Жить, а там посмотрим, что получится…. Мне кажется, что я достаточно сильная личность и не злой человек, а это для меня самое главное в жизни.

Григорий: Расскажите, а что помогает справляться с трудностями?

Валерий: Это банально. С трудностями помогают справляться работа и любовь. Работать в стол — бездарно и глупо. Не верьте тем, кто говорит, что ему все равно, и что это он делает для себя! Любая творческая работа должна получить хоть какую-то оценку извне. Так устроена жизнь. В этом смысле все авторы «немного с февральком», как выражается одна моя хорошая знакомая. Кому все это будет нужно через много лет, если ты, конечно, не Иосиф Бродский или Джон Леннон?

Кстати, о классике. Много лет назад я проникся строчками Бродского, и недолго думая решил привлечь к песне еще одного автора - питерскую Ольгу Боброву. Родилась композиция «Ниоткуда с любовью». Меня долго терзали сомнения, смогу ли я, и имею ли я право соединять в одной песне этих двух авторов? Понимаю, что есть некий элемент эклектичности, но после того, как у Ника Старковского родилась аранжировка, мне кажется, песня стала хорошо слушаться (про Старковского я расскажу подробно чуть позже).

Иосиф Бродский, Ольга Боброва

Ниоткуда с любовью

Поздно ночью, в уснувшей долине, на самом дне,
в городке, занесенном снегом по ручку двери,
извиваясь ночью на простыне
как не сказано ниже по крайней мере
я взбиваю подушку мычащим "ты"
за морями, которым конца и края,
в темноте всем телом твои черты,
как безумное зеркало повторяя.
Моя обитель одиночество
Видений зыбких полусон
Моя печаль, мои пророчества
Моя свеча, мой бастион
Старость — это вовсе не годы,
Старость — это когда много горя
Старость — это когда мало радости
Старость — это просто усталость
я взбиваю подушку мычащим "ты"
за морями, которым конца и края,
в темноте всем телом твои черты,
как безумное зеркало повторяя.

Григорий: Валерий, а как у Вас складываются отношения с людьми, которые присутствуют в Вашей жизни?

Валерий: Мне кажется, что мне повезло в жизни. Конечно, как и всех, меня окружают разные люди, но большинство - честные и хорошие!

Я не могу не вспомнить здесь чудесную Лору Квинт, которая тоже оказала на меня благотворное воздействие, формировала и развивала мои музыкальные способности. Я просто наблюдал за ней, как она ТВОРИТ. Помню ночные посиделки у Лоры, когда она жила в Питере. Однажды мы сидели в ее квартире, где окна смотрели на Лавру, как вдруг Лора прыгнула к фортепиано и на наших глазах сотворила чудесную музыку. Да, это было. И это случалось не раз и прямо на моих глазах. Её песни на стихи Николая Зиновьева были для меня как глоток свежего воздуха. Вы не представляете Григорий, на сколько её проникновенное исполнение бередило душу. Их совместные творения были глубокие, самобытные и удивительные, особенно для того советского времени.

Однажды у меня хватило наглости сесть за пианино и исполнить одну из песен цикла Тарковского, и Лора (сама Лора Квинт!) пела вместе со мной под мою музыку. У Валеры Макарова - журналиста Ленинградского радио, от удивления округлились глаза. Я с удовольствием вспоминаю те далекие времена.

Арсений Тарковский

Я прощаюсь со всем...

Я прощаюсь со всем, чем когда-то я был
И что я презирал, ненавидел, любил.

Начинается новая жизнь для меня,
И прощаюсь я с кожей вчерашнего дня.

Больше я от себя не желаю вестей
И прощаюсь с собою до мозга костей,

И уже наконец над собою стою,
Отделяю постылую душу мою,

В пустоте оставляю себя самого,
Равнодушно смотрю на себя - на него.

Здравствуй, здравствуй, моя ледяная броня,
Здравствуй, хлеб без меня и вино без меня,

Сновидения ночи и бабочки дня,
Здравствуй, всё без меня, и вы все без меня!

