Великие люди от Авраама до Хокинга 52

Двадцатый век (продолжение)


Эпико-лирическое творчество композитора Вячеслава Овчинникова – это последняя страница русской классической музыки. От 30 до 35 лет он пишет превосходную музыку к кинофильмам, среди которых «Война и мир», «Андрей Рублев», «Дворянское гнездо». После ослепительного взлета в молодые годы наступает 50 летнее увядание таланта композитора.
Слава расстается с безвольными людьми раньше срока.

Добротный литературный язык Владимира Орлова делает его повесть «Альтист Данилов» полноценным художественным произведением, изданным в 1980 году.

В повести «Альтист Данилов» Орлов погружается в литературный вихрь философского смысла, вселенской фантастики, художественного слова.

Оледенелые космические видения героя Орлова становятся более человечными в атмосфере земного тепла и душевности.

Герой Орлова музыкант Данилов – слабый, добрый человек, одержимый демоническими фантазиями. Живя в мещанской среде, он хочет вырваться из болотной топи своекорыстия и пошлости.

В фантастической круговерти повести Орлова несутся быт и вселенная, мещанство и любовь.

Орлов высказывает разумную мысль о вредности того познания, которое умножает суету жизни.

Изощренная фантазия Орлова привлекательна тем, что о трагическом раздвоении личности автор повествует с легкой иронией.

В фантасмагории Орлова ликует умный бред!

Рассказывая, как в скромном советском интеллигенте орудует демон, Орлов словно предугадывает наступление эпохи дикого капитализма в России.

Писатель и драматург Эдвард Радзинский – кокетливая субретка в исторической литературе.

Радзинский фарисействует в истории.

Радзинский превращает историю в литературные побасенки.

Радзинский страдает разжиженными мозгами шестидесятников.

Даже на склоне лет Радзинский бравирует критиканской самонадеянностью.

Нельзя сказать, что Радзинский – ученый-историк. В лучшем случае, писатель – тенденциозный популяризатор истории.

Вредно читать исторические книги Радзинского, ибо трудно разобраться, где в них правда, а где ложь!

Изображая массовые казни во время Великой Французской революции, Радзинский достигает большой убедительности благодаря негласному сопоставлению XVIII и XX веков, якобинства и сталинизма. Прошлое врезается в настоящее, к настоящему примешивается прошлое.
Радзинский страдает историческим всезнайством!

Радзинский ненавидит деспотизм в России, а заодно – и саму Россию.

Каким бы примитивным ни казался минимализм американского композитора Стивена Райха, тем не менее, в его музыке есть отдельные достоинства: импульсивный ритм и оркестровая красочность.

Нравственнее быть писателем, чем президентом: Вацлав Гавел в конце жизни выбирает политику. Его демагогический лозунг «Политика без политики» улетучивается, как дым, хотя количество наград, полученное им за президентство, не может не льстить самолюбию чешского драматурга.

Молдавский композитор Евгений Дога вместе с людьми кружится в вальсе ликующего счастья.

Талантливый писатель Валентин Распутин с болью наблюдает за духовным и нравственным падением русского народа.

Распутин находится в неразрывном единстве с могучей сибирской природой.

Народно-поучительный тон прозы Распутина порой набивает оскомину.

Поэтический дар Беллы Ахмадулиной ; это еще и талант музыканта, извлекающего флейтовые звуки нежности и печали, а также талант художника, набрасывающего резкие мазки на полотно бытия.

Ахмадулина – поэтесса с богатейшей палитрой красок.

Ахмадулина настолько ярко и убедительно описывает житейские сцены, что кажется, будто она переводит на бумагу цветные картинки.

Ахмадулина воспринимает жизнь сквозь пелену розовых грез.

Утонченная женская поэзия Ахмадулиной возвышается над миром обыденности.

В стихах Ахмадулиной присутствует критический самоанализ умной женщины.

Белла Ахмадулина – восприемница «напряженной лирики» Марины Цветаевой: обе женщины дают понять, насколько трудна и порой невыносима судьба талантливой поэтессы.

Американский журналист русского происхождения Борис Парамонов – философ-софист: любой текст опровергнет противоположным подтекстом! Этим он долгие годы занимается на американской радиостанции «Свобода»! При этом, «знаток» русской литературы не упускает случая блеснуть фрейдистско-мещанскими сентенциями.

Культуролог-диссидент Парамонов распускает окололитературные слухи по всем континентам.

Лев Лосев – иронично-сентиментальный русский стихотворец, проживающий в Соединенных Штатах Америки. Приведем его курьезное высказывание:
«Понимаю – ярмо, голодуха,
тыщу лет демократии нет,
но худого российского духа
не терплю», – говорил мне поэт.
Кто этот поэт? Не сам ли автор стиха с настоящей фамилией Лифшиц?