Я читаю страницы неписаных книг,
Слышу круглого яблока круглый язык,

Слышу белого облака белую речь,
Но ни слова для вас не умею сберечь,

Потому что сосудом скудельным я был.
И не знаю, зачем сам себя я разбил.

Больше сферы подвижной в руке не держу
И ни слова без слова я вам не скажу.

А когда-то во мне находили слова
Люди, рыбы и камни, листва и трава.

А сейчас я расскажу ещё одну историю. С этим человеком мы познакомились на концерте «Соборище», которое организовывает Настя Мурзич. Тот концерт был в галерее 4.33 на Ваське. Между нами сразу возникла взаимная симпатия. Григорий Белов предстал передо мной: - мастером, профессионалом, оператором и режиссером. Сегодня я знаю его еще и как поэта, общественного деятеля, организатора и обладателя многих творческих наград. Чуть позже, благодаря его бескорыстию и легкости, он приехал на презентацию моего второго альбома. Сейчас на канале Ютуб можно найти ролики, которые он тогда сделал для меня. Их с удовольствием смотрят разные люди и оставляют добрые комментарии. И сейчас, в данный момент эта передача, этот подкаст записывается с его легкой руки. Григорий, я благодарю Вас! И это не комплименты, Григорий, - здесь всё правда.

Григорий: Спасибо Вам за тёплые слова. Мне очень приятно!

Раз мы с Вами вспомнили те концерты, то может Вы поподробнее расскажете о концертной деятельности?

Валерий: О, это отдельный вопрос. Поскольку я - кот, который гуляет сам по себе, то и мои концертики сегодня случайны и стихийны.

Вот вспоминается история шлюпочных походов «Корабелки», где я имел честь выступать в роли комиссара. Пятнадцать походов! Это немало, и историй там видимо-невидимо. Если брать поход в течение месяца, то набегало по 15-17 трёхчасовых импровизированных концертов у костра. Это было в 90-е годы. Однажды мы выступали в Артеке. Перед сценой собралось тысячи три зрителей. Там были вожатые, воспитатели, но основной аудиторией были дети! Концерт прошёл с такой энергетикой, что, когда время подошло к концу, зрители не хотели отпускать нас.

История шлюпочных походов «Корабелки» заслуживает отдельной передачи, и не одной. С 1987 года я начал «комиссарить» в походах и познакомился с настоящими мужиками: — это военморы, подводники, преподаватели военного факультета. Люди, влюбленные в свою профессию, море, ВМФ и, конечно, в шлюпку ЯЛ-6. Это люди на 100 процентов надежные! С удовольствием вспоминаю наши совместные походы с финнами в 90-е годы. Хорошо помню командира Василия Сапожникова и начальника штаба Валерия Ходунова. Это мои друзья по жизни! Говорить много не буду—я лучше прочитаю отрывок моей статьи из нашей газеты «За кадры верфям». Я сегодня специально захватил его с собой.

Григорий: Замечательно! Я думаю, что всем будет интересно окунуться в ту атмосферу девяностых.

Валерий: Есть на яле цилиндрической формы сосуд, анкерок для питьевой воды. В те годы Ходунов мог еще принять на грудь 200 грамм, и, хотя в походе никогда не было пьянства, но у нас с собой «всегда было». Идем мы от Петрозаводска по Онеге. Тут я начал замечать, что Ходунов слишком часто и достаточно пристально поглядывает на анкер — хорошо ли он стоит. «Ну, колись», — говорю.

Начальник штаба хитро улыбается и молчит. Наконец, выбрали место стоянки и наблюдаем совершенно идиллическую картинку. Вечерок, тепло и тихо, уже горит костер, народ ставится, шум, голоса, - короче, «ляпота».

Ходунов сходил к анкерку и налил хорошую такую алюминиевую военно-морскую кружку какого-то напитка. На вкус компот градусов 12-15, но «забирает». Подошел Сапожников, укоризненно покачал головой, но уважил. За ним Андрюха Захаров подтянулся. Хорошо сидим! Ходунов открыл секрет: «Там, — говорит, — литров 10 сухого вина, 3 литра спирта, 1 кг меда, 1 литр малинового сиропа, отвар травы зверобоя и мяты».