Пьесам британского драматурга Томаса Стоппарда не чужда возвышенная псевдо-шекспировская риторика, у которого встречаем такие фразы, как: «Жизнь – это балаган», «Смерть – это дверь в пустоту». Кроме этого в них явно присутствует мелкое политиканство автора.

Пьесы Александра Вампилова занимают положение между драмой и водевилем: они до сих пор нравятся интеллигентной публике наивной серьезностью и серьезной наивностью.

Пьесы Вампилова привлекают публику мелодраматической раскованностью героев, волнуют наивной и трепетной любовью.

Киносценарист и поэт Геннадий Шпаликов – самовлюбленный романтик.

В Шпаликове сосуществуют романтик и мещанин.

Шпаликов – бунтарь в артистической среде. Развлекается с друзьями, пока не затягивает петлю себе на шее!

Владимир Маяковский – поэт-революционер, подражающий ему Геннадий Шпаликов – поэт-обыватель. Самоубийство Маяковского – трагедия, Шпаликова – дешевый фарс!

По словам киносценариста Виктории Токаревой, любовь – это
«гениальная мелодия», созданная двумя человеческими сердцами.
Лучше не скажешь!

Чтобы купаться в лучах славы, женщинам не обязательно быть красивыми. Такие знаменитости, как писательница Виктория Токарева или политик Валерия Новодворская, добились признания вопреки своей внешности.

Эдуард Артемьев раскрашивает интонации классической музыки празднично звучащими электронными инструментами. Этим нехитрым способом он приобретает широкую известность. Композитора награждают четырьмя Государственными премиями Российской Федерации.
Быть умным компилятором – это тоже талант.

Филолог и поэт Сергей Сергеевич Аверинцев взирает на мир сквозь алмаз истины. Его наставником считается близорукий и одновременно дальновидный Алексей Фёдорович Лосев.
Между старшим и младшим коллегами существует преемственная связь, о чем можно судить хотя бы по следующему факту: Лосев издает труд «История античной эстетики», Аверинцев – книгу «Византийская эстетика».

Актер и поэт Владимир Высоцкий – бард-повеса из Большого Каретного.

Высоцкий не поет, а рвет горло, стараясь перекричать равнодушие советских обывателей.

Неуемный русский еврей Высоцкий ниспровергает общепринятых кумиров, мешает все карты, пьет, грешит, любит и ненавидит, ни с кем не соглашается, в одиночку бросает вызов обществу. Он, подобно грязному бомжу с гитарой в руках, осыпает проклятиями брежневскую эпоху застоя.

Страстный бунтарь и сатирик Высоцкий иногда превращает авторскую песню в подлинное народное откровение.

Владимир Высоцкий – русский Роберт Бёрнс.

Кутюрье Вячеслав Зайцев считает, что женщина должна быть тайной. Поэтому он создает для нее наряды, которые восхищают публику изяществом и красотой.

Мировая слава превратила Рудольфа Нуреева в поп-звезду балета. Уехав на Запад, он беспрепятственно своевольничал, купил даже остров! Но в блаженных краях артиста настиг СПИД!

В лекциях доктора богословия Алексея Ильича Осипова просматривается желание осовременить православную веру. Многие ее постулаты он трактует по-философски, с диалектической точки зрения. «Курьезные» эпизоды из Библии профессор истолковывает символически, подкрепляя свою мысль необыкновенными примерами из жизни. Иногда убедительными, но чаще всего – притянутыми за уши.

Писательница, поэтесса и певица Людмила Петрушевская не пишет о жизни, а фотографирует жизнь. В этом деле тоже требуется мастерство.

Композитор Юрий Буцко падает на колени перед грешной и святой Русью.

Мелодекламация в опере Буцко «Записки сумасшедшего» размеренная, хотя в сравнении с «Женитьбой» Мусоргского недостаточно индивидуализированная. Это объясняется распевностью композитора украинского происхождения.

Поэзия Игоря Шкляревского – своего рода прозрачное стекло, через которое виден окружающий мир.

Воздух в поэзии Шкляревского разряжен до такой степени, что земля, предметы и события кажутся невесомыми.

В тонкой, воздушной поэзии Шкляревского присутствуют красота природы, воспоминания о детстве, волнующие миги радости и счастья.

Стихи Шкляревского возвращают нас в эпоху простой и светлой послевоенной жизни.

Герой поэмы Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки» хлещет вино и водку стаканами, чтобы перебить вкус страшного «ерша» из скорби, тоски и безысходности.

Ерофеев водкой заглушает презрение к жизни.

Венечка Ерофеев по натуре – анархист, вдохновение которого зависит от убойной силы алкоголя. Впрочем, таким же был и Сергей Есенин!

Острая, рваная, истеричная музыка кубинского гитариста Лео Брауэра звучит пронзительно, как визг лопнувшей струны.

Слушая музыку Бориса Тищенко, кажется, что вдыхаешь воздух хвойного леса.