Словом, - компот, что с него взять? И подходит к нам розовощекий, улыбчивый, аккуратный и педантичный, не пьет и, тем более, не курит, -Пертти Ахвонен. Надо сказать, что Пертти не понимал ни по-английски, ни по-русски, а мы все естественно, были «крупные специалисты» в области финно-угорской словесности. И после того, как Ходунов налил вторую кружку нашего компота, я попытался объяснить Пертти, что у подводников есть такой обычай — постучать ногтем большого пальца по донышку кружки, чтоб количество погружений всегда соответствовало количеству всплытий. «Ты, Пертти, — говорю, — первый глоток сделай, а потом по кругу предай кружку. Тебе - первый глоток». «И-ес», — сказал Пертти и залпом осушил всю полную 350 граммовую кружечку…

Сначала установилась тишина (Пертти вообще не пьет), а потом я впервые в жизни наблюдал как человек медленно разлагается, движения рук и ног стали асинхронны, глаза приобрели странный оттенок! Пертти, конечно, отошел через пару дней, но с тех пор, когда мы предлагаем ему рюмашку, он испуганно улыбается, трясет руками и говорит: «Ноооу!» Так «сработал» коктейль Ходунова.

Это только одна из невыдуманных историй. С юмором у шлюпарей все в полном порядке!

Ну и надо, наверное, нашу шлюпарскую песню исполнить.

Вадим Кузнецов

Мы в такие ходили дали

Мы в такие ходили дали
Что не очень туда дойдёшь.
С комарами в палатках спали,
Что не очень-то и уснёшь.
До мозолей растёрли руки,
Шлюпка — это вам не купе,
Но зачтёт нам все эти муки
Наша кафедра ВМП! * Am Говорят, что за эти годы E7 Измельчал наш гребной народ, Am Будто в шлюпочные походы E7 К нам сегодня никто не идёт. Am Говорят, нас боятся дамы, A7 Dm Вместо спирта у нас — вода... Dm Am Мы в ответ заявляем прямо: E7 Am Это полная ерунда! Нас не стало ничуть не меньше
И закалка — другим пример,
Можем жить без вина и женщин,
Лишь бы с нами был офицер.
Он решение примет любое,
Командир он нам и отец,
Ну, а если их будет двое,
Это, братцы, всему... «конец»!

Скоро примет нас город старый,
Но и здесь не сидится нам,
Мы спешим в кабаки и в бары,
И по прочим злачным местам.
И не знаем, за что страдаем,
Но, лишь первый лёд унесло, Мы манатки в рюкзак кидаем,
Чтобы снова сесть за весло

До 2018 года я часто принимал участие в концертах группы «Радость», куда меня определял лидер группы Ник Старковский. Для меня это был очень ценный музыкальный опыт. В каких клубах мы только не выступали в то время!

https://youtu.be/cuygEuMOJ8s

Ну, а в «доковидные» времена несколько раз в год, с большим удовольствием, пел на «Соборищах» у Насти Мурзич. За что ей отдельная благодарность!

Так, что приглашайте, если что… споем!

Григорий: Я познакомился с Ником Старковским на Вашей второй презентации. Сегодня Вы не раз вспоминали его имя. Расскажите о нём. Что он за личность?

Валерий: Да, Григорий, Вы с Колей знакомы с тех времен, когда снимали на Невском, 24 в АРТ-салоне мою презентацию второго альбома. Она с Вашей и Колиной легкой руки потом разошлась по сети. Так что мир тесен.

Лет десять назад в моей личной жизни произошли крутые события, что привело к тому, что из меня полезла музыка, а иногда и тексты. Появилось желание записать эту музыку. Я начал поиски хорошей студии и звукорежиссёра, и они затянулись так, что я почти потерял уверенность, что удастся найти хоть кого-нибудь, кто сможет мне помочь. Однажды я оказался на приеме у психолога, таролога и просто ведьмы, Терезы Славович. Она дала мне задание - через неделю найти того, кто будет записывать мои песни. Это как выяснилось, был последний «пинок», и мы встретились с Николаем Старковским!!! Спасибо, Тереза!

Николаю было тридцать два года, а мне на 30 лет больше. Этот парень так трепетно и чутко отнесся к моим творениям, так внедрился в мою взрослую и нудноватую (как мне казалось) музыку, что мы за пять с небольшим лет записали три альбома. Это случилось к 2018 году. Ник - блестящий музыкант мультиинструменталист, классный аранжировщик и звукорежиссер. Впрочем, я думаю, что Вы сможете оценить его умения и на этой встрече.

Кроме человеческих отношений, мы совпали в главном, - мы совпали в музыке. Когда ты приходишь в студию и коряво играешь на гитаре и поешь сырую песню, когда делаешь «рыбу», а к шестому часу работы звучит аранжированная мелодия с басом, ритмом и соло гитарой, прописаны ударные, фортепиано и орган – это чудо! В добавок все это сделано и сыграно высокопрофессионально и с душой.

Это дорогого стоит! Так продолжалось примерно 6 лет, и - вот они три альбома, три диска в конвертах! А еще несколько, пока невостребованных треков. Спасибо тебе, Старый))) мой младший брат

Григорий: Валерий, в начале нашей встречи Вы обещали подробнее остановиться на отношениях с поэзией.

Валерий: Да, спасибо, что напомнили. Дело в том, что у меня издавна выработался принцип: мне интересно только то, что меня трогает и задевает, что проходит через меня и вызывает ответную эмоцию. Это касается искусства во всех проявлениях: - будь то музыка, поэзия или живопись. Если что-то меня «торкнуло», заставило остановиться, вслушаться и вглядеться — значит это мое!!! Я живу в свое время и в своей стране! Мне нет нужды отгораживаться от реальной жизни и тем более, тупо следовать за модой. Мне очень не нравятся реклама, PR и пропаганда, которые постоянно пытаются влезть в мое личное пространство и заставить меня что-то любить.

Стихи других авторов, на которые я пытаюсь сочинять музыку и исполнять, должны иметь внутреннюю мелодику, опираясь на которую и получается песня. Альбом, который сегодня до конца не записан, но почти составлен имеет подзаголовок: «Я пою стихи…»

Композиция Кафе из первого альбома «Песни Леди Ню» написана на стихи питерского поэта, журналиста Алексея Андреева. Сейчас он в Питере уже не живет, но мне показалось, что это очень питерские стихи. Более того, я в первый раз исполнил её на публику в высокоинтеллектуальном собрании преподавателей и высших чиновников «Корабелки». На собрании присутствовали сотрудники, деканы, проректор и даже сам ректор. Выходит доцент и поет: «минет». Представляете, какая была реакция? С работы меня не выгнали, но всякий раз народ загадочно улыбался, когда я беру в руки гитару: «Валера, спой про минет…». Сначала я пытался протестовать, мол, песня то про любовь!!! Но, потом кинул эту затею, будет вам про минет!

Алексей Андреев

Кафе

в том уличном кафе
сквозняк швырнул мои салфетки
тебе под ноги
так небрежно
ты отряхнула туфли
а я так и не вытер губы

так долго
будет пес бездомный
бежать за тем
кто обернется
первым

она не способна даже пожарить яйца
она отказывается делать минет
она так пошло и с кем попало смеется
Она так часто и неумело врет
Она помешана на собственных шмотках
ее не прет ни от джаза, ни от цветов
она не читала Милна
она идиотка
мама, может это и вправду любовь?

Григорий: Да, я думаю в «Корабелке» про эту историю будут слагать легенды! Расскажите, а как Вы «отбираете» себе соавторов?

Валерий: Во многом это происходит случайно. Мой соавтор - Лейла Мамедова. Однажды я сидел в метре от нее за столом, когда она схватила ручку, бумагу и стала быстро и как -то судорожно писать. Я видел, как она творит, и через несколько минут Лейла прочитала мне то, что пришло к ней сверху.

Я так не умею, я не поэт. В конце нашей встречи я покажу несколько песен собственного производства, где есть мои тексты и более ничего.