Свежий русский мелодизм делает музыку Тищенко эмоционально и духовно содержательной.

Музыка Тищенко доносит до слушателей голос страдающей России.

Находясь между музыкой Дмитрия Шостаковича и Георгия Свиридова, Борис Тищенко иногда достигает самостоятельности в музыкальном произведении.

В «беспредметной» музыке Борис Тищенко отходит в сторону от учителя Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, чьи произведения, напротив, изобразительны, даже кинематографичны.

Анатолий Кашпировский – советский психотерапевт украинско-польского происхождения. В телевизионных сеансах он якобы излечил свыше 10 миллионов человек! Верить или не верить этому «достижению» уникального доктора? Или он, мягко говоря, водит публику за нос?

Радостной весенней разноголосицей звенит хоровая музыка Валерия Гаврилина.

Гаврилин внедряет в идиллический русский лубок остросоциальную и трагическую военную тему: его музыка ласкает душу и разрывает сердце.

Музыка Гаврилина эклектична: в ней чистый родник русской народной песни смешивается с пошлым городским шлягером.

Гаврилин – талантливый имитатор свиридовской музыки.

Хоровые произведения Валерия Гаврилина – это перепев музыки Георгия Свиридова. Надо отметить, что музыка и Гаврилина, и Свиридова – вторичное искусство. В их творчестве старая, дореволюционная музыкальная Россия возвращается к жизни!

Валерий Гаврилин и Евгений Дога приобретают известность, как авторы ярких мелодий, популярных среди большого числа людей.

18-летний поэт Иосиф Бродский пишет выдающееся стихотворение «Пилигримы»:

Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным,
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
…И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.


Бродский – зодчий поэтических строф.

Бродский строит величественный храм поэзии.

Искусство слова для Бродского – рыцарский щит свободы и независимости.

«Поэт – слуга языка», - утверждает Бродский.

Бродский не снимает с себя железные вериги поэзии ни днем, ни ночью.

В поэзии Бродского сокрыты тайны мироздания. Такой глубины никто из русских поэтов еще не достигал.

Поэзия Бродского дарит интеллектуальное пиршество каждому образованному человеку.

В архангельской ссылке Бродский переживает «болдинскую осень».

В поэзии Бродского нет ничего более чистого, возвышенного и благородного, чем стихи об Иисусе Христе, Деве Марии и библейских пророках.

Больное сердце Бродского чутко реагирует на магнитные бури вселенной. Уехав из неустроенной России в благополучную Америку, он умирает в 56 лет.

Австралийско-британский гитарист Джон Кристофер Уильямс – большой талант, исполнение которого отмечено классической формой, богатством тембров и красок.

Наталия Ивановна Басовская – доктор исторических наук, историк-медиевист однажды высказала глубокую мысль: «Мы – цивилизация войны».

Для Басовской история – проекция будущего.

Басовская пристально всматривается в магический кристалл истории.

Русский и американский писатель Сергей Довлатов делал мелкие пакости Советской власти в силу литературной ограниченности.

Довлатов – мастер шаржированного портрета.

Довлатов – подневольный в описании обыденной жизни с явным чувством самоиронии и досады на собственную персону.

Довлатов – деклассированный художественный элемент из петербургской компании «митьков».

Сергей Довлатов и Наталия Никитична Толстая описывают повседневную жизнь людей лаконичным чеховским языком. Хотя до Чехова им бесконечно далеко!

Композитор Валерий Кикта – южнорусский Садко, в отличие от северного Садко – Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Правда, он воспевает вовсе не морские стихии, а колокольный звон Киево-Печерской Лавры.

Британский физик-теоретик, космолог и писатель Стивен Уильям Хокинг – герой своей эпохи. Он преодолевает сопротивление собственного парализованного тела и закостенелых представлений человечества о вселенной. «Черные дыры», излучающие энергию, названную именем Хокинга, ассоциируются с «Черным квадратом» Казимира Малевича. Авангардная живопись намного раньше узнает то, что открывают астрофизики в XX веке!

В художественной натуре Людмилы Улицкой постепенно зреет крупный писатель. Ее знания жизни становятся более основательными и глубокими. Кроме того, она ведет борьбу с неизлечимой болезнью, которую мужественно одолевает.

Близость смерти и мысли о скорой кончине формируют в Улицкой значительного писателя. Она говорит, что ценит жизнь и уважает смерть!

Улицкой, болеющей раком, помогает выжить классическая музыка, а литературный энтузиазм превращает ее в интересного писателя!

В понимании Улицкой жизнь – беспорядочная круговерть, однако она верит в разумно мыслящего человека.

В голове Людмилы Улицкой царит путаница насчет пресловутых диссидентов. Она идеализирует «борцов» за гражданские права, хотя выступает сторонницей малых добрых дел, следуя этическим взглядам философа и богослова Альберта Швейцера.


Рецензии