А сейчас послушайте песню из третьего альбома на стихи Лейлы Мамедовой:

Лейла Мамедова

Прошу не отпускай меня

Прошу, не отпускай меня
Не дай уйти на горизонты
Не позволяй мне все решать
Возьми бразды правленья в руки
Люби, сходи с ума опять
Меня зажги своим желаньем
Прошу, не отпускай меня
Хоть трудно удержать - я знаю…
Ведь не ушла еще весна
Из сердца твоего и мыслей
Она цветет там ждем меня
На ложе ландышей душистых
Не жди шагов, звонков
Дерзай, не опускай ты руки
Будь просто рядом навсегда
Лишь потому, что я твоя
Любовь и жизнь, твоя судьба!
Единственная, что нужна
Пойми, прими, верни меня
И больше, слышишь, никогда
На миллиметр или на миг
Держи не отпускай меня!
На миллиметр или на миг
Прошу, не отпускай меня….
Прошу, не отпускай меня
Не дай уйти за горизонты
Не позволяй мне всё решать
Возьми бразды правленья в руки
Люби, сходи с ума опять
Меня зажги своим желаньем
Прошу, не отпускай меня
Хоть трудно удержать я знаю
И больше, слышишь, никогда
На миллиметр или на миг
Держи не отпускай меня!
Прошу, не отпускай меня….
Люби, люби меня
Держи, не отпускай меня
Прошу, не отпускай меня
Люби, не отпускай меня
Держи, не отпускай меня

Несколько лет назад кто-то из приятелей прислал мне стихи незнакомого автора. Я прочитал и потянулся за гитарой и через 15 минут песня была готова. Это была москвичка Лиля Цепеман

Лиля Цепеман

Знаю, любишь

Знаю, любишь… Жестко, не гуманно…
Лепестками белыми по коже…
Медленно, мучительно и рвано…
Хочешь оторваться и не можешь…
Знаю, любишь…Пряником и плетью…
Слизывая соль кровоподтеков…
Шепотом животных междометий…
Ворохом живительных пороков…
Знаю, любишь… Тихо, напряженно…
Трепетно, упрямо, через волю…
Сдерживая, вырывая стоны…
Нервами, тревогами и болью…
Знаю, любишь… Страшно, не гуманно…
Хочешь оторваться и не можешь…
Медленно, мучительно и странно…
Лепестками белыми по коже…

Мне не очень нравится поэзия Эдуарда Асадова, но эта песня оказалась моей и по духу, и по мелодике.

Эдуард Асадов

Как много тех, с кем можно лечь в постель

Как много тех, с кем можно лечь в постель
Как мало тех, с кем хочется проснуться
И утром, расставаясь улыбнуться
И целый день, волнуясь, ждать вестей

Как много тех, с кем можно просто жить
Пить кофе по утрам, и говорить, и спорить
С кем можно ездить отдыхать на море
И, как положено – и в радости, и в горе

Быть рядом... Но при этом не любить….
Как мало тех, с кем хочется мечтать
Смотреть, как облака роятся в небе
Писать слова любви на первом снеге

И думать лишь об этом человеке
И счастья большего не знать и не желать
Как мало тех, с кем можно помолчать
Кто понимает с полуслова, с полувзгляда

Кому не жалко год за годом отдавать
И за кого ты сможешь, как награду
Любую боль, любую казнь принять

Вот так и вьётся эта канитель
Легко встречаются, без боли расстаются...
Все потому, что много тех, с кем можно лечь в постель
Все потому, что мало тех, с кем хочется проснуться

https://youtu.be/wF1fTdpuuyo

Как-то в сети наткнулся на стихи, которые обожгли. Боже, подумал я, как же её перепахало, чтобы выдать такие стихи. Это была моя землячка Любовь Козырь и ее Совет

Любовь Козырь

Не тратьте жизнь свою на тех, кто вас не ценит,
На тех, кто вас не любит и не ждёт,
На тех, кто без сомнений вам изменит,
Кто вдруг пойдёт на «новый поворот».

Не тратьте слёз своих на тех, кто их не видит,
На тех, кому вы просто не нужны,
На тех, кто, извинившись, вновь обидит,
Кто видит жизнь с обратной стороны.

Не тратьте сил своих на тех, кто вам не нужен,
На пыль в глаза и благородный понт,
На тех, кто дикой ревностью простужен,
На тех, кто без ума в себя влюблён.

Не тратьте слов своих на тех, кто их не слышит,
На мелочь, не достойную обид,
На тех, кто рядом с вами ровно дышит,
Чьё сердце вашей болью не болит.

Не тратьте жизнь свою, она не бесконечна,
Цените каждый вдох, момент и час,
Ведь в этом мире, пусть не безупречном,
Есть тот, кто молит небо лишь о вас!

Григорий: Валерий, а как Вы определяете музыкальный стиль, в котором пишете и исполняете музыку?

Валерий: Для меня это вопрос просто на засыпку. Я много раз пытался определить тот стиль, в котором работаю, и даже подключал сюда профессионалов. У меня не получилось добиться однозначного ответа. В моих песнях, мне кажется, есть элементы баллады и блюза, а иногда романса и рока. Иногда я ловлю себя на том, что та или иная композиция - не что иное, как бардовская песня. В общем, однозначного ответа нет.

Григорий: Валерий, ответьте пожалуйста на вопрос: какая тема для Вас самая главная в творчестве?

Валерий: Я когда-то сказал в одном из интервью: «Исследую тему любви в своей музыке. Нет для мужчины ничего более важного, чем любовь к Женщине и детям. Цель мужского существования вижу в служении Женщине! Не прислуживать, а именно служить!» Сегодня могу это повторить и не отказываюсь от этих слов.

Григорий, я уже наверно «перебрал» выделенное мне для эфира время, но обещал слушателям представить песни, которые полностью мои и по музыке, и по текстам. Вы разрешите?

Григорий: Валерий, не смотрите на часы. Мы разговариваем о творчестве, а значит о вечном. Какие тут могут быть минуты или часы?

Валерий: Спасибо, Григорий. Тогда я вначале исполню из второго альбома…

Валерий Польский

Исповедь

Я хочу целовать твои ноги
И смотреться в глаза твои ясные
Чтобы боли твои и тревоги
Улетели как тучи ненастные

Я хочу целовать твои руки
И смотреть, как рождается вечность
Поглощая все беды разлуки
И рождая надежды беспечность

Я хочу целовать твою душу
И любить тебя так, как умею
Я твой мир никогда не разрушу
Обниму тебя и согрею

Я хочу целовать твои ноги
И смотреться в глаза твои ясные
Чтобы боли твои и тревоги
Улетели, как тучи ненастные

https://youtu.be/cuygEuMOJ8s

Хочу успеть представить еще одну композицию из второго альбома. Она называется «Хулиганочка». Весь второй альбом, который называется «Инная жизнь», включает в себя песни только с моими текстами. Здесь уже невозможно скрыться за широкой спиной маститого поэта и критиковать можно только мои несовершенства. Как только мы с Колей начали совместную работу, сразу не сговариваясь, стали мастерить альбом, а не какой-то сборник песен. Это более сложная работа. Она продвигалась медленно, поскольку приходилось писать композиции с учетом требований самого альбома.

Валерий Польский

Хулиганочка

Твои губы--родная обитель...
Хулиганочка правая бровь
А глаза твои- словно озёра
Там живет и таится любовь...

А улыбка твоя- лучик солнца
Мне другую вовек не сыскать
Голосок твой- грудной колокольчик
Позволяет мне жить и дышать...

Как люблю я твои очертанья!
И походки особую стать
Что всегда вызывает желанье
Подойти и с любовью обнять...

Твои губы родная обитель
Хулиганочка-правая бровь
А глаза твои словно озера
Там живет и таится любовь
А глаза твои словно озера
Там живет и таится любовь

https://youtu.be/WqY4wCTXM8A

А это композиция из третьего альбома, которая породила название и самого альбома - «Пространство любовь». Мне кажется, что это одна из самых красивых и качественных аранжировок Ника Старковского. Здесь Ник - уже зрелый аранжировщик, и мне нравится его насыщенный стиль.

Валерий Польский

Пространство Любовь

Не пробиться к тебе…достучаться…
Ложных смыслов не скинешь вуаль
Даже если к вершине подняться
Где несет свои воды печаль

Территория—личная метка
Будто девичий школьный дневник
За который не ставят отметки
И где каждый с душой напрямик…

Одиночества мерзкая мука
Одиночество —рваная боль
Если правит тобою разлука
Пожирая Пространство-Любовь….

Каждая песня имеет свою историю. Вот эта предпоследняя композиция на сегодня тоже из третьего альбома. Ник Старр написал ее, когда ему было 17 лет. Я давно знал эту песню и предложил включить ее в альбом. Все партии сыграны и записаны Колей с первого дубля, и в этом нет ничего удивительного, если жила эта песня в нем 20 лет…

Николай Старковский

Все не так…
Все не то… Все не так.
Упустил все дурак
Я же знал. Понимал
Что любовь не кристалл
Я люблю тебя
Не могу без тебя и дня
Я прошу тебя вернись
За детей помолись
Все прошло, все не так
Уже год я как раб
Я не ем, плохо сплю
Ты вернись.
Я прошу…
Я люблю тебя
Не могу без тебя и дня
Я прошу тебя вернись
За детей помолись

https://youtu.be/oFmuvH6VOMI

В завершение нашего разговора у меня есть для тех, кто еще со мной, одна песня, «крайняя» для меня на сегодня. Она называется «Носорог или русский рок-н-ролл». Это не типичный для меня текст, когда многое, что происходит в моей стране, уже вызывает тревогу и вопросы.

Валерий Польский

Носорог или русский рок-н-ролл

О, как извилиста дорога...
Куда бы нынче ты не шел
Стеклянный купол-недотрога
Танцует вечный рок-н-ролл

Смотри, что там за поворотом??
Туда, где раньше ты не жил…
Где ходят тени носорога
С кем в детстве мыслями дружил.

Там светлый город между сосен
Где солнце светит много дней
Багрянец клена топит осень
На красоту души твоей…

Свобода мысли там клокочет
Победа духа не земле!
А из людей никто не хочет
Жить вечно в нищей кабале…

………………………………………………………..

Но ты проснулся на рассвете
И сон чудесный вмиг ушел….
Ты видишь только носорога
Как он играет рок-н-ролл….

https://youtu.be/zhdFz9jI4gg

Мне трудно судить, насколько все три диска получились как альбомы, но мы старались! Самое главное, что именно в этих альбомах отражается бОльшая часть моих музыкальных поисков. А мы с Вами именно и планировали затронуть творческую составляющую этих поисков.

Я благодарю Вас, Григорий, за приглашение и возможность рассказать слушателям о своей жизни, поделиться своими мыслями и представить свои работы на широкую публику. Я желаю Вам здоровья, творческих успехов, а Вашему подкасту выйти в ТОП и радовать слушателей.

Григорий: Спасибо, Валерий, что нашли время приехать к нам в студию, поделится интересными историями и порадовать нас своим творчеством. Всего Вам доброго! До свидания.

Валерий: До свидания, Григорий.

Григорий: Сегодня в нашей некоммерческой студии подкастов «Мир да Лад», в подкасте «ВоТ» - «Всё о творчестве с Григорием Беловым» был замечательный автор и исполнитель Валерий Дмитриевич Польский.

Этот выпуск для Вас подготовили: Я, ведущий подкаста и технический директор студии «Мир да Лад» Григорий Белов, автор и выпускающий редактор Алексей Сухов, звукорежиссер и композитор Сергей Кузнецов инженер проекта Александр Белов, редактор Татьяна Журавлёва.

#ВалерийПольский #ВоТ #ВсЁоТворчестве #МирДаЛад #2Alexa #2Алекса


Рецензии
Литературное и музыкальное исследование. И стихи, стихи. Понравилось.

Валентина Забайкальская   12.05.2021 07:38     Заявить о нарушении
Благодарю!

Григорий Белов   12.05.2021 18:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.